Украина выступила с предложением о подписании нового международного договора о гарантиях безопасности, который будет включать в себя статью, аналогичную статье 5 Устава НАТО. С таким предложением страна выступила по итогам переговоров с российской делегацией в Стамбуле 29 марта.
Каких гарантий безопасности нужно добиваться Украине, чтобы они реально работали, рассказал дипломат, бывший и.о. министра иностранных дел Украины Владимир Хандогий во время марафона “FreeДОМ” на телеканале UA.
Также по теме: Энергетические санкции ударят по России, но не завтра. Эксперт назвал сроки
— Владимир Дмитриевич, как Вы оцениваете ту информацию, которая появилась после переговоров в прессе? Ясно, что мы не видели бумаг, не видели формулировок, но опираемся на то, что слышали от официальных украинских представителей.
— Действительно, нам не хватает полноты информации по поводу того, что же там обсуждается, и что в итоге должно быть принято. А как известно, дьявол кроется в деталях. Поэтому очень тяжело сейчас комментировать с профессиональной точки зрения. Но есть несколько позиций, которые можно уже сегодня принять и озвучить.
Во-первых, правильно то, что происходят такие переговоры. Есть постулат такой в дипломатии: когда говорят пушки — дипломаты молчат, но у нас немножко другой случай. У нас происходит агрессия со стороны Российской Федерации, война, кровопролитие, и поэтому дипломаты не имеют права молчать в этой ситуации, а должны искать пути решения этой проблемы.
Во-вторых, дискуссия, как мы уже поняли, ведется вокруг гарантийй безопасности Украины в случае ее нейтралитета. Я думаю, что здесь есть смешение понятий. Для того, чтобы все встало на свои места, нам просто нужно перестать употреблять слово “нейтралитет”. Это просто гарантии, которые предоставляются одному государству другими государствами, и они нам предоставляются на основании статьи 51 Устава ООН. Мы вспоминаем статью 5 Вашингтонского договора о создании НАТО. Так вот ключевым элементом этой статьи как раз и есть статья 51 Устава ООН, которая дает право каждому государству, которое подверглось агрессии, на индивидуальную, или, (внимание!) коллективную самооборону. И вот НАТО говорит, что Альянс будет коллективно отражать агрессию совместно, в случае агрессии против этого государства. Я, считаю это правильный трек. Это нечто новое в дипломатии.
Сегодня, на мой взгляд, мы должны как раз и говорить о том, что мы должны создавать альянс государств, готовых предоставить Украине гарантии безопасности. То есть, включится в отражение агрессии, в случае, если она произойдет. А вопрос нейтралитета, внеблокового статуса, это уже другое, это теоретическая проблема. Нейтралитет и внеблоковость это уже форма гарантий. Государство, когда объявляет о своем нейтралитете, принимает гарантию, что на него никто не будет нападать. Поэтому у нас, получается, как бы симбиоз. Вот мы вроде как говорим, что будем нейтральны, но вместе с тем создаем альянс государств, в том числе ядерных, конторый нас будут защищать. Вот здесь идет теоретическая дискуссия.
Мне кажется, что по сути трек выбран правильный. Нам нужно с понятиями определиться. И на мой взгляд, необязательно говорить о нейтралитете как таковом, потому что нейтралитет исключает создание союзов и блоков. Нужно делать упор именно на создание альянса.
Читайте также: Посол Украины – Радбезу ООН: После провала блицкрига войска РФ перешли к плану “Б”
— Как думаете, будет ли учтен опыт пробуксовки реализации “Минска-2” в нынешнем возможном договоре о международных гарантиях безопасности Украины? И если этот опыт учтется, то какая его часть должна быть учтена нынешними переговорщиками и военно-политическим руководством страны?
— Конечно, да, я надеюсь, что будет учтен. В принципе, надо всегда исходить из опыта предшествующих переговоров, согласований, ведь вся наша дипломатическая история строится на опыте. Но надо понимать, что сегодня у нас абсолютно другая ситуация.
Нам нужно креативно подходить к вопросу о том, как сегодня будут выглядеть эти доверенности. Важна последовательность шагов. Чтобы что-либо подписывать, нужно, прежде всего, обеспечить вывод войск и возврат к статусу-кво. Я считаю, что должен возобладать статус-кво, который существовал на март 2014-го года. Но дипломатия есть искусство возможного, и поэтому, в качестве первого шага мы можем говорить о статусе-кво на 24 февраля 2022 года. Вот если агрессор вернётся на свои позиции февраля 2022 года, то, естественно, можно уже говорить о каких-то дипломатических переговорах.
Читайте также: Арахамия: Сначала – отвод войск РФ, затем – референдум по договору о гарантиях безопасности для Украины