Вопрос о передаче Украине американских многоцелевых истребителей F-16 пока висит в воздухе: на сегодняшний день западные страны-союзники не пришли к единому мнению о предоставлении Вооруженным силам Украины (ВСУ) этих боевых самолетов.
Некоторые государства, среди которых и США, пока не готовы передавать Украине F-16, а такие страны как Германия вообще говорят категорическое “нет” передаче самолетов на вооружение ВСУ. При этом в Белом доме не исключают вариант поставок этих боевых машин Украине третьими странами.
В то же время ряд государств заявили о своей готовности передать Киеву эти самолеты, но с определенными условиями, например, согласие всех стран НАТО или официальная просьба украинских властей. Кроме этого, Украина может получить из Европы истребители советского производства, оставшихся на вооружении бывших стран-участниц Варшавского договора еще со времен холодной войны.
Ожидается, что вопрос отправки Украине американских истребителей F-16 должна сдвинуть с мертвой точки очередная встреча в формате “Рамштайн”, которая состоится 14 февраля. В связи с этим, предстоящее мероприятие в украинском политикуме даже заранее нарекли “авиационным Рамштайном”.
В ожидании “авиационного Рамштайна”
С просьбой передать Украине самолеты F-16 20 января на заседании Контактной группы по вопросам обороны Украины (UDCG, “Рамштайн-8”) к западным странам-союзникам обратился президент Владимир Зеленский. Как передает Sky News, глава государства просил партнеров обсудить его предложение на следующем заседании.
“В ваших силах гарантировать такую артиллерию и любую авиацию, которая уничтожит террор. Это в ваших силах обеспечить победу”, — сказал Зеленский.
В том, что Украина получит от Запада боевые самолеты, заверил министр обороны Алексей Резников.
“Сегодня в плане получения оружия мы получили все, остались только самолеты. Могу добавить вам оптимизма — самолеты тоже будут, вопрос просто — какие”, — заявил глава Минобороны.
По словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, Украина ориентируется на американские истребители F-16 из-за их массовости на рынке.
При этом, глава МИДа не исключает, что они будут не первыми иностранными самолетами, предоставленными нашей стране союзниками.
“Не важно, какой будет иностранный самолет: будет ли это F-16 американский, будет ли это Gripen шведский, будет ли это Mirage или Rafale французский, или это будет Eurofighter — это все не принципиально. Принципиально — открыть позицию, снять это табу и получить первую эскадрилью самолетов, а потом уже будем определяться по доступности на рынке, по обслуживанию, на какую именно модель делать ставку. С точки зрения массовости, наличия на рынке и обслуживания, базовая модель — это F-16, но не факт, что он будет первым иностранным самолетом, который мы получим”, — рассказал Дмитрий Кулеба.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов уверен, что рано или поздно Украина получит истребители F-16.
“Это лишь вопрос времени, когда мы получим F-16. Они обязательно поступят”, — подчеркнул в интервью CNN секретарь СНБО.
Неустойчивая позиция Запада
Впервые о необходимости передачи Украине истребителей страны Запада заговорили сразу после полномасштабного вторжения России. К примеру, правительство Польши на протяжении нескольких недель после начала большой войны заявляло о готовности передать украинским пилотам истребители МиГ-29.
“Подобно тому, как было …с самолетами МиГ-29, любая другая авиационная помощь будет согласовываться, реализоваться и, возможно, будет передаваться совместно с другими странами НАТО. Мы будем здесь действовать в полной координации”, — заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Однако тогда власти США отклонили это предложение. В Вашингтоне посчитали, что отправка самолетов с базы НАТО в Украину могла привести к риску прямой конфронтации с Россией.
Более того, как сообщает “Голос Америки”, в конце января президент США Джо Байден на вопрос журналистов о поставках Украине истребителей F-16 ответил: “Нет”. На следующий день американский лидер был уже не так категоричен и сообщил представителям СМИ, что в скором времени обсудит вопрос поставок оружия для ВСУ с президентом Украины Владимиром Зеленским.
“Мы собираемся поговорить”, — цитирует Джозефа Байдена агентство France 24.
В свою очередь, в Европейском Союзе поставки истребителей Украине пока не стоят на повестке дня. По словам главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, этот вопрос привел к серьезным разногласиям среди союзников.
Как пишет Politico, споры в ЕС могли возникнуть после отрицательного ответа Джо Байдена. Впоследствии риторику американского президента повторили лидеры Германии и Великобритании. А вот готовность предоставить самолеты выразили Польша, Нидерланды и Франция.
Так, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что власти страны готовы рассмотреть запросы Украины о поставках истребителей F-16 американского производства, однако пока такого запроса к правительству Нидерландов не поступало, сообщает издание NOS.
“Поставок сейчас нет, запросов тоже нет”, — сказал Рютте.
В свою очередь, заместитель министра национальной обороны Польши Войцех Скуркевич уточнил, что предоставление Польшей Украине боевых самолетов F-16 или МиГ-29 возможно только в рамках НАТО или более узкой коалиции. Замминистра добавил, что пока этот вопрос тоже не обсуждается.
В Politico отмечают, что через 11 месяцев кровопролитной войны мнение многих американских политиков изменилось. По информации издания, группа военных чиновников незаметно подталкивает Пентагон к одобрению отправки истребителей F-16 в Украину.
“В Пентагоне высокопоставленные американские чиновники признают, что Украине необходимо модернизировать свои устаревающие ВВС новыми истребителями”, — информирует издание.
Как передает Financial Time, американская компания-производитель самолетов F-16 Lockheed Martin заявила, что готова поставлять истребители странам, которые планируют передать их Украине. При этом, главный операционный директор компании Френк Сент-Джон подчеркнул, что Lockheed Martin не принимает непосредственного участия в переговорах о возможной поставке этих самолетов Киеву.
Несмотря на то, что вопрос с предоставлением Украине иностранных истребителей еще не решен, украинские пилоты уже проходят подготовку для управления истребителями F-16. По данным командования Воздушных сил ВСУ, Украина запросила у Запада около 200 самолетов F-16.
“Мы можем сколько угодно дискутировать по поводу того, получим или не получим мы самолет F-16, но общеизвестный факт: группа украинских пилотов из числа Воздушных сил ВС Украины в течение нескольких месяцев уже занимается по программам пилотирования истребителей F-16 и штурмовиков А-10. Если мы получим как минимум несколько десятков [американских самолетов], это значительно усилит наш боевой потенциал”, — сообщил военный эксперт Владислав Селезнев.
Как пишет The Guardian, премьер-министр Великобритании Риши Сунак планирует объявить о расширении программы подготовки украинских военнослужащих, включая пилотов истребителей и морских пехотинцев.
После подготовки пилоты смогут управлять современными истребителями, которые соответствуют стандартам НАТО.
Согласно данным Даунинг-стрит, благодаря программе подготовки новобранцев, которая уже действует в Великобритании, за последние шесть месяцев в боевую готовность было приведено 10 тысяч украинских военнослужащих, а в этом году планируется подготовить еще 20 тысяч украинских солдат.
Читайте также: Истребители F-16 для Украины: когда их могут передать — в разборе Алексея Мацуки
Мнения экспертов
Какие самолеты необходимы Украине для защиты своего неба? Чем отличаются американские F-16 от советских истребителей? Сколько времени может уйти на поставку самолетов в Украину? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREЕДОМ обсудили:
- генерал-майор запаса СБУ, заместитель председателя СБУ (2014-2015 гг.) Виктор Ягун;
- главный редактор издания Defense Express Олег Катков;
- эксперт Центра оборонных стратегий, капитан 1-го ранга запаса ВМС Украины Андрей Рыженко;
- спикер командования Воздушных сил Украины Юрий Игнат.
ВИКТОР ЯГУН: Некоторые наши летчики уже имеют опыт полетов на F-16
— Есть действительно два типа самолетов, которые желательно было бы получить Украине. В первую очередь все называют F-16, потому что это более-менее подготовленные самолеты, которые можно передавать, и к которым готовы наши летчики, переподготовка там нужна не такая большая.
Тем более, что наши летчики еще до начала полноценного вторжения в Украину готовились на совместных учениях, и у нас была часть летчиков, которые имели опыт полетов на F-16. Их, к сожалению, не так много было, но подготовка была.
Есть еще одна возможность передать те самолеты, которые Соединенные Штаты собирались снимать с вооружения. Их количество довольно большое. Это фронтовые штурмовики, которые использовались ими в последних войнах: в Ираке и Афганистане.
Они довольно эффективны на поле боя. И о том, что их могут действительно снять с вооружения и часть передать Украине, тоже стоит вопрос. Поэтому мы будем смотреть, что нам будет передаваться.
Очень хотелось бы, чтобы этот процесс был не затянут. Но, к сожалению, проблема не только в летчиках — есть проблема подготовки аэродромов, мест базирования, подготовки авиационных специалистов для обеспечения этих самолетов. Комплектующие, ремонтная база и так далее.
Это все очень большой комплекс. И, к сожалению, это занимает намного больше времени, чем даже подготовка наших ребят на системах противовоздушной обороны и тем более танках.
ОЛЕГ КАТКОВ: Даже три эскадрильи истребителей могут изменить ситуацию на поле боя
— Если брать страны-доноры, которые имеют возможность передать F-16 без значительного уменьшения своей обороноспособности, то это европейские государства. В первую очередь, Нидерланды и Дания. Эти страны заменяют свои истребители на F-35.
Более того, те же Нидерланды уже несколько лет назад хотели продать 12 истребителей F-16 американской частной компании, которая занимается тренировкой пилотов в США и в мире. И эти 12 самолетов точно являются тем резервом, который уже выведен из вооружения Нидерландов и может быть передан в ВСУ, потому что является уже избыточным имуществом.
В любом случае это не единственный истребитель в европейской части НАТО. Есть еще американские F-15 и F-18, европейские машины Gripen, Rafale, Eurofighter. Эти истребители относятся к четвертому-плюс поколению, это современные машины, которые могут вести одновременно как эффективное воздушное сражение, так и наносить удары по наземным целям, в том числе высокоточным вооружением.
Это как раз и отличает поколение 4+ от машин четвертого поколения, к которым относятся, например, такие истребители, как МиГ-29 или Су-27, находящиеся на вооружении ВВС Украины.
А что касается, например, французских машин Rafale или Mirage 2000, то у Rafale — это более чем современный истребитель четвертого-плюс поколения. И у Франции есть возможность передавать эти машины довольно быстро: благодаря такой опции, как передача подержанных машин для заказчика, они выиграли в последний раз несколько контрактов с Хорватией и Грецией.
Mirage 2000 — это довольно старая машина. Я бы рассматривал ее как резерв, потому что он уступает по своим возможностям любому из других перечисленных самолетов. Шведский Gripen — отличная машина. Довольно часто считается более чем удачным истребителем четвертого-плюс поколения в так называемом сверхлегком весе, имеет свою специфику в относительно более легкой эксплуатации.
Чтобы изменить ситуацию в небе, мы должны быть реалистами. Никто нам не будет передавать одновременно сотни самолетов, потому что нет такого свободного количества. Но, даже если мы говорим о передаче, например, от одной до трех эскадрилий — в эскадрилье 12 машин — то они уже начнут менять ситуацию на поле боя. Там одна эскадрилья может полностью изменить ситуацию на определенном участке фронта.
В то же время, если брать реальную потребность, то нужно, чтобы Украина после победы уже имела более сотни машин четвертого-плюс поколения. Спикер командования Воздушных сил сообщил о том, что финальная цель — это получить от пяти бригад. 5 бригад, 3 эскадрильи в каждой, итого в каждой эскадрилье 20 машин, всего 180.
Но мы должны понимать, что это план на многие годы, возможно, даже на десятилетия. Во-первых, он достаточно дорогой, потому что закупить сейчас истребители в таком количестве — это примерно 30 млрд долларов. К примеру, даже восемь F-16 сейчас на рынке стоят в современной версии 1,3 млрд долларов. И это вместе с вооружением, потому что окупается не только сам летательный аппарат, но закупается именно истребитель.
Это и финансовый ресурс, это и вопросы подготовки пилотов, это и производственные вопросы по содержанию этих самолетов. Если это будет 180 условно новых машин, то они тоже не будут производиться в течение месяцев. Это опять-таки будет десятилетняя программа.
АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: Самолеты F-16 позволят закрыть небо над Украиной
— Вопрос перехода на новые самолеты в ВВС ВСУ был поднят еще до начала войны. В 2019 году была разработана Стратегия ВВС Украины, она называется “Визия”, в ней было четко прописано, сколько нужно новых западных летательных аппаратов для замены самолетов, которые находятся у нас на вооружении.
Сейчас в ВВС ВСУ находится советская техника. Ни одного самолета за период независимости Украины закуплено не было. Отдельные образцы были отремонтированы или модернизированы. Но опять же, все они являются старыми советскими [моделями], и они значительно уступают тем новым самолетам, которые выпустила Российская Федерация. Это самолеты Су-30, Су-34, Су-35.
Определенные страны нам помогали, передавали самолеты, но опять же, советские. Сейчас уже четко сформировалось решение, что нужно делать серьезный рывок. Насколько я знаю, там было несколько вариантов, и запросы во многие страны о передаче техники касались достаточно широкой номенклатуры самолетов.
Но в результате всех этих дискуссий сформировалось решение, что на ближайшую перспективу нужны самолеты F-16. Это многофункциональный самолет, который может выполнять три задачи: это истребитель, бомбардировщик и штурмовик. Он может нести бомбовую нагрузку, ракеты различного класса, контейнеры радиоэлектронной борьбы и так далее.
Действительно, F-16 — самолет не новый. Однако было произведено очень большое количество его модификаций, что значительно увеличило его возможности в боевой обстановке и существенно увеличило параметры его оружия. Таким образом, тот F-16, который выпускался в 1970-е годы, это даже не 1/10 того, что есть сейчас. И эти самолеты сейчас до сих пор действительно выпускаются.
Стоимость часа эксплуатации F-16 самая маленькая, она составляет 8 000 долларов в час, что в 2-3 раза меньше, чем эксплуатация самолетов той же серии: Fighters, F-15, F-18. Это очень важно. Радиус действия F-16 составляет 700 километров. Это в три раза больше, чем МиГ-29 и в 2 раза больше, чем Су-27. Вот это тоже важно для Украины.
При взлете с центральной части Украины он будет покрывать всю страну. К этому можно еще добавить радиус действия ракет воздушного базирования. Важно также, что он несет и противокорабельные ракеты для борьбы на море, потому что сейчас такой возможности у нас нет, так как наши возможности ограничены береговым комплексами.
Этот самолет также может подключаться к системе Link — это система глобальной передачи данных и целеуказания. Это очень сильно отличает F-16 от самых современных российских самолетов. Самолет взлетел, и он сразу же получает всю информацию по возможным целям. Она поступает от спутников, различных воздушных и береговых средств наблюдения, и летчик только принимает решение. Это очень сильно разгружает его. И машина определяет оптимальное использование оружия, то есть эффективность значительно повышается.
Если у нас будут эти самолеты, это позволит нам фактически закрыть небо и обеспечить наступление сил наших сухопутных группировок и обеспечить нам освобождение наших суверенных вод на Черном и Азовском морях.
ЮРИЙ ИГНАТ: F-16 — самый оптимальный вариант для ВСУ
— Решение о передаче самолетов принимается, исходя из того, где их можно взять, и в каком количестве. Они нужны Украине в ближайшей перспективе, потому что тянуть нам уже дальше некуда.
Если рассчитывать на иные образцы, а не F-16, то их нужно банально где-то просто взять, либо ждать, пока те страны сделают достаточное их количество для Украины. Что касается 200 единиц — это приблизительное количество, которым можно заменить весь парк авиационной техники, что сегодня есть у нас на вооружении.
Я напомню, что у нас два типа истребителей на сегодняшний день — это МиГ-29 и Су-27. Есть также бомбардировщик Су-24М и штурмовик Су-25.
Что касается именно тактической авиации, на сегодняшний день, если добавить транспортную и учебную бригады, в составе наших воздушных сил есть всего 11 бригад. Ввиду того, что сегодня серьезная угроза у границ Украины, и она даже в послевоенное время никуда не исчезнет, это количество самолетов не является таким уж и большим.
Будем ждать и рассчитывать на то, что Украина как одно из самых больших государств в Европе все-таки получит определенный тип самолетов. Какой это тип, будут решать коллегиально.
Но самым явным претендентом является все-таки F-16 — самый распространенный самолет в мире, который можно применять по различным типам целей и по всем воздушным целям.
Но кроме баллистики, с этого самолета можно использовать по наземным целям весь спектр вооружения, которые имеют страны НАТО. И он может действительно стать на какое-то время единственным типом самолета, который будет на вооружении наших авиационных сил.
Читайте также: Когда Украина получит современные истребители — оценки и мнения (ВИДЕО)