Европейский Совет согласовал выделение Украине 50 миллиардов евро в рамках программы Ukraine Facility (“Украинский фонд”).
Решение поддержали все 27 стран-членов ЕС, в том числе, Венгрия, которая ранее блокировала выделение Украине этих денег.
Историческое решение ЕС
В Евросовете заявили о “необходимости гарантировать стабильную, предсказуемую и устойчивую финансовую поддержку Украины на период 2024-2027 годов, чтобы способствовать восстановлению, реконструкции и модернизации страны, социальной сплоченности и прогрессивной интеграции в союз для ее возможного будущего членства”.
“У нас есть договор. Все 27 лидеров ЕС договорились о дополнительном пакете поддержки Украины в размере 50 миллиардов евро в рамках бюджета Евросоюза. Это обеспечивает устойчивое, долгосрочное и предсказуемое финансирование для Украины”, — написал в соцсети Х президент Европейского совета Шарль Мишель.
Для этого создается “Украинский фонд” на период 2024-2027 годов. В документе, подписанном после окончания внеочередного заседания в Брюсселе, говорится, что 33 миллиарда евро будут в переведены Украине виде кредитов, а 17 миллиардов евро — в виде безвозвратной поддержки.
Евросовет также поддержал использование доходов, полученных от замороженных активов Центрального Банка России для финансирования Украины.
“Потенциальные доходы могут быть получены в соответствии с правовыми актами Союза по использованию чрезвычайных доходов частных организаций, полученных непосредственно от замороженных активов Центрального Банка России”, — говорится в документе.
Для принятия такого важного для Украины решения понадобилось несколько часов, что говорит о высокой мобилизации участников и работе на результат. Это была самая быстрая встреча Европейского Совета..
Единственным препятствием для принятия решения о выделении этой макрофинансовой помощи была позиция премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Он ранее неоднократно заявлял, что хочет каждый год пересматривать пакет помощи Украине и иметь право вето.
Как заявил премьер-министр Польши Дональд Туск, европейское сообщество больше не поддастся на шантаж венгерского лидера и будет принимать любые решения только согласно соответствующим процедурам. По словам Дональда Туска, “в ЕС нет проблемы усталости от Украины, а напротив — есть усталость от Орбана”.
“Сегодня нам нужно укреплять наше единство вокруг Украины и дать отпор России и ее агрессивной политике. Я не могу понять и принять очень странную и эгоистичную игру Виктора Орбана. И здесь нет места компромиссу в отношении наших принципов, таких как верховенство права. И, конечно же, в вопросе Украины нет места компромиссу [с позицией Венгрии]. И именно поэтому то, что мы можем предложить Виктору Орбану — это всегда относиться к нему справедливо, в соответствии с нашими правилами и процедурами. И ничего больше”, — сказал Туск.
Незадолго до заседания с Виктором Орбаном отдельно встретились президент Европейского Совета Шарль Мишель, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон. Они намекнули венгерскому премьеру, что их позиция будет непреклонной, а в случае вето либо каких-либо подобных демаршей от ЕС будет соответствующая реакция.
В итоге результатами заседания Европейского Совета оказались удовлетворены все.
“Это решение — очень четкий сигнал для украинцев. Оно демонстрирует нашу решимость быть полностью мобилизованными для поддержки их будущего, для поддержки их свободы. Это также послание нашим европейским гражданам, демонстрирующее наше единство и европейское лидерство, а также показывающее, что нас не запугает Россия, которая нарушает международное право”, — сказал Шарль Мишель.
Президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул, что решение о выделении 50 миллиардов евро Украине — это четкий сигнал, что и Украина выстоит, и Европа выстоит.
“Очень важно, что это решение было принято единогласно — всеми 27 странами-членами ЕС. Это еще один четкий признак крепкого единства и поддержки Украины. Сегодня Европа посылает сигнал через Атлантику и по всему миру, что международный и мировой порядок, основанный на правилах, выдержит все вызовы. Европа задает тон в глобальных процессах своим единством. Теперь это факт, и он должен оставаться таким”, — заявил он.
В свою очередь, в ЕС считают, что решение Евросовета о выделении 50 миллиардов евро Украине является сигналом также и для США, где есть задержка с утверждением финансирования помощи на 2024 год.
“В начале этого года мы должны прийти к тому, чтобы двусторонняя поддержка, оборона Украины также была усилена. Это должен быть сигнал, который посылается из Европейского Союза. Это также хороший сигнал для США. Президент США [Джо Байден] действительно хороший друг и союзник, который стремится к тому, чтобы его предложения [по финансированию помощи Украине] были одобрены в Конгрессе. Я надеюсь, что сегодняшнее послание, обсуждение, которое мы ведем, также помогут немного облегчить ему задачу дома”, — констатировал Олаф Шольц.
Читайте также: 50 млрд евро для Украины — главный вопрос повестки встречи лидеров ЕС: подробности из Брюсселя (ВИДЕО)
Решение Евросовета в обзоре экспертов
О том, как Евросовет принял решение о выделении 50 миллиардов евро для Украины, и как удалось преодолеть сопротивление Виктора Орбана, в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Евгения Кравчук, председатель Комитета культуры, науки, образования и медиа Парламентской ассамблеи Совета Европы, народный депутат Украины;
- Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба;
- Руслан Осипенко, дипломат, международный эксперт;
- Станислав Желиховский, кандидат политических наук, международный эксперт;
- Владимир Фесенко, политолог.
ЕВГЕНИЯ КРАВЧУК: Европейские лидеры нашли слова, которые убедили Орбана
— Должен быть опубликован официальный документ Евросовета, он еще не опубликован, поэтому дождемся того, что там будет написано черным по белому. Потому что на предыдущем заседании Евросовета было очень много разной информации, например, что не удастся принять решение по началу переговоров. Но все удалось. Поэтому давайте дождемся этого документа.
Точно известно, что утром до заседания Евросовета были встречи Орбана и с Шольцем, и Макроном, и с Мелони. И если Шольц и Макрон — это представители стран, которые являются самыми большими донорами в бюджет Европейского Союза, и к ним все прислушиваются, то Мелони — представитель как раз консерваторов, потому что Орбан также состоит в партии консерваторов и хочет там как-то закрепиться.
И очень важно, что правое правительство Мелони поддерживает Украину. Поэтому, я думаю, что нашли такие слова, которые Орбана убедили. Это во-первых.
А во-вторых, посмотрите, что происходило с форинтом. Даже заявления Орбана о том, что он будет что-то блокировать, стоили 1% курса форинта к евро, а это уже экономическая стабильность в самой стране.
Что касается седьмой статьи ЕС, то она никогда еще не применялась. Это совсем крайний вариант. И для самой Европы лучше, чтобы Европейский Союз демонстрировал единство. Потому что Россия как раз и боится единства ЕС.
Фактически Путин сплотил страны Европейского Союза, потому что до 24 февраля 2022 года, хоть и была аннексия Крыма и война в Донецкой и Луганской областях, но Европейский Союз все-таки думал об экономике. А сейчас они на самом деле понимают, что Россия это реальная угроза.
И об этом говорил премьер Польши Туск. О том, что блокировка помощи Украине со стороны Венгрии или Словакии — это не просто, чтобы как-то Украине нашкодничать, это подрывает безопасность самой Европы. Потому что пока Украина воюет и стоит стеной на этом восточном фланге.
К тому же и Венгрия, и Словакия, особенно Словакия, экономически зависят от Европейского Союза и от денег Европейского Союза, с одной стороны. А с другой стороны, они все-таки интегрированы в его экономику.
И даже звучало в прессе — понятно, что без каких-то официальных источников — что и Фицо, и Орбан больше боятся экономической изоляции стран, чем какой-то мифической седьмой статьи. Потому что для того, чтобы эту седьмую статью включить, должно быть единство остальных стран. Ну и это точно не пойдет на пользу общей атмосфере.
ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Выделение макрофинансовой помощи от ЕС существенно сократит дефицит бюджета Украины
— Сейчас, наверное, нет смысла говорить о плане “Б” на 2024 год, потому что вопросы по европейской помощи сняты. Хочу вам напомнить, что в этом году от Евросоюза мы ожидаем сумму порядка 16-17 миллиардов евро.
Если мы поднимем государственный бюджет на 2024 год, для покрытия дефицита бюджета Украине нужно было 1,6 триллиона гривен.
У Украины были подтверждены обязательства на 10-11 миллиардов. И поэтому крайне важными оставались цифры американской и европейской помощи — будет, не будет. И в действительности мы слышали от государственных чиновников Украины заявление о том, что, если средства не будут своевременно приходить, то будут даже определенные задержки социальных выплат и индексации пенсий.
Хотя премьер-министр [Денис Шмыгаль] успокоил и сказал, мол, волноваться не надо, соответствующие средства отложены, поэтому никаких задержек не будет. По январю задержек и не было, это правда.
Выделение этих 50 миллиардов евро на четыре года — а в первый год это где-то на уровне 16-17 миллиардов — существенно сокращает дефицит, который пока не покрыт. Остается порядка 11-12 миллиардов от Соединенных Штатов Америки. Я имею в виду только макрофинансовую помощь.
Потому что военно-техническая помощь — это отдельный разговор в рамках тех 61 миллиардов, о которых на сегодняшний момент активно дискутируют в американском парламенте. Но в любом случае есть достаточно высокая вероятность того, что этот год будет полностью оплачен, и все средства поступят в Украину. И по уровню обеспеченности ресурсами 2024 год будет мало отличаться от 2023 года.
Исходя из заявлений министра финансов, пока есть определенные сложности с пониманием 2025 года. Но давайте сначала проживем 2024-й, а он, скорее всего, будет достаточно оптимистичным.
Когда было принято решение о выделении макрофинансовой помощи на четыре года, европейцы обязательно обозначили, что эти средства должны пойти на укрепление демократических институтов. Эти деньги должны усилить экономику Украины и ее способность быстро выполнять социальные обязательства.
Среди реформ, которые Евросоюз наметил в качестве этапов приближения Украины к ЕС, и обеспечение более полного верховенства права, и судебная реформа, и вопросы, связанные с управлением государственной собственностью. Кстати, там и борьба с коррупцией есть.
Эти вещи четко прописаны в плане действий, которые есть между Украиной и Европейским Союзом. И нужно понимать еще один момент, что выделенные деньги в какой-то степени связаны с успехами тех реформ, о которых я только что сказал. И денежные средства будут приходить к нам в процессе успешной реализации тех реформ, которые поставлены Евросоюзом перед Украиной в рамках интеграции в ЕС.
Так что, здесь двойные вопросы решаются. С одной стороны, предоставляется помощь, а с другой стороны, идет стимулирование и ускорение реформирования тех вопросов, в которых заинтересовано также и украинское общество.
РУСЛАН ОСИПЕНКО: Европа впервые в истории проявила принципиальность и решительность
— У этой победы есть имя, и оно женское. На самом деле это премьер-министр Италии Джорджа Мелони, которая трижды встречалась с Орбаном, и вела с ним переговоры лично и вечером, и утром, убеждая его снять свои требования о блокировании этой финансовой помощи.
Она второй раз делает победу для нас. Мелони открыла нам дорогу в Европейский Союз, она тоже тогда проводила переговоры. Ее как раз недооценили, сказали, мол, мужчины на кофе послали Орбана. На самом деле это была Джорджа Мелони, которая вела переговоры с Орбаном и обещала ему присоединение к консерваторам в Европейском парламенте.
То есть партия “Фидес” Орбана присоединится и станет частью большой партии консерваторов в обновленном Европейском парламенте.
Почему это историческое решение? Так вот, Россия получила второй четкий сигнал. Первый сигнал был в декабре 2023 года, когда сломали весь стратегический план Москвы, которая хотела вернуть Украину в зону своего влияния. Но Европейский Союз сказал: “Нет, Украина — независимая, суверенная страна, и если она выбрала ЕС, то они голосуют за то, чтобы она начала этот процесс присоединения”. Это раз.
И второй момент: сейчас также бросили перчатку Москве и сказали, что в ЕС не устали от Украины, солидарно проголосовали за предоставление ей финансовой помощи. И это очень важно для Европейского Союза, так как они проявили солидарность. Там не был кто-то против, или кто-то воздержался, а 27 членов сказали: “Мы не устали, мы будем помогать Украине столько, сколько нужно”. Как минимум четыре года точно. Уже есть фиксация.
Вашингтон также получил сигналы о том, что он попадает в неудобное положение, если он не проголосует за поддержку Украины. Таким образом, Европа оказалась впереди. Впервые в истории она проявила принципиальность, последовательность, решительность и солидарность и проголосовала за помощь Украине раньше, нежели этого достигли Соединенные Штаты.
Ранее США как страна-лидер всего свободного мира были локомотивом этих всех инициатив. Теперь пальму первенства на себя перебрала Европа. Поэтому у США сужается политический маневр, им некуда деваться, им придется тоже проголосовать за помощь Украине.
СТАНИСЛАВ ЖЕЛИХОВСКИЙ: Орбан пытается балансировать между Западом и РФ
— Переговоры, конечно же, были непростыми, и это стоит понимать. Виктор Орбан уже на протяжении нескольких месяцев тормозил этот процесс, угрожал снова ветировать решения Европейского Союза по выделению 50 миллиардов евро помощи для Украины. И мы видели, как он использовал различного рода риторику, направленную на европейских партнеров, на Украину, на кого угодно, но, конечно же, не на самого себя.
Виктор Орбан — непростой политический игрок. Он уже много лет находится в политике, и он занял себе место между двух центров тяжести, между Западом и Россией, и пытается между ними балансировать.
Поэтому для того, чтобы иметь возможность дальше в этой политике находиться, переизбираться и тому подобное, Орбан использует подобного рода риторику, направленную на свой электорат, который постоянно избирает его на посту премьер-министра.
Мы помним, сколько раз Орбан требовал, чтобы разморозили для него те или иные финансы, чтобы их можно было направить на венгерскую экономику, которая сейчас очень сильно страдает из-за внутренних политических процессов, потому что в Венгрии сейчас есть большие проблемы.
И до последнего момента, фактически до дня голосования в Брюсселе, сохранялась интрига, будет ли Виктор Орбан ветировать это решение по выделению денег или нет. Но, к счастью, мы видим позитивный результат.
Конечно, тут были задействованы многие рычаги, как от европейских партнеров, так и от Украины. Потому что Украина также всеми возможными способами, главным образом, дипломатическими, пыталась достучаться до Будапешта, чтобы все-таки получить эти деньги, которые нам нужны для нашей экономики, для обороноспособности. И, как видим, общими усилиями все-таки мы достигли этого результата.
Но, конечно же, это далеко не конец истории. Виктор Орбан и далее будет продолжать вести подобную политику, которая будет сопровождаться такой вот риторикой. И от него стоит ожидать чего угодно. Поэтому расслабляться рано. Тут нужно запастись терпением.
Есть надежда, что Будапешт, возможно, станет немного более сговорчивым после будущей встречи президента Украины Владимира Зеленского с Виктором Орбаном. Но пока что мы еще не знаем, когда и где это произойдет. Но, тем не менее, работа в этом направлении идет, и я думаю, что это также повлияло на позитивный результат в Брюсселе.
Будем надеяться, что таких препятствий станет еще меньше. Поэтому и официальный Киев, и наши западные партнеры работают с Венгрией, предлагают ей различного рода то ли уступки, то ли компромиссы, чтобы можно было достичь важных результатов.
Потому что это все направлено на то, чтобы бороться с российской агрессией, от которой страдает не только Украина, не только украинский народ, но и европейцы, и другие народы свободного мира. Поэтому делается все возможное, чтобы помочь Украине и нашему народу. И надеемся, что так оно и будет дальше.
ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: Орбан фактически хотел вернуть в Украину “закон Кивалова-Колесниченко”
— Мы выполнили рекомендацию Европейского Союза, рекомендацию Венецианской комиссии по закону о национальных меньшинствах. Что касается Орбана, то тут ситуация сложнее. Недавние переговоры, которые были в Ужгороде, показали, что прогресс есть.
Есть готовность искать взаимоприемлемое решение по статусу и отдельно по национальным меньшинствам. Но некоторые претензии Венгрии вызывают вопросы.
Речь идет о том, что правительство Орбана хочет, чтобы венгерское национальное меньшинство имело в Украине особый статус, имело бы такие права, которые не имеют другие национальные меньшинства.
И это уже выходит за рамки закона о национальных меньшинствах, который был согласован с Европейским союзом и был принят, как хорошо выполненное домашнее задание Украины.
Орбан хочет большего. Он хочет какого-то эксклюзивного, особого статуса для венгерского национального меньшинства. В частности, в венгерском Сенате требуют вернуть венгерскому национальному меньшинству права, которые были до 2015 года.
Это фактически такой намек, что надо вернуть “закон Кивалова-Колесниченко”. То есть, чтобы на Закарпатье венгерский язык имел официальный статус.
Но мы не федеративное государство. В Украине это не предусмотрено нашим законодательством. Тем более, что де-факто нет никаких проблем для использования венгерского языка не только в быту, но и в общественной жизни.
Поэтому здесь скорее правительство Орбана поднимает планку для того, чтобы шантажировать Украину и выбивать дополнительные уступки. Так что, в полной мере проблема Орбана не решена. Тактически изменения к лучшему есть, несомненно. Но нам еще правительство Орбана будет создавать проблемы в процессе переговоров о нашем вступлении в Евросоюз.
Читайте также: Выделение 50 млрд для Украины: как в ЕС обошли требования Орбана — подробности из Брюсселя (ВИДЕО)