Военные самолеты РФ падают и горят на базах: удары ВСУ по аэродромам противника оценили эксперты

Последствия удара по аэропорту "Липецк". Фото: radiosvoboda.org

Силы обороны продолжают наносить точечные удары по военным объектам в РФ, используя украинское оружие. В основном это боевые дроны, которые пролетают десятки, а иногда и сотни километров по российской территории, чтобы ударить точно в цель — по базе войск РФ, нефтеперерабатывающему заводу или по военному аэродрому. 

Российская боевая авиация несет наибольшую угрозу для гражданских и военных в Украине. Бомбардировщики, истребители, разведчики и другие — все типы российских боевых самолетов задействованы в войне РФ против Украины. И все они уже подвергались ударам. Тем не менее, как отмечают эксперты, эти удары — точечные и не такие массовые, какими могли бы стать, если бы западные партнеры разрешили Украине бить по военным объектам РФ на ее территориях, а не только на оккупированных землях. 

Авиапарк РФ мельчает: причины 

15 августа в Иркутской области потерпел крушение российский стратегический бомбардировщик Ту-22М3. Предварительной причиной аварии российские власти назвали техническую неисправность. Четырем пилотам удалось катапультироваться, однако один погиб.

Самолеты ТУ-22М3 активно используются Россией для атак по территории Украины. Они оснащены крылатыми ракетами Х-22. При этом за 2,5 года по меньшей мере девять российских бортов либо были уничтожены, либо же сильно повреждены. И это одна их самых болезненных потерь российской авиации, так как ТУ-22М3 не производятся уже больше 30 лет, как и двигатели к ним.

Единственный вариант, который Россия может использовать — это разбирать на детали законсервированные и нелетающие борты, чтобы поддерживать жизнь в тех, что еще в состоянии подняться в небо.

Эксперты называют лишь приблизительное количество российских Ту-22М3 — до 30 самолетов. Вот только сколько из них могут летать и выполнять боевые задачи? Однозначно, не все. 

Еще один дорогой для российских воздушных сил самолет — дальнего радиолокационного обнаружения A-50. Он используется для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, а также для оповещения командных пунктов о воздушной и надводной обстановке. В начале года Россия потеряла два таких. Обломки одного обнаружили 23 февраля в районе хутора Трудовая Армения Краснодарского края. До этого А-50 был сбит над Азовским морем в районе Бердянска.

Чтобы повредить или уничтожить такие самолеты как Ту-22 и А-50, Силы обороны долго готовятся, привлекая множество средств, ведомств и разрабатывают специальный план. Например, Бомбардировщик Ту-22 был сбит в апреле 2024 года в небе над Ставропольским краем. По словам руководителя Главного управления разведки (ГУР) Кирилла Буданова, самолет поразили на расстоянии 300 км.

Борты Ту-22 базируются на аэродромах “Белая”, “Шайковка”, “Оленья” и, вероятно, других. Ряд военных аэродромов на территории РФ, уже “посещали” украинские дроны. Так, в середине августа ВСУ нанесли удар дронами по четырем военным аэродромам — “Халино”, “Саваслейка”, “Борисоглебск” и “Балтимор”, которые находятся в Воронежской, Курской и Нижегородской областях РФ. На них базируются истребители-бомбардировщики Су-34 и Су-35. Российское Минобороны сообщило, что в ходе атаки было задействовано 117 беспилотников, ведомство отчиталось о якобы сбитых 48.

На российских Telegram-каналах появилась информация об уничтожении на одном из аэродромов истребителя МиГ-31К, который используют для запуска ракет “Кинжал”. Кроме того, на спутниковых снимках от Planet Labs видны разрушенные ангары на аэродроме “Борисоглебск” в Воронежской области. 

Последствия ударов также зафиксировала спутниковая система фиксации пожаров от НАСА. По предварительной информации, на снимках видно возгорание на аэродроме “Саваслейка” в Нижегородской области. Аналитики из Defense Express утверждают, что его поражение, во-первых, уничтожает запасы уникального топлива, во-вторых, усложняет авиационную логистику.

Авиабазу “Морозовск” атаковали дронами в апреле, июне и теперь — в августе. В ночь на 3 августа Генеральный штаб ВСУ сообщил, что Силы обороны нанесли удар по российскому аэродрому и ряду нефтебаз. По данным СМИ, кроме склада с КАБами, об уничтожении которого сообщал Генштаб, украинские беспилотники также разрушили ПВО и авиационную технику.

9 августа Силы обороны Украины успешно поразили военный аэродром и средства ПВО российских оккупантов в Липецке. В ходе атаки поражены склады с управляемыми авиационными бомбами и ряд других объектов в районе аэродрома. Зафиксировано несколько источников возгорания. Начался сильный пожар и наблюдалась многократная детонация. Известно, что на аэродроме “Липецк” базируются самолеты Су-34, Су-35 и МиГ-31 воздушно-космических сил РФ.

В СБУ подчеркивают, что такие атаки проводятся с целью ослабить российскую авиацию. В ведомстве отмечают, что это серьезно повлияет на способность России использовать КАБы для ударов по линии фронта и городам Украины. Необходимость таких методов обороны Украины понимают и западные страны-партнеры Киева. 

За 2,5 года войны против Украины российская авиация потеряла треть своих самолетов. К таким выводам приходят аналитики издания Defense 24. 

По их данным, в начале 2022-го российский авиапарк составлял примерно 1200 самолетов, сейчас же РФ имеет около 850 бортов в боевом состоянии. 

Причинами уменьшения их количества, кроме боевых действий, аналитики называют устаревание и износ. На способность Москвы модернизировать авиацию серьезно влияют санкции.

Читайте также: Курск, Брянск, Воронеж, Саваслейка: Силы обороны Украины нанесли массированную атаку дронами на военные авиабазы РФ (ВИДЕО) 

Комментарии экспертов 

Какую военную авиатехнику Россия на сегодняшний день в состоянии производить? А какую она может лишь ремонтировать? Как много еще работы у Сил обороны по уничтожению российских самолетов? Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали: 

  • Николай Маломуж, генерал, бывший глава Службы внешней разведки Украины;  
  • Олег Пендзин, экономист; 
  • Константин Криволап, авиационный эксперт; 
  • Валерий Яковенко, руководитель группы компаний DroneUA, эксперт в сфере беспилотных технологий и робототехники; 
  • Богдан Долинце, эксперт по вопросам развития авиационного рынка.

НИКОЛАЙ МАЛОМУЖ: На оккупированной территории еще очень много объектов, по которым можно бить дальнобойным оружием  

— Если партнеры Украины не хотят, чтобы ВСУ били дальнобойными западными  средствами по территории России, то ВСУ будут бить по оккупированной территории, но по всему периметру. 

Это 1600 километров. Тут нужно тоже нужно громадное количество ATACMS — для обеспечения ударов по глубоким и средним тылам, по аэродромам. Только в Крыму 5 аэродромов. На территории других оккупированных областей еще 6 аэродромов, пусковые установки ракет, “Шахеды”, которые летят каждый день… 

Поэтому с партнерами нужно активно работать дальше, чтобы именно мы определяли цели на оккупированной территории.

Уничтожить носители, то есть самолеты или пусковые установки — это приоритет.

Мы уже давно говорили о том, что эффективно их уничтожать не просто в небе, а на территории дислокации. 

Ту-22, Ту-95, Ту-160 — это все самолеты советского производства. Их очень мало. Частично боеприпасы, и особенно комплектующие, делались в Украине — системы авионики, наведения, моторная составляющая и тому подобное. Поэтому воспроизвести все это практически невозможно.

Ремонтировать еще можно. Часть авиапарка РФ находится на ремонтах и, возможно, даже невосстанавливаемых ремонтах.

ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Сегодняшний авиационный парк РФ “умрет” за 5 лет

— К 2030 году весь тот парк, который сегодня еще летает, уже не будет это делать. А заместить россиянам реально нечем, потому что те самолеты, которые производились во времена Советского Союза, технологически не просто отстали, это каменный век.

Заводы-производители в связи с санкционными ограничениями сняли ответственность на безопасность полетов в Российской Федерации. А если мы предполагаем, что осведомлены о размерах этой страны, то мы понимаем: без авиационного транспорта технологически обеспечить быстрые коммуникацию, доставку, передвижение людей, транспортирование грузов, невозможно. Поэтому у России очень серьезные проблемы, и они каждый год будут очень серьезно нарастать.

Ведь на сегодняшний момент по сути нет ни единой страны, которая в состоянии от болта до конечного изделия произвести высокотехнологическую продукцию. 

Те заводы, которые производили обслуживание российской техники, остановились на момент 24 февраля 2022 года. То есть вся интеллектуальная база, все новшества, все изменения в техническую документацию, все программное обеспечение на тот момент прекратилось в обновлении. Самое интересное то, что было наложено санкционные ограничения на поставку комплектующих. А очень многие на сегодняшний момент блоки, они в принципе невоспроизводимые на территории Российской Федерации.

КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Поражение российских Ту-22М3 — это большое достижение для Сил обороны 

— Мы помним атаки по аэродрому “Миллерово” в Ростовской области, потом там же был “Морозовск” (по “Морозовску” в этом году, по-моему, уже три или четыре раза били, пока не уничтожили там склады, плюс, похоже, там еще какие-то самолетики попались). Я уже не говорю о Томилино [под Москвой], где были уничтожены два вертолета, об аэродроме “Кряж” в Саратовской области, когда один вертолет был уничтожен. Я говорю о крупных атаках по местам базирования самолетов стратегической авиации, где стоят Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 — это аэродромы “Оленья” [на Кольском полуострове], “Дягилево” [в Рязани], “Энгельс-2″ [в Саратовской области].

Только на аэродроме “Оленья” удалось уничтожить один, вроде бы, а еще повредить два Ту-22М3. А все остальные самолеты собрались и большим клином прилетели в аэродром “Советский” возле Воркуты. Это 2500 км от границы с Украиной, 3500 км от Каспия. Там они какое-то время приходили в себя. Потом начали постепенно эти самолеты возвращать на старые аэродромы.

“Саваслейка” — это наиболее крупный хаб по обслуживанию и работе с самолетами класса Ту-22 вплоть до класса Ту-22М3. Это филиал Липецкого центра подготовки летчиков. Аэродром “Липецк” тоже был нами поражен, там, как минимум, был уничтожен склад в 700 авиационных ракет и бомб. А вообще “Липецк” в рейтинге российских испытательных, доводочных и пафосных аэродромов находится на втором месте. На первом месте — авиационный хаб в поселке Жуковский.

И в момент удара по “Липецку” там был и ТУ-95. И, судя по всему, там были и истребители Су-57. Потому что есть две базы по обучению и освоению Су-57 — “Липецк” и другая база в Ахтубинске. При этом нет подтверждений взлета Су-57 с “Липецка” [в период удара по аэродрому]. 

Впервые по отношению к Ту-22М3 был использован термин “стратегический ракетоносец”. Его основная задача — “таскать” ракету Х-22, снаряженную ядерной боевой частью, и уничтожать с ее помощью крупные корабельные соединения. Поэтому Ту-22М3 называли “уничтожителем авианосцев”. Его дальность была ограничена порядка 3 тысяч километров. 

Поэтому его логистической задачей было куда-то прилететь, пустить ядерную ракету, а она куда-то прилетит с точностью плюс-минус 600 метров возле авианосца. Взрывной волной сбрасывает все, что можно, с палуб, все электронное оборудование выходит из строя, уничтожает боезаряд.

Его начали использовать в качестве носителя ракеты Х-22 с боевой частью практически 1 тонны, где-то 980 кг взрывчатки. Это абсолютно террористическое оружие, потому что его используют исключительно для того, чтобы разрушать мирные города, мирных жителей. Мы помним, как Х-22 уничтожила весь подъезд в многоэтажке Днипра.

По состоянию на 2022 год The Military Balance (британское издание по оценке военной способности и оборонного комплекса 171 страны мира, — ред.) указало, что в России по бухгалтерскому учету было 60 самолетов Ту-22М3. 

Примерно 2-3 месяца назад [начальник Главного управления разведки Министерства обороны Украины] Кирилл Буданов сообщил, что этих машин осталось 27. Это примерно совпадает с расчетами, которые проводил и я. Ошибка может быть в 2-4 самолета в одну или в другую сторону.

Катастрофа, которая произошла под Иркутском, связана все-таки с проблемами двигателя, потому что был пожар в двигателе. Чем вызван пожар, есть несколько версий. Начиная от топлива. Этот самолет требует заправки топливом Т-6. Дело в том, что он может выходить на сверхзвуковые режимы, летает долго, топливо может перегреваться, поэтому ему нужно термостабилизированное топливо Т-6. А с топливом проблемы, потому что с апреля прекратила свою деятельность последняя российская компания, которая выпускала такое топливо. Поэтому в основном сейчас этот вид топлива россияне получают от Беларуси. И, судя по всему, дефицит там наблюдается.

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЕНКО: РФ вынуждена использовать металлолом как на земле, так и в небе

— Любое оборудование устаревает в процессе эксплуатации. Его необходимо поддерживать. Запчасти для этого оборудования необходимо откуда-то брать. 

У РФ не так уж много авиадоноров. И мы видим результат: количество бортов, которые взлетают во время самых массированных, по мнению врага, атак, уже не такое, как это было в 2022 году. И интенсивность абсолютно другая.

Россиянам придется использовать для этого либо другое оборудование, либо искать альтернативы, либо расконсервировать еще более древнее вооружение. В результате мы можем увидеть самолеты 1960-х годов выпуска на фронте. Это можно заметить в целом по военной политике РФ. Она заваливает поле боя металлоломом абсолютно несовременных устройств и “мясом” в виде солдат, жизни которых Россия не ценит.

Скорее, у Украины появится новое оборудование, нежели РФ сможет восстановить свои силы в том оборудовании, которое устаревает и фактически уничтожает само себя каждый день.

БОГДАН ДОЛИНЦЕ: РФ не может построить самолеты Ту без западных комплектаций  

— Если говорить конкретно о стратегических бомбардировщиках, то в целом речь идет о том, что в России остается более 120 машин в разном состоянии. Если говорить конкретно о Ту-22М3, то это в принципе одна из самых старых модификаций, потому что более современные — это Ту-160.

Ту-22, Ту-95, Ту-160 Россия не строит и в ближайшие годы, скорее всего, не сможет построить. Но без западных комплектующих и западного оборудования РФ не способна производить новые стратегические бомбардировщики.

“Борисоглебск”, “Балтимор”, “Липецк” — это аэродромы базирования соответствующих самолетов Су-30, Су-34, Су-35, которые являются носителями крылатых авиабомб. Также часть из них — это аэродромы базирования стратегической авиации, которая применяется непосредственно для пуска крылатых ракет. Поэтому для Украины эти аэродромы являются законными военными целями.

Удары по этих аэродромах могут решать две задачи. Первая — это уничтожение самих самолетов, что делает такие потери безвозвратными. Вторая — это уничтожение критической аэродромной инфраструктуры, необходимой для обслуживания самолетов, в том числе и склады с боеприпасами. 

Уничтожение складов с боеприпасами или складов с топливом приводит к тому, что авиации нужно дополнительное время для того, чтобы снова привезти все необходимое. Уничтожение инфраструктуры по обслуживанию и техническому ремонту самолетов является более долгосрочным влиянием: самолеты требуют постоянного технического обслуживания, но аэродромы это обеспечить уже не могут.

Кроме того, еще одним ударом являются санкции украинских партнеров, потому что большинство оборудования для обслуживания российских самолетов — западного производства. И все это приносит положительный результат, хотя, возможно, и не такой мгновенный, как нам хотелось бы.

Читайте также: Некачественные комплектующие привели к потере ряда самолетов Ил-76 в России — что известно (ВИДЕО)

Прямой эфир