25 декабря пассажирский самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс “Баку — Грозный” (JS-8432), потерпел крушение в аэропорту Актау на западе Казахстана. Из 67 человек на борту погибли 38, а 29, включая двух детей, были госпитализированы. Из экипажа выжили только двое.
Официального подтверждения причин катастрофы пока нет, расследование продолжается. Однако уже было сделано немало заявлений от политиков и экспертов о том, что Россия виновна в крушении лайнера.
“Боевые” птицы или все же российская ракета?
На данный момент ведется несколько расследований катастрофы.
На кадрах, снятых пассажирами лайнера перед крушением, видно, что в салоне уже спущены кислородные маски, а крыло самолета повреждено. После крушения были опубликованы кадры обломков самолета с характерными признаками поражения фюзеляжа. Тогда у СМИ и аналитиков появилась версия, что воздушное судно было атаковано средствами противовоздушной обороны (ПВО). И вероятно это произошло над территорией России, где утром 25 декабря была объявлена воздушная тревога.
По информации главы украинской разведки Кирилла Буданова, самолет, который разбился в среду, 25 декабря, на западе Казахстана, был поражен из зенитно-ракетного комплекса “Панцирь С1” на территории России.
Президент Украины Владимир Зеленский выразил свои соболезнования президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и народу Азербайджана в связи с катастрофой. Он уверен, что РФ ответственна за крушение самолета.
“Если Россия решит распространять ложь так же, как это было в случае с MH-17, мы должны будем усилить международное давление на Москву, чтобы установить истину и добиться ответственности”, — высказался Зеленский.
Пилоты запрашивали аварийную посадку у российских диспетчеров. В приеме в аэропортах России им отказали. Российские пропагандистские медиа уверяют — воздушное судно не приняли из-за тумана. Якобы поэтому его направили через Каспийское море в Казахстан. Там самолет и упал. Перед падением экипаж предпринял две попытки посадить воздушное судно в аэропорту Актау.
Системы GPS-навигации лайнера были заглушены на всем пути полета над морем.
В “Росавиации”, и в “КазАэронавигации” высказали предположение, что причиной авиакатастрофы было столкновение самолета со стаей птиц.
В свою очередь казахстанское издание Orda.kz со ссылкой на управление здравоохранения Мангистауской области Казахстана сообщило, что на борту судна взорвался баллон.
Ряд аналитиков утверждает, что самолет мог быть поражен российской зенитной системой. Эти утверждения согласуются с видео, появившемся изнутри самолета и с места крушения, а также с сообщениями нескольких новостных агентств, указывающими на то, что российская система ПВО стала причиной крушения.
О том, что ракета была выпущена из российского ЗРК “Панцирь-С”, рассказали также источники в правительстве Азербайджана. Удар совпал с активностью беспилотников над Грозным, а осколки задели пассажиров и членов экипажа.
В Белом доме считают, что есть признаки того, что разбившийся самолет сбила российская система ПВО, передает “Голос Америки”.
“Мы… видели некоторые первые признаки, которые, несомненно, указывают на возможность того, что этот самолет был сбит российскими системами противовоздушной обороны”, — сообщил советник Белого дома по коммуникациям в сфере национальной безопасности Джон Кирби.
Он отметил, что Вашингтон предложил помощь в расследовании крушения.
Кирби также сообщил, что сейчас идет расследование инцидента с участием Казахстана и Азербайджана, и США предложили свою помощь.
В Кремле отказались комментировать причины крушения самолета в Казахстане до окончания расследования.
Авиакатастрофа в разборе экспертов
Почему Кремлю будет сложно опровергнуть одну из самых очевидных версий падения лайнера? Какими на этом фоне будут отношения между Россией и Азербайджаном? По какой причине российское ПВО могло сбить пассажирский самолет? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДOM ответили:
- Валерий Романенко, авиаэксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации им. Антонова;
- Алексей Буряченко, кандидат политических наук, исполнительный директор “Международной ассоциации малых городов”;
- Геннадий Гудков, российский оппозиционный политик;
- Андрей Фиалковский, ведущий эксперт War Kitchen, преподаватель программы “Беспилотные летательные аппараты” в KSE.
ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО: Лайнер могли повредить малые ракеты ПВО
— Самолет попал в неудачное место в неудачное время. По Грозному наносили удар, а российские системы ПВО крушили все, работали в автоматическом режиме. По беспилотникам они слабо работают. “Панцирь-С” это доказывал неоднократно. А вот по большому объекту типа самолета, они попали. И, судя по всему, попали новейшей ракетой, которая имеет минимальную боевую часть.
Даже стандартная ракета комплекса “Панцирь-С1” имеет боевую часть всего 5,5 килограмм. А это, судя по всему, была более современная ракета. У стандартной ракеты комплекса “Панцирь” — стержневые поражающие элементы. Скорее всего, это была малая ракета, которая не способна была сбить самолет, но, судя по всему, повредила гидравлическую систему самолета с последующей утечкой гидравлический жидкости и нарушением управления самолетом.
Дело в том, что современные зенитно-ракетные комплексы часто работают в автоматическом режиме. А автоматический режим означает, что без участия оператора открывается огонь и осуществляется наведение по любой цели в зоне поражения этого зенитно-ракетного комплекса.
Почему так сделано? Сейчас часто происходят массированные налеты, и человек просто не успеет отреагировать на несколько одновременно появляющихся целей. Чтобы комплекс мог работать по нескольким каналам, каждый канал наводит на отдельную цель. Его настраивают в автоматический режим. Например, в автоматическом режиме был сбит над Ираном украинский “Боинг”.
АЛЕКСАЕЙ БУРЯЧЕНКО: Вероятно, российская сторона рассчитывала, что самолет упадет в море
— Я глубоко убежден, что отношения Баку и Москвы будут меняться в худшую сторону. Потому что сбитие самолета Азербайджанских авиалиний российской системой ПВО для всех становится очевидным. Уже депутаты азербайджанского парламента констатировали этот факт. Более того, Азербайджан официально уже обратился к Российской Федерации.
Даже если это было какое-то неосторожное действие со стороны РФ. Но в любом случае нужно признать, надо выплатить компенсации, только тогда можно будет стабилизировать взаимоотношения между двумя странами.
Это международное преступление со стороны Российской Федерации. И тут уже, на самом деле, не очень важно, был ли это неосторожный или умышленный удар. Пострадало большое количество гражданских лиц вследствие действий российских военных.
Я думаю, что, конечно же, теперь все страны задумаются, а стоит ли взаимодействовать в рамках воздушного пространства с Российской Федерацией. Потому что они могут просто-напросто повторить судьбу этого авиалайнера.
Уже нашли черный ящик, поэтому следствие очень быстро сможет установить все причины происходящего. Версия с птицами абсолютно абсурдна, это все понимают. Но можно проследить за реакцией россиян, которые не дали сесть поврежденному самолету на аэродроме в Грозном.
Это умышленные действия, направленные на то, чтобы с большой вероятностью этот самолет, конечно же, упал где-то в другом месте. А там уже, как говорится, концы в воду. Почему-то был рекомендован российской стороной именно аэропорт в Казахстане, долететь до которого можно было только через Каспийское море. И опять же, по информации от инсайдеров, россияне глушили связь этого азербайджанского самолета, пока он летел через Каспий.
Скорее всего, план россиян был чрезвычайно жесток — чтобы нельзя было быстро получить результаты следствия, сделать все возможное, чтобы самолет разбился, причем желательно упал в море. Я думаю, что азербайджанская сторона, конечно же, прекрасно понимает, что произошло.
ГЕННАДИЙ ГУДКОВ: Но опыт МН-17 показал, что россияне не признают свою ошибку
— Не надо было даже ждать заявления азербайджанских властей, ведь по фото и так было понятно, что весь корпус иссечен осколками противовоздушной ракеты. Неужели птицы изрешетили самолет как дуршлаг.
Но опыт МН-17 показал, что россияне не признают свою ошибку. Удивительно, что кто-то еще ждет в Азербайджане каких-то извинений и сожалений.
Ребята, вы не с теми имеете дело. Это наглядное подтверждение наших заявлений о том, что ни морали, ни нравственности, ни эмпатии, ни сострадания нет. Вот, получите, распишитесь.
АНДРЕЙ ФИАЛКОВСКИЙ: У российской пропаганды не оказалось методички на этот случай
— Однозначно, была полная халатность со стороны российских федеральных и региональных властей, которые допустили это. В Грозном говорят о том, что они очень боятся потери репутации. Поэтому предпринимают меры, которые приводят к ужасающим событиям.
Власти захотели показать, что война их не касается, она где-то далеко. Но при этом все средства обороны и радиоэлектронной борьбы, и средства ПВО приведены в полную боевую готовность и готовы стрелять по тучам, птицами или в данном случае по гражданскому самолету.
Мы видим, что ответственности за такие акты насилия нет — ни над своими согражданами, ни над иностранными гражданами.
Сбитый самолет спишут на ошибку в лучшем случае, в худшем случае просто не признают. Максимум найдется какой-то диспетчер, которого обвинят в том, что он неправильно повел гражданский самолет.
Любая ситуация, когда происходит что-то не по плану, всегда приводит к тому, что пропагандисты теряются. Они не знают, что отвечать, у них нет методички на этот случай. И первое, что они хотят — снять ответственность со своих властей, со своих военных и переместить ее на кого-либо. Желательно, чтобы это был несчастный случай, как они говорили о птицах. Я вообще удивлен, что они не говорили об украинских дронах, которые врезались в самолеты.
Это было бы тоже, с одной стороны, потерей репутации для Грозного. С другой стороны, это бы было интересным фактором для разжигания дальнейшей полемики внутри российского электората. Мы видели подобное в 2014 году с малайзийским “Боингом”, когда версии сыпались одна за другой и противоречили друг другу. Но окончательного признания вины не будет, я в этом уверен.
Читайте также: Российская ракета могла стать причиной крушения самолета в Казахстане — доводы (ВИДЕО)