В вопросе размещения миротворческого контингента на территории Украины пока больше вопросов, чем ответов: в какой форме будет закреплено данное размещение, военные каких стран будут в этом участвовать, какой мандат будет у данной миссии. И главная препона: на размещение миротворцев должна согласиться не только Украина, но и Россия. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал политолог Владимир Фесенко.
Сейчас на Западе рассматривается вариант размещения в Украине миротворцев из европейских стран НАТО. Часть стран уже открыто подтвердили свое участие в такой миссии (например, Франция и Италия), еще часть поддержали инициативу кулуарно.
Но участвовать в войне в нынешней фазе, в боевых действиях войска стран НАТО точно не будут, так как прямое столкновение НАТО и России может привести к ядерной войне.
“Одно дело, когда Россия воюет только с Украиной, а страны НАТО нас поддерживают. Другое дело, если напрямую начинают воевать между собой страны НАТО и Россия, тогда велика опасность того, что конфликт довольно скоро перерастет просто в ядерную войну. Это взаимное уничтожение. Причем уничтожение не только воюющих сторон, скорее всего, огромная проблема возникнет для всего мира, вообще для существования человеческой цивилизации. Риск цены прямого военного столкновения между НАТО и Россией понимают обе эти стороны”, — пояснил Фесенко.
Поэтому размещение военного контингента на территории Украины возможно только после окончания военных действий, и это должно быть предметом договоренностей, частью мирного соглашения.
“Миротворческий контингент должен наблюдать за прекращением огня. И об этом должны договориться Украина, Россия и та сторона, которая будет выступать в роли посредника или инициатора переговоров. В данном случае, скорее всего, Соединенные Штаты. Вот если эти три стороны согласятся, что в роли миротворцев будут выступать европейские страны, страны НАТО, вот тогда они смогут выполнять эту функцию”, — отметил политолог.
Вряд ли Россия согласится на такой вариант, потому что она рассматривает любую европейскую страну, тем более страну НАТО, как союзников Украины.
“Поэтому у меня очень большие сомнения, что Россия согласится на то, чтобы в роли миротворцев выступали не просто европейские страны, а страны-члены НАТО. Так что этот вариант, на мой взгляд, скорее теоретический. Этот вариант вполне отвечает интересам Украины, и если на нем будет настаивать Трамп, США, тогда это будет форма переговорного давления на Россию. Но удастся ли договориться? На мой взгляд, пока это очень большой вопрос, на который нет ответа”, — прокомментировал Фесенко.
Если Россия не согласится на миротворцев НАТО, то можно рассмотреть иные варианты.
“Россия точно не согласится, чтобы в этой роли выступали страны НАТО. Мы же вряд ли согласимся, например, на то, чтобы такую роль выполняла Беларусь или Китай. Я допускаю, что может быть какой-то миротворческий контингент под эгидой ООН. Тогда должно быть решение Совета безопасности ООН, должно быть финансирование этого контингента через ООН. И, скорее всего, это будет контингент из нейтральных стран. Но кто это может быть, это тоже должно быть предметом договоренности, и насколько это удастся — тоже большой вопрос”, — подчеркнул эксперт.
После вторжения России в Украину в 2014 году и заключения двух Минских соглашений (в сентябре 2014 года и в феврале 2015-го) о прекращении огня на Донбассе функцию контроля выполняла миссия ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
“К сожалению, выполняла очень плохо, потому что ее возможности, мандаты миссии были ограничены, реального контроля за прекращением огня они не осуществляли. Поэтому были постоянные нарушения. После подписания вторых Минских соглашений было, по-моему, больше 40 временных прекращений огня — и “рождественские”, и “пасхальные”, и “хлебные” перемирия… В итоге они длились по несколько дней. Самое длинное перемирие было, кстати, уже при Зеленском, если не ошибаюсь, в августе 2020 года. И Россия и это перемирие в итоге нарушила”, — напомнил Фесенко.
Альтернатива нынешним миротворцам — предоставление гарантий безопасности для Украины на будущее. Здесь Украина вправе договариваться с теми странами, которые согласятся на размещение их военного контингента на ее территории.
“Кстати, тогда нам придется менять Конституцию, поскольку размещение на постоянной основе зарубежных войск требует соответствующих изменений основного закона Украины. Но это не самая большая проблема. Думаю, что внутри Украины как раз на этот счет консенсус будет”, — уточнил спикер.
Фесенко допускает в перспективе создание некого оборонного альянса внутри Европейского Союза.
“И тесное сотрудничество Украины с таким альянсом может быть наиболее вероятным сценарием укрепления оборонного партнерства Украины с рядом европейских стран”, — отметил он.
Также важно то, на чем акцентировал президент Владимир Зеленский, что прекращение огня и идея размещения миротворцев не означает, что Украина отказывается от перспективы членства в НАТО.
“Вот это важно. Потому что, к сожалению, возможен вариант, когда и американская сторона в виде новой администрации Трампа, и уж тем более Россия могут ставить вопрос, что условием прекращения огня должен быть отказ Украины от перспективы членства в НАТО. Вот эта проблема будет вызовом для нас на будущих переговорах. И украинская сторона должна сейчас вместе с европейскими партнерами скоординированно выступать за то, чтобы Россия не разыгрывала версию блокирования перспективы членства Украины в НАТО”, — резюмировал Владимир Фесенко.
Читайте также: В Европе возобновилась дискуссия по отправке миротворцев в Украину — разбор (ВИДЕО)
Напомним, в декабре агентство Reuters со ссылкой на официальных лиц и экспертов представило проект, как может выглядеть миротворческая миссия ЕС в Украине. Предположительно в ней примет участие коалиция из пяти-восьми стран, общая численность военных может составить до 100 тысяч человек.