Нефтяная промышленность Российской Федерации, которая является одним из основных доноров ее бюджета, столкнулась с очередной серьезной проблемой.
Владельцы греческих танкеров, которые перевозили российскую нефть, решили на четверть сократить количество грузовых судов из России. Таким образом, решение греческих транспортных олигархов может негативно повлиять на поставки российской нефти в различные страны и, как следствие, на поступления в бюджет РФ.
Танкерно-нефтяной бизнес РФ
Согласно данным Bloomberg, количество греческих танкеров, направляющихся в Россию, в декабре уменьшится, по сравнению с июнем, на 60%. Эксперты считают, что эта ситуация может вызвать опасения в Кремле, так как РФ пока еще нуждается в помощи от иностранных морских операторов для доставки нефтяных баррелей на мировой рынок.
В частности, в октябре греческие танкеры перевезли в различные страны 20 нефтяных грузов. В ноябре планировалось перевезти 15 грузов флагманской российской нефти марки Urals из портов Балтийского и Черного морей. Однако, как пишет Reuters со ссылкой на трейдеров, в прошлом месяце греческие компании вообще отклонили заявки на суда для погрузки российских энергоресурсов.
В Bloomberg отмечают, что уменьшение участия Греции совпало сокращением объема российского экспорта. Такое падение противоречило бы цели установления верхнего предела цены, которая заключается в том, чтобы сохранить поставки российской нефти, лишив Россию доходов. При этом, представители двух афинских компаний заявили, что они “действуют осторожно, оценивая ситуацию”.
Стоит напомнить, что 16 ноября Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США ввело санкции в отношении трех компаний, которые, по данным Reuters, базируются в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), и трех судов, принадлежащих этим компаниям.
Ограничительные меры были введены из-за транспортировки российской нефти по цене, которая превышала 60 долларов за баррель. Помимо этого, Минфин США направил уведомления 30-ти грузоотправителям, которых подозревают в транспортировке нефти по цене, выше предельной.
“Мы стремимся поддерживать стабильность мирового энергетического рынка. При этом, мы сокращаем прибыль, которую Кремль использует для финансирования своей незаконной войны, и оставаясь непреклонными в преследовании тех, кто способствует уклонению от соблюдения ограничений цены на нефть”, — заявил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо.
По информации трейдеров и компаний-перевозчиков, на сегодняшний день для транспортировки нефти Россия использует множество малоизвестных компаний, зарегистрированных в ОАЭ, Индии, Гонконге, на Сейшельских островах, в Гане или в офшорных зонах. В то же время, танкеры российского теневого флота ходят под флагами различных государств.
“Мы можем проследить путь судна из России, но, не имея контракта на продажу, мы не знаем, по какой цене был приобретен нефтепродукт… Не исключено, что кто-то подал судовладельцу ложные документы. Именно поэтому отследить санкции в отношении российской нефти не так просто”, — рассказал эксперт по вопросам экспорта и торговли нефтепродуктами Энди Липоу.
Читайте также: России не хватает танкеров для поставок нефти: что происходит (ВИДЕО)
Мнения экспертов
О нефтяном бизнесе в России и о проблемах, с которыми столкнулся танкерный флот РФ, в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций;
- Иван Ступак, военный аналитик, сотрудник СБУ (2004-2015 гг.);
- Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова.
ИГОРЬ БУРАКОВСКИЙ: Украина дождалась эффективных действий со стороны США и ЕС в отношении российской нефти
— Нефть является высоколиквидным товаром, но при этом нельзя забывать о том, что Россия — это не единственный продавец нефти. Сегодня существует определенная конкуренция между той же самой Россией, и другими странами, но, как правило, главную роль играет непосредственно Россия.
Сегодня для ограничения возможностей России торговать нефтью партнеры используют два инструмента. Первый инструмент — это ценовой потолок, когда выше 60 долларов нефть нельзя перевозить, нельзя продавать и нельзя с ней проводить определенные операции.
С другой стороны, это усиление контроля за теми, кто непосредственно перевозит нефть. Сегодня так называемый теневой флот РФ составляет примерно 35 суден. И Соединенные Штаты Америки, и Европейский Союз сегодня пытаются ввести санкции против тех, кто пытается в такой теневой способ — а это фактически контрабанда — перевозить нефть по ценам выше ценового потолка.
Мы, наконец, дождались того этапа, когда от разговоров о том, как сделать санкции более эффективными, и Европейский Союз, и США переходят к абсолютно конкретным действиям.
ИВАН СТУПАК: Нефть и газ — основные статьи дохода в РФ
— Нефть — это один из источников денег, долларов, евро, золото, с помощью которых Россия обеспечивает эту войну. Нефть и газ — это две основные статьи дохода в РФ.
Да, есть еще там масса разных источников: торговля золотом, деревом, драгоценными камнями. Но нефть и газ — это самое основное.
Было правильно сказано, что 60% нефти, которая экспортируется из Российской Федерации, проходит через Балтийское море, через страны НАТО, Евросоюза. И то, что нужно прекращать этот транзит — очень правильное решение.
То есть нужно, чтобы компании, которые вывозят российскую нефть, придерживались установленного потолка цены за баррель. Российская Федерация благополучно его обходит, зарабатывает большие деньги, которые позволяют и дальше финансировать вот эту всю кровавую войну.
Куда дальше идут эти деньги: сначала компания, которая экспортирует нефть, — неважно, “Лукойл”, “Роснефть”, “Татнефть” — часть валютной выручки остается в этих компаниях.
Сначала валюта приходит на банковский счет, открытый в одном из иностранных банков, а потом они частично возвращаются в Россию. Однако какая-то часть денег остается в китайских, в индийских банках. И потом эти деньги через сотни и тысячи разных мелких компаний выводятся по всему миру, теряется их российское происхождение, и они оседают на счетах посредников.
Посредники тоже задействованы. Это и европейские компании, которые занимаются скупкой и приобретением транзисторов, полупроводников, подшипников, закупают оборудование с числовым программным обеспечением, с помощью которого делается оружие для артиллерии.
Вот туда идут российская нефть, газ, и американские доллары. Правильно, что их нужно обрезать.
ВЛАДИМИР ОМЕЛЬЧЕНКО: Дания усложнит российским нефтяным танкерам выход в Балтийское море
— России придется искать какие-то другие схемы, другие возможности перевозки своей нефти. Какой-то от этого эффект будет? Точно сейчас спрогнозировать никто не может.
Единственное, что я могу сказать, это значительно увеличатся риски, в первую очередь, для страховых компаний и для перевозчиков российской нефти. Поэтому российским компаниям придется платить больше денег за эти услуги.
Это главный вывод, который можно сделать, и затем искать какие-то другие обходные возможности, нанимать другие танкера. То есть это все дорого, один танкер стоит больше 50 миллионов долларов, даже если это не самый новый флот, который перевозит. Теневой флот состоит в основном из устаревших танкеров с сомнительными техническими характеристиками.
Главный механизм мониторинга за нарушением санкций со стороны России или компаний, которые помогают России обходить эти санкции, — контроль за прохождением датских проливов. Почему? Потому что датские проливы — это самое узкое место в Балтийском море, а через Балтику проходит львиная доля российской нефти и нефтепродуктов.
И Дании поручили мониторить все проходящие танкеры со стороны России. Там будут проверяться документы на соответствие цены этой нефти и нефтепродуктов, насколько эти танкеры соответствуют техническим стандартам. Это достаточно серьезная процедура и очень неприятная, я думаю, для российских компаний, в результате которой они могут понести крупные убытки.
Если эта схема заработает, то это значительно усложнит России выход и танкеров с нефтью из Балтийского моря.
Читайте также: Препятствие транспортировке российской нефти: что планирует делать ЕС (ВИДЕО)