Быть ли ОБСЕ в Европе? Быть ли России в ОБСЕ? Мнение эксперта

Поможет ли ОБСЕ урегулировать ситуацию в Европе – устранить агрессию России против Украины. Если да, то как? Если нет, нужно ли переформатировать организацию? На эти вопросы журналистам UATV ответил кандидат исторических наук, глава организации Центр прикладных исследований Андрей Каракуц во время прямого эфира.

— По Вашему мнению, какую роль сейчас играет ОБСЕ в Украине?

— Изначально ОБСЕ должна была создать диалог между Западом и Востоком. Это еще были времена Холодной войны. Хельсинкский заключительный акт, подписанный в 1975 году, как раз и знаменовал то, что можно решать все конфликты не варварским способом, как сейчас делает Российская Федерация, а путем переговоров, возможности диалога. И, в целом, ОБСЕ — это был такой форум, где могли представители таких стран, как США, Советский Союз встретиться и обсудить вот эти вопросы. Однако этот форум не имел полномочий для того, чтобы устанавливать некоторые правила. Поэтому он был реорганизован в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которой уже после окончания Холодной войны состоят 57 стран. Среди них такие страны как Россия, Украина, Соединенные Штаты, Канада, Монголия. То есть очень много различных стран. И очень важно, что в этой организации все решения принимаются консенсусом. То есть, если одна страна выступает против, то это решение не будет принято. Именно поэтому эта организация и остается форумом, на котором могут встречаться делегации. Однако принимать такие сложные решений, которые касались бы всего континента, (это региональная организация, которая касается в первую очередь как раз Европы) очень сложно. И раньше мы видели, что такие решения, даже если принимались, то они, как правило, были достаточно компромиссные, учитывали все возможные пожелания, как России, так и других сторон. Поэтому говорить о том, что эта организация какая-то действенная и она может как-то помочь урегулировать этот конфликт, то нет, однозначно нет. Ее главная функция — это как раз фактически поддерживать диалог, создать вообще его возможность. Потому что во всех других организациях, пожалуй, кроме ООН, Российская Федерация, либо уже заблокирована, либо сама вышла из состава. И вот сейчас как раз идет очень большая дискуссия, что вообще делать с ОБСЕ, нужна ли она дальше.

Буквально несколько дней назад Российская Федерация заблокировала продление мандата мониторинговой миссии, которая в Украине работала с 2014 года. Эта миссия, несмотря на то, что действительно ее можно критиковать, не была настолько действенная, не настолько эффективная. Она готовила отчеты, которые, в принципе, показывали ту ситуацию, которая происходит, в том числе, на оккупированных территориях, там, куда украинские власти не имели доступа. Соответственно, вот мониторинговая миссия была полезной, однако она никоим образом не помогала решению конфликта.

Другой механизм в рамках ОБСЕ, который работал, напомню, это Минская группа, трехсторонний диалог, в котором участвовали как раз Россия, Украина, ОБСЕ, и собиралась она в Минске. Также, несмотря на многочисленные раунды, мы видим, что Российская Федерация не использовала этот механизм для того, чтобы разрешить конфликт. Наоборот, она пыталась таким образом достичь каких-то своих целей. То есть ОБСЕ — это еще одно доказательство того, что Российская Федерация использует международное право, международные организации исключительно для своих целей.

Если Россия видит, что эти организации каким-то образом ее ограничивают, то она либо не выполняет требования, либо выходит из их состава. И сейчас, если говорить о том, что может быть с ОБСЕ, с организацией, в которой состоит Российская Федерация, есть идея, чтобы приостановить членство Российской Федерации и соответственно, вот это право консенсуса использовать для принятия решений, которые могут быть использованы против Российской Федерации.

Также по теме: В Кремле – еще не раскол, но уже началась борьба за место под солнцем. Интервью с Гудковым

— Почему важно исключение Российской Федерации из ОБСЕ? И нужно ли это?

— С одной стороны этот очень логичен, потому что Российская Федерация нарушила все эти базовые пункты основоположника Хельсинкского заключительного акта, в котором написано о нерушимости границ, территориальной целостности, суверенитете стран-членов, о возможности каждой страны самостоятельно выбирать свое будущее, в каких блоках она состоит. И с этой точки зрения, безусловно, цели создания организации, уже не актуальны. И вот этот кризис, который мы видим, это российско-украинская война, как раз говорит о том, что ОБСЕ не может говорить о том, что ее принципы соблюдаются. То есть сама цель организации фактически разрушена. Говорить о том, что, если сейчас мы исключим Российскую Федерацию, организация станет лучше, также достаточно сложно, потому что кроме России там остаются такие страны, как Беларусь — пособник Российской Федерации в этой войне. Там есть другие также страны-члены ОДКБ, которые также в перспективе могут блокировать решения, которые могут затрагивать как раз Российскую Федерацию. Если из этой организации будут исключены все страны, которые связаны с ОДКБ, полностью теряется ее функции.

Те люди, которые говорят, что нужно сохранить эту организацию, эксперты указывают на то, что это будет единственная площадка, кроме ООН, на которой еще можно будет разговаривать. Теоретически в будущем ОБСЕ можно будет использовать для того, чтобы контролировать режим соблюдения огня на линии разграничения, возможно, это будет также какая-то новая мониторинговая миссия, которая будет работать на территории Украины и на территории Российской Федерации. Но опять же, мы сталкиваемся с тем, что все это будет зависеть от воли Российской Федерации. Мы видим, что такой воли нет.  Сохранять такую огромную бюрократическую машину, в которую превратилось ОБСЕ в последние годы, только ради того, чтобы о чем-то там разговаривать, я не вижу смысла. То есть, если Украина и дальше будет настаивать на том, чтобы Россию исключили, да, лучше это сделать. Если эта организация не будет работать, пусть она не работает. Нужно действительно создавать тогда новые организации.

— Какую роль ОБСЕ, может играть в Украине при переформатировании организации в более практическую площадь?

— Давайте вспомним договор об ограничении обычных Вооруженных сил в Европе. Он работал. Из него Российская Федерация вышла еще в 2001 году. В рамках ОБСЕ также был разработан договор об открытом небе. То есть возможность, соответственно, контролировать с воздуха военные приготовления других стран. Первый договор касался ограничения размещения войск в определенных районах, в определенных географических пунктах. То есть формально все наработанные механизмы существуют. Однако в самом ОБСЕ главная проблема состояла в том, что не существует механизма для того, чтобы наказывать агрессора. Нужно менять сами механизмы того, как принимать решения. Если мы сейчас приостановим членство в Российской Федерации, примем какие-то новые нормы ОБСЕ, создаем какие-то миссии, все равно они не будут работать. Поэтому, да, мой вывод как раз состоит в том, что если ОБСЕ хочет модернизироваться, если она хочет трансформироваться, то это должен быть какой-то орган, в котором страны-члены будут готовы создавать какие-то Ad hoc коалиции (по особому случаю), которые смогут реализовывать пункты, несмотря на сопротивление некоторых стран-членов. То есть, принцип консенсуса показывает, что он уже не работает.

— Если вдруг опять загорится Косово, на которое сейчас опять смотрит Сербия, не без помощи Российской Федерации? Если Босния и Герцеговина загорится опять-таки с помощью Сербии, и не без помощи Российской Федерации? Кто будет работать вместо ОБСЕ, и нужна ли тогда будет эта организация?

— Это один из рисков того, что может произойти, если ОБСЕ перестанет существовать как организация. Кроме Украины эта организация вовлечена во многие процессы, в том числе, по разрешению кризисов в других странах. Вы назвали Косово, Босния и Герцеговина, еще Грузия и Молдова. И если эти миссии не будут продлены, то можно говорить о возможности дальнейшей эскалации ситуации в этих сейчас замороженных конфликтах. Это один из аргументов, почему вообще стоит сохранять ОБСЕ.

Проблема в том, что эти миссии продлеваются каждый год. То есть в конце каждого года собираются представители стран-членов и консенсусом принимают решение о том, продлевать ли миссию или нет. Вот Российская Федерация заблокировала недавно продление миссии СММ ОБСЕ в Украине. Соответственно, точно так же в конце года, если мы оставим Российскую Федерацию, она сможет заблокировать продление миссии в Боснии и Герцеговине и так далее. То есть для разрешения этих конфликтов, действительно, нужно иметь структуру, которая будет максимально знать, что делать. Потому что существующие другие механизмы, например, миссии Европейского Союза, НАТО, они все-таки привязаны к конкретным странам, к конкретным блокам. И у них нет такого мандата, как в ОБСЕ, где действительно все 57 стран европейского и североатлантического пространств могут принимать достаточно сложные решения.

Пытаться сейчас создавать какую-то новую организацию вместо ОБСЕ, в которой не будет России, будет воспринят как попытка условного Запада создать правильную организацию, в которой они будут слышать голоса других стран. И вот Российская Федерация, кстати, в пропаганде сейчас очень активно использует нарратив, о том, что есть Россия, которая воюет против эфемерного Запада. И именно благодаря вот этому своему нарративу, что Россия якобы за права не знаю кого воюет, она очень эффективно распространяет свою пропаганду в Индии, странах Латинской Америки, странах Юго-Восточной Азии. То есть нужно подходить очень аккуратно к тем решениям, которые будут приниматься. Ведь неаккуратными действиями можно сделать так, что мы наоборот легитимизируем действия Российской Федерации, что она якобы действительно воюет с каким-то условным Западом.

Также по теме: Давайте позволим Лукашенко утонуть, как русскому кораблю, а Беларусь мы спасем – Вячорка

Также по теме: Ядерное оружие против Украины. Что остановит Путина?

Прямой эфир