Непрерывную конструкцию из двух тысяч товарных вагонов российская армия создала на оккупированной территории Донецкой области. 30-километровое сооружение от Еленовки до Волновахи так называемые военкоры РФ назвали“царь-поездом”.
Железнодорожная линия между Еленовкой и Волновахой находится примерно в 6 километрах от линии фронта. Этот участок был относительно неактивным, когда российские войска начали строительство.
Странное сооружение оккупационных войск
Российские военные начали возводить “царь-поезд” в июле 2023 года. Об этом сообщают OSINT-аналитики украинского проекта DeepState.
“Возведение этой вагонной многоножки началось в июле 2023 года. Для постройки, очевидно, использовался подвижной состав, украденный с временно оккупированных территорий. Это очень специфическое инженерное сооружение, эффективность которого оценить сложно”, — говорится в Telegram-канале DeepState.
Состав из более чем двух тысяч вагонов не способен сдвинуть с места ни один локомотив.
“Пока нет никаких визуальных подтверждений с местности. Но при внимательном рассмотрении [карты] это не сплошной состав, а имеет 2 разрыва — в Велико-Анадоле и чуть южнее. То есть, не 30-километровая сплошная “змея”, а три змеи”, — написал историк транспорта, эксперт по железным дорогам Сергей Сигачев в Telegram.
Вероятно, российские оккупанты намерены использовать так называемый “царь-поезд” как оборонительную линию против будущих украинских наступательных действий. Ведь разрушить или подорвать 30-километровую массу металла непросто.
“Это все равно преграда, которую быстро ты не преодолеешь. То есть все равно нужно пробивать какие-то бреши, укрупняться, становиться более плотным, чтобы проходить через те бреши, которые вы создадите. Там будут какие-то дополнительные оборонные сооружения, там, скорее всего, произойдет довольно сильное минирование”, — сказал военный аналитик, офицер резерва ВСУ Андрей Крамаров.
Российские военные также могут прибегнуть к использованию живого щита — этот инструмент ведения войны армия РФ за время полномасштабной войны против Украины применяла не единожды. Военные эксперты считают, что оккупанты могут регулярно перевозить гражданских по тем же железнодорожным путям, на которых расположили “царь-поезд”. Это позволит обвинить Силы обороны Украины в нанесении ударов по мирным жителям в случае, если украинские защитники попробуют уничтожить российскую фортификацию.
Мнения экспертов
Для чего россияне возвели такую конструкцию? Действительно ли это фортификационное сооружение? Каким образом украинские силы смогут преодолеть данное препятствие в перспективе контрнаступления? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Денис Попович, военный обозреватель;
- Сергей Гармаш, журналист, президент Центра исследований социальных перспектив Донбасса;
- Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление”.
ДЕНИС ПОПОВИЧ: “Царь-поезд” может замедлить украинское контрнаступление
— Возведение такого “царь-поезда” — это достаточно оригинальное решение. Подобного еще не было в каких-либо предыдущих войнах. У россиян всегда наблюдалась тяга к чему-то масштабному.
Возможно, это защитное сооружение необходимо для того, чтобы прикрыть проезжающие на том участке поезда. Железная дорога там двухколейная. На одной колее стоит “царь-поезд”, а на другой — ездят поезда.
Может быть, россияне опасались наступления украинской армии в этом направлении, поскольку сооружение начали строить летом 2023 года, когда мы наступали на южном участке фронта.
Вероятно, у армии РФ были мысли, что ВСУ могут начать наступать в сторону Волновахи и Еленовки. Для этого и было построено такое защитное сооружение.
В любом случае, если там будет продвижение с нашей стороны, то оно будет задержано. С этой конструкцией нужно будет что-то делать — то ли ее разобрать, то ли подорвать, то ли растащить. А 2 тыс. вагонов просто так не разберешь.
Пока что не существует такого локомотива, который мог бы сдвинуть с места подобную конструкцию. Не исключено, что россияне могли приварить эти вагоны друг к другу и полностью их обездвижить.
ВСУ нужно будет планировать наступление так, чтобы обойти этот “царь-поезд”. Но пока что сложно смоделировать данную ситуацию.
СЕРГЕЙ ГАРМАШ: Возможно, эти вагоны россияне хотят сдать на металлолом
— Сегодня мы имеем просто факт — 2 тыс. вагонов, которые соединены между собой. У нас пока нет четких снимков. Я видел, что в начале там стоят локомотивы.
Россиянам есть смысл дотянуть эту конструкцию до Мариуполя. Судя по всему, оккупанты действительно готовятся к украинскому контрнаступлению.
Есть еще другой вариант — отправить эти вагоны в Мариупольский порт, оттуда вывезти в Россию и сдать на металлолом. Группировка “ДНР” так уже неоднократно делала. Возможно, для этого данные вагоны там специально и собирают.
В качестве оборонительного сооружения “царь-поезд” может быть эффективным. Потому что даже обычная железнодорожная линия может быть преградой для военных.
Довольно удачная и креативная находка российских оккупантов для того, чтобы сдержать украинское контрнаступление.
АЛЕКСАНДР КОВАЛЕНКО: “Царь-поезд” — это препятствие, которое нужно будет устранить
— Это сооружение является элементом фортификационных препятствий на тот случай, если Силы обороны Украины развернут в направлении Волновахи наступательные действия.
В любом случае, “царь-поезд” — это препятствие, которое нужно будет устранить. Железнодорожные пути при ведении наступательных и оборонительных действий всегда рассматриваются как ограничительные рубежи. Их преодолевать очень сложно — как пехоте, так и технике.
В свою очередь, если железнодорожный путь имеет такое защищенное сооружение, то его сначала нужно уничтожить. Это очень проблематично сделать. На это нужно потратить время и энное количество боеприпасов.
После уничтожения “царь-поезда” нужны будут инженерные войска, которые разберут остатки конструкции. Просто так его пересечь не получится, потому что данный участок будет под огневым контролем противника.
“Царь-поезд” — это довольно серьезная проблема в перспективе.
Читайте также: Военная поддержка Украины: в ЕС требуют без колебаний принимать решения (ВИДЕО)