Трехстороннее соглашение по зерновой инициативе между Украиной, Турцией и Россией продлили еще на 120 дней. Правда, в Кремле заявили, что срок соглашения продлен всего на 60 дней. Как будет работать зерновой коридор в следующие месяцы, и есть ли перспективы расширения экспорта украинской агропродукции, информирует FREEДОМ.
Урожай озимых культур аграрии ожидают примерно в июне-июле. В южном регионе растут основные культуры — пшеница, рапс подсолнечник и кукуруза — все то, что входит в ежедневный рацион людей во всем мире.
“Конечно, нужно провести еще ряд агротехнических мероприятий, чтобы получить полноценный урожай зерна. Весной каждый аграрий осматривает свои поля. Все посевы перезимовали нормально. Зима была не очень морозной, поэтому не было большого вымерзания. Но маленький запас влаги — это тоже риск”, — рассказывает глава Ассоциации овощеводов пригородных районов Одессы Денис Ткаченко.
Если погода и дожди будут на стороне фермеров, к лету они получат большой урожай, часть которого пойдет на экспорт.
“Мы зависим от экспортного потенциала наших портов и пограничных зерновых элеваторов. Из-за военных действий Российской Федерации у нас перебои с работой портов и, конечно же, аграрии из-за этого несут большие убытки”, — пояснил Денис Ткаченко.
Четырех месяцев, на которые была продлена зерновая сделка, не хватит, чтобы вывезти урожай этого года, ведь собрать его успеют только к лету, когда срок действия договора подойдет к концу. А весной аграрии будут вывозить прошлогодний урожай, который из-за действий России смогли начать экспортировать только в августе.
“Конечно, есть определенные накопления объемов пшеницы, кукурузы, семян подсолнуха, и эти объемы поэтапно вывозятся. Мы не могли их вывезти вовремя, потому что были определенные риски и определенные объемы, которые может пропустить порт”, — заявил глава Ассоциации овощеводов пригородных районов Одессы Денис Ткаченко.
Благодаря зерновой сделке, за прошлые полгода через порты удалось вывезти более 20 млн тонн зерна и других продовольственных товаров.
“Мы могли бы сделать в два раза больше, а может быть, даже еще больше, но никак не меньше. Это очень маленькие цифры”, — отметил заместитель главы Администрации морских портов Украины Дмитрий Баринов.
Такие небольшие объемы легко объясняются тем, что в зерновой сделке участвуют только три украинских порта: “Южный”, “Одесса” и “Черноморск”. К тому же российские инспекторы, которые уже в Стамбуле проверяют суда с зерном, регулярно затягивают процесс.
“Они работают очень мало. Мы нуждаемся где-то в 20 инспекциях каждый день, а они делают три. Это очень маленькое количество судов, которые заходят в наши порты”, — подчеркнул Баринов.
Но даже в такой далекой от идеала форме, “зерновой коридор” важен для стабильности украинской экономики.
“В целом, аграрный экспорт составлял до 40% от всего экспорта. И он был на втором месте после металлургии. Из-за полномасштабного вторжения мы потеряли большую часть индустриального экспорта. Мы видим разбомбленную “Азовсталь”, мы видим разбомбленные предприятия на востоке страны. И сельское хозяйство остается одним из немногих источников выручки и доходов бюджета”, — заявил аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики Павел Мартышев.
Украине уже сейчас нужно задумываться о работе “зернового коридора” летом. Главная задача, кроме самого продления, — это расширение списка портов и на Николаевскую область. А это станет возможным только после освобождения от российских оккупантов Кинбурнской косы.
“При каждой возможности мы поднимаем этот вопрос перед нашими партнерами, в первую очередь, перед нашими партнерами по зерновой сделке — Турцией и ООН. Надеемся, что в конце концов мы достигнем успеха в этом вопросе. Но, конечно, в Николаеве сейчас совершенно другая ситуация с безопасностью, чем в портах Большой Одессы”, — отметил вице-премьер-министр по восстановлению Украины — министр развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Александр Кубраков.
Российская сторона уже сейчас пытается шантажировать весь мир и ставить дополнительные условия для продления зернового договора, в частности, просит возобновить работу аммиакопровода Тольятти — Одесса.
Читайте также: Даже во время войны Украина продолжит помогать страдающим от голода странам, — Кубраков