“Червону калину” услышали во всем мире, а сапсаны разместили на погонах аэроразведки: как украинское искусство помогает победить в войне

Андрей Хлывнюк. Кадр из клипа "Ой у лузі червона калина". Скриншот: youtube.com

Украинская культура в период войны с Россией стало мощным оружием в борьбе с так называемым “русским миром”. Полномасштабное вторжение российских войск в Украину послужило сильным толчком для активизации многих культурных процессов в нашей стране.

В украинском обществе не только возродился интерес к незаслуженно забытым памятникам отечественного культурного наследия, но и начался подлинный ренессанс современного искусства.

Кино, музыка, литература, живопись, скульптура — сейчас в Украине небывалый всплеск переживают практически все виды искусства.

В своей творческой деятельности писатели, музыканты, художники, поэты ищут вдохновение в образах современных героев: бойцов Вооруженных сил Украины (ВСУ) и Территориальной обороны (ТрО), волонтеров, спасателей, медиков и простых украинцев, которые оказались в горниле этой страшной войны.

В своих работах представители искусства отражают силу и мужество украинского народа, его любовь к своей земле, веру в победу и жгучую боль трагедии, которая пришла в Украину.

“Червона калина” как символ украинского сопротивления

С начала полномасштабного вторжения России в Украину музыкальные предпочтения украинцев в корне изменились. В частности, согласно опросам, девять из десяти украинских граждан стали слушать больше отечественных песен.

Согласно исследованию BlaBlaCar, у 89% опрашиваемых стало больше украинских песен в плейлисте. Среди самых любимых исполнителей и групп — Кузьма Скрябин, “Океан Эльзы”, “Бумбокс”, “Без обмежень”, KOLA.

В то же время, многие украинские исполнители отказались от своих русскоязычных песен или поют их на украинском.

“Практически все артисты перешли на украинский язык. Есть какие-то исключения. Насколько я понимаю, это происходит на концертах. К примеру, есть какие-то старые песни, которые музыканты не хотят переводить, публика их любит и поэтому их поют. Но все песни новые пишутся на украинском, даже теми артистами, от которых этого не ожидали. Более того, некоторые переводят свои песни. Например, Оля Полякова перевела свою песню “Королева ночи”. Quest Pistols поступает также”, — прокомментировала изменения в музыкальной сфере арт-обозреватель Лена Чиченина.

Одним из первых поднял боевой дух украинцев солист группы “Бумбокс” Андрей Хлывнюк, который спел в современном варианте народную песню “Ой у лузі червона калина”. Эту композицию в первой половине ХХ века пели и сечевые стрельцы, и бойцы Украинской повстанческой армии (УПА). В исполнении Хлывнюка эта песня не только получила второе дыхание, но и в считанные дни стала суперхитом.

Впоследствии знаменитая на весь английская рок-группа Pink Floyd выпустила первый за 26 лет трек под названием Hey, Hey, Rise Up, в котором музыканты адаптировали “Червону калину” под современный рок. Композиция Hey, Hey, Rise Up заняла первое место в чартах 25 стран мира.

Еще одним примером “звездного” сотрудничества является песня 2Step, которую исполнили украинская группа “Антитела” и британский певец Эд Ширан.

Через некоторое время на цифровых площадках эта композиция спровоцировала настоящий ажиотаж. В частности, на Spotify прирост аудитории этого украинского коллектива вырос в четыре раза, а на Apple Music песни группы услышали уже более 16 млн раз. Клипы “Антител” крутят на музыкальных каналах Польши, Чехии, а также на радиостанциях США.

“Мы не забываем, что мы публичные люди и на нас лежит функция говорить, использовать разные способы, каким образом до европейцев, до американцев донести то, что происходит здесь, в том числе благодаря таким вирусным видеороликам, как обращение к Эду Ширану и так далее. Я дал огромное количество интервью на английском языке, где повсюду рассказываю правду об этой войне”, — рассказал солист группы “Антитела” Тарас Тополя.

Хитом стала также песня “Байрактар”, повествующая об одноименном турецком беспилотнике, который эффективно зарекомендовал себя на фронте в первые месяцы войны. Автор хита Тарас Боровок — военнослужащий, в биографии которого 4 класса музыкального образования.

“Делать клип даже мысли не было. Думаю, ну кто там эту песню услышит: примитивное, веселое. Полуколомыйка какая-то. И когда мы увидели через три недели, сколько миллионов просмотров, начали перепевать, начали на улицах музыканты играть. Клипы люди начали делать на мое исполнение. И мы увидели, что это действенный инструмент для подтягивания аудитории под наши средства информирования”, — вспоминает Тарас Боровок.

Украинские музыканты также зарекомендовали себя на весь мир. Например, группа Kalush в мае прошлого года стала победителем “Евровидения-2022”. Во время своего выступления участники группы призвали помочь Мариуполю и людям на “Азовстали”.

В свою очередь, коллектив ДахаБраха был единственным представителем из Украины в известном британском музыкальном телешоу Later… with Jools Holland на BBC, а также в эфирах радио KEXP и NPR.

“Сейчас практически во всех странах Европы и в Штатах хотят слышать именно украинское. Огромный запрос на украинское. Люди приходят на концерты просто потому, что там будет украинская музыка”, — отметила Лена Чиченина.

Многие украинские звезды гастролируют с концертами по странам, рассказывают о войне в Украине, собирают деньги для ВСУ и пострадавших от войны украинцев.

Живопись как орудие борьбы с врагом

Война также стала источником вдохновения для украинских художников. К сожалению, она преподносит страшные темы для творчества: обстрелы, разрушения, смерть, кровь, боль и страдания людей.

Поэтому во всем мире войну в Украине знают уже не только по новостям, видеосводкам и фоторепортажам, но и по картинам украинских художников, которые демонстрируются на выставках. Такие выставки проходят, в частности, в Европе, США, Канаде, Великобритании, Австралии и других странах.

Полномасштабная война заставила многих художников переформатировать свое творчество с мирной живописи на военные зарисовки. Так, художник Владислав Шерешевский с первых дней полномасштабного вторжения пишет быстрые работы об актуальных событиях: потопление крейсера “Москва”, осада “Азовстали”, ракетный обстрел Киева.

Первую работу на военную тематику “Желтые ленты” Владислав опубликовал на своей странице в соцсети 8 марта 2022 года.  Следующее полотно “Фашист пролетел” появилось днем позже. Дальше были “Марик”, “Паляниця”, “Мадонна” и десятки других картин. С тех пор художник регулярно радует ценителей новыми работами.

“Вот как я начал рисовать… Я успокоился, потому что эмоции начали выплескиваться на холст. Я начал всю эту ситуацию, которую мы просматривали в интернете и переваривать через художественную призму. И мне стало легче, я не знаю. Я вообще рисую с утра до вечера и так в любой ситуации. То есть в любой ситуации надо брать и рисовать, брать кисти, рисовать”, — считает он.

За 10 месяцев полномасштабной войны Владислав Шерешевский написал более 70 картин. А сумма переданных им на нужды украинских защитников денег скоро достигнет 40 тыс. долларов.

Художник из Киева Андрей Блудов создает полотна, в которых соединяет исторические и современные фотографии украинцев с атрибутами российского военного вторжения. Цикл картин под названием “Голоса” он начал создавать еще до полномасштабного вторжения.

Андрей Блудов видоизменил и перенес на холсты старые фотографии: на картины попали сначала члены его семьи, а позднее героями работ художника стали и случайные люди. Последние полотна появились уже во время войны, а потому и цвета красок, и образы изменились.

“Здесь уже включились какие-то фрагменты того, что происходит сейчас. Вот разбитая техника, фотографии военных”, — комментирует свои работы художник.

Андрей Блудов считает, что после 24 февраля у украинского искусства появилась новая функция — констатация и документация фактов. Чтобы художественно зафиксировать хроники боевых действий, он начал создавать одноименную серию картин.

Часть выручки с продажи работ художник передает на нужды Вооруженных сил Украины. За деньги, собранные на благотворительных выставках при участии Андрея Блудова, уже приобрели беспилотник, внедорожник, тепловизор и другую технику для украинских защитников.

“Как гражданин, как человек, который считает, что победа важна, что необходима, что она обязательно будет, и ее приближать нужно. Каждый на своем месте. Естественно. Ну, там разные были форматы. Я, как правило, сразу соглашался, потому что это мой единственный вклад, что я могу сделать для ВСУ”, — рассказал Блудов.

Однако не все украинские художники переориентировались на военную тематику. Петр Бевза — один из таких. Архитектор по образованию, который писал киносценарии, редактировал журналы об искусстве, создавал арт-инсталляции.

В ответ на агрессию РФ художник создает красочные полотна — один из них арт-проект “Сапсаны”. В своих работах Петр Бевза изображает природу, животных, цветы, воду, но не войну.

“А зачем писать войну? Войну пишут наши воины света. Моя задача — им помочь, чтобы они светили дальше”, — говорит художник.

По его словам, после того, как многие его друзья записались в ТрО, он решил их поддержать и материально, и морально. Так появилось изображение белого Сокола.

После публикации картины в соцсетях к художнику обратились военные с просьбой сделать шеврон. Теперь сокол Бевза красуется на погонах и аэроразведки, и Теробороны Киева, и одного из одесских силовых подразделений.

За время полномасштабной войны Петр Бевза написал более 20 сапсанов, несколько больших полотен и расписал бронеплитку украинского защитника, которая спасла тому жизнь. Часть вырученных от продажи денег художник передает на нужды украинской армии.

Читайте также: Украинская культура: возрождение из пепла войны

Какое влияние современное украинское искусство оказывает на ход войны? В чем во время войны ищут вдохновение музыканты и художники? Как воспринимают современную украинскую культуру за рубежом? Эти и другие темы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • российский рок-журналист, музыкальный критик, теле- и радиоведущий, писатель Артемий Троицкий;
  • художник Матвей Вайсберг;
  • художник Игорь Гусев.

Артемий Троицкий: Война подталкивает украинцев к созданию музыкальных шедевров

— Конечно, это не возрождение, потому что украинская музыка уже довольно долгое время находится на подъеме. Я скорее назвал бы это явление “возгонка”, что ли. Не хотелось бы употреблять военную терминологию типа “взрыв” или что-нибудь такое.

Но то, что эта ситуация вдохновила, может быть, не в позитивном, а в негативном смысле очень многих музыкантов на новые произведения, побудила в них желание каким-то образом активно вмешаться в то, что происходит, прокомментировать, спеть какие-то духоподъемные песни, это абсолютно естественно.

То же самое было, скажем, например, в 40-е годы, когда была Вторая мировая война, и тоже это было время, когда были сочинены некоторые очень сильные песни.

Правда, как я выяснил, главная песня “Вставай, страна огромная” — это вообще старая украинская песня, но, тем не менее, были и “Землянка”, и “Темная ночь”, и так далее. Ситуация подталкивала творческих людей к созданию шедевров.

В Украине сейчас происходит примерно такой же процесс. И на самом деле, я открыл для себя много новых имен. Естественно, те же “Вопли Відоплясова” я знаю с 1987 или 1988 года. “Океан Эльзы”, Хлывнюка и “Бумбокс” тоже знаю очень давно, хотя лично не знаком.

Но для меня открылось очень много совершенно новых артистов: это и рэперы, и даже попсовики. При том, что я не особо интересуюсь поп-музыкой, но вот открыл для себя такую очень интересную, стильную и умную девушку, выступающую под псевдонимом Jerry Heil. Или еще одну девушку, такую чисто попсовую, но опять же с очень занятными видеоклипами и содержательными песенками типа I See You — ее зовут Роксолана.

Никогда раньше я об этих ребятах и девчатах не слышал, а тут они просто произвели очень хорошее впечатление.

Матвей Вайсберг: Количество выставок украинских художников растет по всему миру

— В тоталитарных режимах искусство если не умирает, то либо впадает в спячку, либо уходит куда-то в подполье.

Например, [искусствовед] Дмитрий Горбачев давно уже ввел украинское искусство 1920-х, 1950-х годов в контекст мирового искусства, и протянулась такая связь времен: мы сегодняшние ощущаем себя наследниками этой действительно великой украинской традиции живописи — художников-“бойчукистов” Ивана Падалки, Виктора Пальмова.

И сейчас происходит какой-то новый всплеск у художников, и, несмотря на войну, количество открывающихся выставок только растет. Их сейчас немало в разных странах и в Европе, и в Соединенных Штатах, и в Канаде.

У меня закончилась выставка моего “дорожного дневника” в Гааге, которая проходила в Министерстве юстиции, что меня очень потешило. Думаю, рано или поздно там состоится известный суд, сравнимый с Нюрнбергским. И не успела выставка закончиться, как ее тут же перевезли в Прагу.

Искусство тоже борется и представляет собой Украину, оно говорит, что мы есть, что наш голос должен быть услышан. Задача художников рисовать и показывать, какая в Украине есть современная, очень мощная культура. И украинцев заметили, украинскую культуру оценили.

Игорь Гусев: Если мы умудряемся смеяться над оккупантами, то мы их уже практически победили

Когда началась война, я понял, что нужно принимать участие в том, что происходит. Но единственное, что я умею хорошо делать — это рисовать. Я начал вести дневник происходящего, и каждый день на новые события я рисовал новую картинку и тут же ее выкладывал. Она имела большую реакцию в сети.

И через некоторое время мне люди начали писать: “Мы не можем без этого. Это очень важно для нас! Продолжай, пожалуйста!”.

Это меня очень вдохновило. До этого я занимался немного другим искусством и любил больше метафизику, какое-то искусство вне времени. А сегодняшний день диктует мне новый подход — искусство быстрого реагирования. Некоторые называют его “Утром в газете, вечером — в куплете”. Нет, это не так, у меня более такой даосский принцип: что увижу, о том пою. Если ты художник, то должен как-то отражать реальность, которая сегодня происходит.

На удивление, негативных отзывов я не видел. Я слышал от своих подписчиков от том, что люди меня критикуют, но лично не получал негативных отзывов. Я бы с удовольствием поговорил с теми же россиянами, но они как-то, наверное, боятся мне писать. Они видят, что я могу очень сильно и жестко ответить в своем позитиве и юморе, поэтому в контакт со мной не вступают. А те россияне, которые в соцсетях со мной коммуницируют, то стараются делать это очень аккуратно

Осмеянный враг — это побежденный враг. Если наша нация умудряется смеяться над оккупантами, над захватчиками, то мы уже практически их победили. Мы это сделаем, без сомнения.

Но бывают такие моменты, когда непонятно что происходит. Поэтому вселять надежду в близких людей и тех, кого я не знаю, являлось для меня интересной и достаточно важной миссией.

Сейчас состояние людей уже более-менее выровнялось, и нет той паники, которая была вначале. Все уже настроены на победу, и нужно говорить, что “вот-вот и мы победим”. Я считаю, что это важно.

Так произошло, что сейчас к украинскому искусству очень большой интерес. Я недавно ездил в Париж, где открыл свою выставку “Сакральное импортозамещение”. Я ее делал при помощи искусственного интеллекта, и задал туда такие параметры, мол, что может сделать государство, граждане которого имеют ватный мозг. И он мне выдал утюги из ваты и телевизоры из ваты. Французы это все как-то поняли и приняли, потому что они не совсем понимают, что происходит в России, и зачем она затеяла эту войну.

И это разъяснение ватного сознания, которое не имеет причинно-следственной связи, им (французам, — ред.) и объяснило происходящее. Я думаю, что остальные художники тоже какой-то новый всплеск интереса к своему творчеству все-таки имеют, и это хорошо отразится на нашем искусстве.

Мне очень нравится песня, в которой поется “Добрий вечір, ми з України!”. Это уже хит всех времен и народов, против которого песня “Темная ночь” — уже “нафталин”. Это абсолютно новая такая энергия, которая помогает нам побеждать.

Читайте также: Фиксация войны в культуре: интервью с писателем Игорем Померанцевым

Прямой эфир