Семь российских боевых самолетов за неделю сбиты в небе над Украиной. Это не первые впечатляющие результаты украинских Сил обороны. В январе в течение трех дней ВСУ сбили четыре российские Су-34, которые считаются лучшими истребителями-бомбардировщиками ВВС РФ.
“Сушки” падают на Восточном фронте: хронология
Днем 21 февраля стало известно, что украинские военнослужащие сбили еще один российский истребитель Су-34. Таким образом, самолет стал седьмым бортом, которого удалось сбить Силам обороны за последнее время. Об этом сообщил командующий Воздушных сил Николай Олещук.
“В этот раз могу сказать, что летчику Су-35 повезло — сманеврировал и больше не рискует. А вот экипаж Су-34 присоединяется к нашей рубрике “Вечного полета, братья”. Есть хорошие результаты объективного контроля, чтобы никто не сомневался!”, — написал он в Telegram.
19 февраля Силы обороны сбили еще два российских самолета на востоке. В сети появилось видео, как один из истребителей РФ падает в небе над оккупированным Мариуполем.
18 февраля ВСУ “приземлили” российский истребитель-бомбардировщик Су-34 также на востоке страны.
17 февраля Воздушные силы ВСУ уничтожили три российских самолета — два истребителя-бомбардировщика Су-34 и истребитель Су-35. Они тоже были сбиты на Восточном фронте.
Сверхзвуковой многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения ударов по наземным и воздушным целям противника на дистанции 150−600 км от линии боевого соприкосновения.
Су-35 предназначен для перехвата и уничтожения в дальних и ближних боях всех классов воздушных целей. Также он используется для поражения наземных и надводных объектов войск, наземной инфраструктуры.
Истребители обоих видов нанесли Силам обороны и украинской инфраструктуре немало поражений, атакуя преимущественно на юге и востоке Украины.
Комментарии специалистов
Достоверно сказать, сколько сейчас у российской армии боевых самолетов, невозможно. Российская авиастроительная отрасль находится под действием международных санкций. Тем не менее компания “Ростех” летом прошлого года заявила об увеличении производства истребителей Су-30, Су-34 и Су-35 вдвое. Даже если это блеф, как отмечают эксперты, выпуск боевых самолетов в РФ все равно продолжается. Как это возможно и как этому противостоять, — в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали:
- Юрий Игнат, спикер Командования Воздушных сил Украины;
- Иван Варченко, эксперт по вопросам национальной безопасности;
- Валерий Романенко, авиаэксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации имени Антонова;
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”.
ЮРИЙ ИГНАТ: Оккупанты теперь более осмотрительны в небе
— Вы видели серьезное применение этих средств на Авдеевском направлении, а также на других, где противник просто берет количеством, как во Вторую мировую войну. То есть стирает с лица земли целые города, как Авдеевка, Марьинка и другие.
Поэтому ключ и рецепт один — нужно наращивать противовоздушную оборону, средства, которые могут доставать российскую авиацию на больших расстояниях.
Кроме истребителей еще такие самолеты как А-50, Ил-22 были поражены. Это тоже чрезвычайно важные события, произошедшие на юго-восточном направлении.
А-50 уже летает чуть ниже Ростова, редко заходит в Азовское море. Точно так же и русский пилот, очутившийся на каком-то из направлений, будет бояться подлетать к линии фронта. Чем ближе и выше он подлетает, тем больше вероятность, что его собьют. Поэтому могут быть такие варианты, что управляемые бомбы будут лететь на головы российских солдат.
После событий, которые произошли двумя днями ранее, они уже более осторожно и осмотрительно себя ведут и не подлетают.
ИВАН ВАРЧЕНКО: Преимущество РФ в воздухе — временное
— Россия использует свой потенциал в воздушных силах и, конечно же, самолеты стреляют и по мирным целям, по тылу в Украине. Но главным образом по фронтовой зоне, сопровождая действия своих сухопутных войск, техники, авиационными налетами, ударами по местам сосредоточения украинских войск.
В значительной степени мы показываем, что преимущество в небе у них — временное, потому что, когда работает украинская система ПВО, самолеты падают, и не по одному, а возможно, и по два-три самолета в один день.
Это ощутимо для российских Военно-космических сил. В России — около 250 соответствующих самолетов, которые позволяют работать и ракетами, и управляемыми авиабомбами по фронту. Украинские Силы обороны за все время уничтожили уже около 40.
Они сейчас осторожно присматриваются к тому или иному участку фронта. И, конечно же, как только они видят, что наши средства ПВО расположены где-то в других местах, они тут же наращивают на этом участке свою активность. Поэтому нам важно держать этот вопрос на повестке дня перед нашими партнерами. Нам важно наращивать эти средства, чтобы их было достаточно, в частности для работы по фронту.
ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО: Не нужно недооценивать авиапотенциал РФ
— ВСУ применили метод противовоздушной обороны “Засада”. Применялись дальнобойные комплексы. Как я понимаю, достаточно длительное время исследовались маршруты подхода российских самолетов для сброса крылатых авиабомб. После этого были определены реальные возможности, позиции, с которых можно было поразить эти самолеты.
Как я понимаю, пуск был одномоментным, потому что россияне 17 февраля применили типичное ударное звено: два бомбардировщика, которых прикрывал Су-34, чтобы противодействовать возможным атакам украинских истребителей. Поэтому все три одномоментно попали под раздачу, но и упали на небольших расстояниях друг от друга.
Видео- и фотоподтверждения того, что уничтожена вражеская авиация, есть примерно на сотню самолетов и около 90 вертолетов. Это то, что отслеживается многочисленными группами.
Еще довольно значительное количество вертолетов и самолетов повреждено во время ударов по различным российским аэродромам, но некоторые из них подлежат ремонту. Некоторые поврежденные самолеты возвращались на свои аэродромы и в большинстве случаев списывались, но иногда все-таки направлялись на ремонт.
То, что Украина сбила половину из шести сотен российских современных самолетов — это слишком оптимистичная оценка. Нужно понимать, что враг все еще силен и все еще имеет самые современные образцы вооружения.
Всего боевых самолетов в 2022 году было изготовлено 29 единиц. В 2023 году это количество уменьшилось. По пессимистическим оценкам российских блогеров, 22 самолета было выпущено, по оптимистическим — 27. То есть производство боевых самолетов РФ падает.
Россия никогда не переставала выпускать боевые самолеты. А вот с выпуском гражданских самолетов был довольно значительный перерыв. У России есть мощности и для выпуска боевых самолетов.
Россия наладила сеть фирм прокладок, которые реэкспортируют различные компоненты, необходимые для оборонной промышленности, и таким образом пополняет запасы. Но, кроме того, если в 2010-х годах Россия выпускала по 18 самолетов одного типа, то сейчас максимальное количество равно 12. Такое количество Су-35 было выпущено в прошлом году в России. То есть почти половину выпуска составлял один тип.
Сейчас мы говорим о выпуске истребителей и самолетов-бомбардировщиков. А если возьмем штурмовики, то по ним потери максимальные, и они невосполнимые. Потому что этот тип самолета перестали производить еще при Советском Союзе.
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: F-16 значительно отодвинет российскую авиацию от линии фронта
— Скорее всего, российские войска будут прокладывать какие-то новые полетные маршруты. Но, с другой стороны, у врага — и это очень хорошо — нет и не будет понимания, а чем же были сбиты эти вражеские самолеты.
Как раз использование авиационного вооружения помогло РФ временно зайти на территорию Авдеевки. После того как город был разрушен бомбами КАБ. И именно эта ситуация позволила вражеской пехоте продвинуться вперед.
Процесс появления в нашем небе в частности и F-16, конечно же, должен изменить ситуацию к лучшему. Хотя бы паритет в небе — это то, что позволит действительно отодвинуть вражескую авиацию на определенное расстояние от наших прифронтовых зон.
Читайте также: Тысячи беспилотников для ВСУ: официально стартовала работа коалиции дронов (ВИДЕО)