Нефть — один из источников пополнения современной экономики России. Средства, полученные от ее продажи, государство-террорист использует как механизм геополитического шантажа.
2 декабря британское издание Financial Times сообщило о формировании Россией теневого флота из более чем 100 устаревших танкеров для продажи нефти в условиях санкций. По гипотезе наших экспертов из компании Marine Digital, для каждого танкера будет создана отдельная управляющая компания. Логика проста — в случае, если она будет поймана с поличным и закрыта — из строя выпадает лишь один танкер из сотни.
Как страна-террорист вела подготовку к созданию такого флота. Каким образом и зачем нефть попадала в третьи страны. И как она может становиться, судя по всему, африканской. Об этом — в новом расследовании телеканала FREEДOM.
Нефтяные санкции
Россия занимает третье место в мире по добыче нефти после США и Саудовской Аравии. Среднесуточный экспорт российской нефти еще недавно составлял чуть больше 4,5 млн баррелей, причем более половины этого объема шло в Европу. С начала преступно войны РФ против Украины ситуация кардинально изменилась — поставки российской нефти в Европу резко сократились.
С 5 декабря начал работать запрет со стороны ЕС в отношении морских перевозок российской нефти. Евросоюз запрещает покупку, импорт или передачу сырой нефти и нефтепродуктов из России. Эмбарго на поставки нефтепродуктов вступает в силу в феврале 2023 года. Ожидается, что ограничение должно сократить российский экспорт в Европу на две трети.
Украина приветствует подобные меры пресечения международного терроризма Путина, но при этом настаивает — ограничения нужно ужесточать здесь и сейчас.
Но Россия пытается найти пути обхода запретов. Одна из крупнейших российских нефтедобывающих корпораций через систему дочерних компаний продает продукцию на американские и европейские рынки в обход санкций. Действительно ли это происходит через третьи страны, несмотря на действующий еще с апреля запрет на вход российских танкеров в европейские порты? Могла ли Россия за считанные месяцы построить настоящий нефтекартель?
В ходе собственного расследования телеканала FREEДOM в нашем распоряжении оказалась информация, подтверждающая подозрения на незаконный экспорт нефтепродуктов одними из крупнейших российских добывающих корпораций — “НефтеХимСервис” и “Роснефть” — в Швейцарию, на имя компаний Newcoal Trading Ag и Trafigura Pte Ltd, имеющих разветвленную сеть дочерних компаний на американском и европейском рынках. И это происходит в то время, когда президент США, глава Еврокомиссии, Европарламента и других структур ЕС, а также многие президенты стран Европы в унисон заявляют о необходимости отрезать цивилизованные государства от российских поставок, оставив Путина без средств на войну. Как это возможно?
“НефтеХимСервис”
Начнем с компании “НефтеХимСервис”.
Исходя из информации, полученной нашей группой расследователей, из Яйского нефтеперерабатывающего завода, который находится в Кемеровской области, сырье поставляется на имя швейцарской компании Newcoal Trading Ag, с главным офисом в городе Шаффхаузен. Исходя из открытой информации, в руководстве этого швейцарского предприятия значатся некие Николай Сухов и Константин Рябов, граждане России.
Вероятнее всего, доставка продукции осуществляется морскими путями из портов преимущественно Балтийского бассейна Р: Санкт-Петербурга и Усть-Луги, что в Ленинградской области.
По данным наших источников, из-за действующего запрета на вход кораблей под российским флагом в европейские морские порты, нефтекартель страны-террориста использует танкеры под флагами Панамы, Греции, Мальты и Кипра. Так, наиболее распространено использование судов греческой компании Minerva Marine Inc.
В Балтийском бассейне нефть, вероятно, перекачивается с борта танкеров российского продавца на танкер одной из европейских компаний покупателя, прямо в море, не заходя в порт. И чтобы скрыть происходящее, на борту отключали систему АИС (Автоматическая идентификационная система).
“На каждом корабле находится передатчик и приемник системы АИС. Передатчик посылает сигнал по месторасположению корабля, портам выхода и захода, а также грузе, который находится на борту. Если эта система включена, то можно знать, где в данный момент находится судно. Когда это нужно скрыть, то систему на корабле отключают. Например, если судно вышло из порта страны, против которой введены санкции, или если само судно находится в черном списке организаций по безопасности, или есть подозрения по грузу”, — поясняет эксперт Центра оборонных стратегий, капитан 1 ранга запаса Военно-морских сил Украины Андрей Рыженко.
Возможно, что отключение системы АИС (которая согласно международному морскому праву должна функционировать постоянно) свидетельствует не только о попытке замаскировать наличие на борту российской нефти как таковой, но и попытку скрыть процесс непосредственной ее перекачки в Балтийском море по схеме борт-к-борту. Схема, как мы уверены, вполне рабочая.
“Новошахтинский завод нефтепродуктов”
Newcoal Trading Ag — швейцарская компания, которая, судя по ее сайту, работает чуть ли не с любым видом нефтепродуктов и легких металлов. В описании деятельности предприятия авторы уточняют, что опыт Newcoal дает уникальную возможность как производителю, так и покупателю извлечь максимальную выгоду из опыта и связей, приобретенных их международной командой на протяжении последних 20 лет в международном бизнесе сырьевых товаров.
Оставим это предположение без комментариев.
Нам важно другое: может ли Newcoal активно торговать различными видами масел, мазутом и смазочными материалами с рядом российских компаний, в том числе — подсанкционными?
Одной из таких является “Новошахтинский завод нефтепродуктов” с регистрацией в Ростове-на-Дону, до апреля 2022 года принадлежавший семье Виктора Медведчука — друга Путина и представителя уже запрещенной в Украине пророссийской партии.
Вот накладные предполагаемой сделки между Newcoal и Новошахтинским заводом. В качестве продукции указаны смазочные материалы, покупателем является швейцарская компания, продавцом — российский завод нефтепродуктов.
Сейчас российское предприятие находится в собственности компании “Петон Инвест Технолоджи”, которая зарегистрирована в Москве. Ну, а сам Медведчук, как говорится, work and travel на оккупированном полуострове Крым.
Что важно — вышеупомянутое сырье, которое Newcoal, вероятно, помогает продавать, по нашим данным, происходит из Гавриковского нефтяного месторождения, что в Ханты-Мансийском автономном округе РФ. Месторождение, как утверждают наши источники, контролируется все тем же Медведчуком и его семьей.
“Коченевский нефтеперерабатывающий завод”
Также, Newcoal Trading Ag, судя по накладным, которые оказались в нашем распоряжении, работает с “Коченевским нефтеперерабатывающим заводом” в Новосибирской области, который контролируется предприятием “ВПК ОЙЛ”.
Согласно сайту компании, она занимается поставками продукции в разные регионы России. Компания гордо заявляет о внушительном ряде зарубежных заказчиков в Финляндии и Италии. Каким образом продукция поставляется конкретно в эти страны — предприниматели не уточняют.
Нефтяные схемы в действии
Вернемся к деятельности Newcoal Trading Ag и продукции, которой торгует швейцарская компания. Доставка нефтепродуктов осуществляется из портов преимущественно Черноморского бассейна.
Схема в целом уже была описана выше, теперь рассмотрим ее на примере порта Ростова-на-Дону.
Российские танкеры с товаром заходят в нейтральные воды. Это небольшие суда, которые несут до 7 тыс. тонн груза. Затем в территориальных водах Румынии, недалеко от нефтяного терминала “Мидия” в городе Констанца, груз перекачивают на уже более крупные танкеры под флагами Либерии, Греции, Мальты. Естественно, систему АИС, которая отслеживает перемещение корабля, в это время отключают.
Конкретно для этой схемы использовали преимущественно танкеры типа VF-Tanker российского перевозчика “Волжское пароходство” с регистрацией в Нижнем Новгороде. Судя по публичным базам, принадлежат эти корабли российскому миллиардеру Владимиру Лисину, в числе основных активов которого значится та самая судоходная компания “Волжское пароходство”.
Лисин находится в санкционных списках Австралии, но западные ограничения российского олигарха, пока не коснулись.
27 августа 2022 года один из танкеров компании Лисина — VF-Tanker-18 — судя по всему, перегрузил нефтепродукты российского происхождения, на танкер New Legend под флагом Либерии, стоящим на якоре возле порта Констанцы. Таковы данные сайта marinetraffic.com, отслеживающего местоположение суден.
Как утверждают наши источники, танкер New Legend еще с апреля этого года мог использоваться в качестве наливного “хаба” для дальнейшей транспортировки нефтепродуктов в румынский нефтяной терминал “Мидия” или для доставки груза в порт “Агиои Теодорои” в Греции, с очень простой целью — подтасовки страны происхождения товара с целью его дальнейшей беспроблемной реализации в Европе.
Российский нефтекартель для своих схем также использует порт “Кавказ” в Краснодарском крае и порт “Новороссийск” с терминалом Каспийского трубопроводного консорциума.
Под флагами Панамы, Греции, Мальты и Кипра нефтепродукты транспортируются, судя по всему, в тот самый порт “Агиои Теодорои” в Греции или порт “Лимассол” на Кипре. А там, скорее всего, для переработки или реализации в виде готовой продукции в страны ЕС.
По оценкам наши источников, в 2022 году Newcoal Trading Ag уже реализовала до 1 млн тонн готовой продукции в страны ЕС.
Журналисты телеканала FREEДOM на протяжении нескольких дней пытались связаться с представителями швейцарской компании. Но на звонки представители Newcoal Trading Ag не отвечают.
Российская нефть в США
Еще одна компания, участвующая в схемах незаконного экспорта нефтепродуктов, — акционерное общество “Роснефть”. Направления поставок два — это Европа и Соединенные Штаты Америки.
“Роснефть” активно сотрудничает с корпорацией из Сингапура Trafigura Pte Ltd, которая имеет разветвленную систему дочерних компаний с охватом главных топливных рынков мира:
- Trafigura Trading LLC;
- британский филиал Trafigura Trading Ltd;
- нидерландский филиал Trafigura Services;
- сингапурский филиал Trafigura Maritime Logistics;
- швейцарский Trafigura Trading (Europe).
Поставки в США, как мы предполагаем, вероятно проходили не без помощи одной и из этих “Трафигур.”
До лета 2022 года корпорация продавала сырую нефть, бензин и дизтопливо американским трейдерам. Поставки производились из порта “Санкт-Петербург” в порт “Новый Орлеан” (США, штат Луизиана). Получатель — компания Vitol, работающая на рынке уже более 50 лет.
Вот предварительные накладные за 15 и 20 апреля 2022 года на покупку нефтепродуктов “Роснефти” американским предприятием.
По данным, размещенным на сайте предприятия, Vitol — очень ответственная компания, занимающаяся обеспечением мировых энергетических потребностей. Но правильно ли мы понимаем — ответственность заключается, в том числе, и в приобретении российских нефтепродуктов, чтобы военная машина Путина ни на секунду не останавливалась?
Еще одна американская компания Valero, с регистрацией в Техасе (США). И снова предварительные накладные на приобретение нефтепродуктов, которые ясно говорят о сотрудничестве предпринимателей из США с “Роснефтью”.
Судя по данным, размещенным на сайте Valero, одна из главных особенностей компании — изобретательность. Это правда. Очевидно, что для приема российских нефтепродуктов в Порт Артур (штат Техас) нужна немалая изобретательность. Ну или как это называется по-другому? Возможно, цинизм? Это мы решили выяснить. Журналист FREEДOM позвонил в компанию, представившись международным посредником:
FREEДOM: Я сейчас действую от имени компании, которая находится в стране, которая в настоящее время находится под международными санкциями. Думаю, вы догадываетесь, как называется эта страна. Я хотел бы обсудить следующее. Если нефть или нефтепродукты, которые предлагает мой клиент, происходят из его страны, но в транспортном документе будет указано европейское происхождение товара (мы позаботимся об этом, мы делали это неоднократно) — ваша компания рассмотрит возможность сотрудничества с нами?
VALERO: Я посмотрю, сможет ли Майк вам помочь. Подождите…
FREEДOM: Хорошо.
ГОЛОСОВАЯ ПОЧТА: Пожалуйста, оставьте сообщение для Майка Брэди после сигнала.
На голосовую почту Майка журналист оставил аналогичное сообщение. Заметьте, наш журналист намеренно напрямую упомянул подсанкционность страны-производителя нефти. Мы не обвиняем американскую компанию Valero, но в целом — на месседж о незаконном происхождении продукции нам не сказали “нет”, не отказали в сотрудничестве, и это неприятно настораживает.
Подобные поставки “Роснефть”, скорее всего, проводила в тесном сотрудничестве и при посредничестве американского филиала корпорации Trafigura Trading, о чем свидетельствуют соответствующие накладные.
Напомним, речь идет о частном бизнесе. И это в то время, когда официальная позиция Вашингтона и других союзников Киева — жесткое пресечение попыток Путина пополнить бюджет своей преступной военной авантюры, максимальное противодействие его диктаторской вертикали власти. Санкции, санкции и еще раз санкции.
Российская нефть в Европе
Что нам становится очевидно, касательно незаконных европейских поставок “Роснефти”? По имеющейся в нашем распоряжении информации, импорт нефтепродуктов, вероятнее всего, происходит с помощью юридических лиц с регистрацией преимущественно на Кипре и в Греции.
И немалую роль в схемах играет британский филиал сингапурской корпорации Trafigura. Филиал является одним из основных каналов поставки российской продукции на европейский рынок, осуществляя прямую закупку у “Роснефти”, судя по накладным.
Основными перевозчиками и операторами процесса выступают стивидорные компании, которые представлены нидерландским и сингапурским филиалом Trafigura. Стивидорные компании обычно выполняют функцию погрузки и разгрузки товара в портах.
Для европейских поставок “Роснефть” активно использует те же маршруты, которыми пользуется “НефтеХимСервис”. Продукция подконтрольных “Роснефти” нефтеперерабатывающих заводов (в частности, цфимского и новокуйбышевского) поступает из порта “Новороссийск” с терминалом Каспийского трубопроводного консорциума.
Из Краснодарского края нефтепродукты страны-террориста отправляются в греческий порт “Агио Теодорои” преимущественно танкерами под флагами третьих стран. Аналогичной схемой, вот прямо точь-в-точь, пользуется вышеупомянутый “НефтеХимСервис”.
В схеме участвуют такие танкеры:
- NEW AMORGOS (IMO 9370836);
- MINERVA LISA (IMO 9276597);
- SEAVEGOUR (IMO 9315771);
- MINERVA KYTHNOS (IMO 9592251).
В итоге, после поставок из российских портов при посредничестве швейцарского филиала компании Trafigura продукция реализуется в странах ЕС.
Перекачка в территориальных водах Африки
Кроме вышеназванных, есть еще куда более изощренные махинации, когда Российская Федерация вынуждена провозить свою продукцию через половину континента для того, чтобы продать нефть под видом товара произведенного в третьей стране.
Похоже, что нефть из танкеров российского продавца (но, конечно, не под российским флагом) в итоге перекачивают в танкеры покупателя в территориальных водах Африки. Просто представьте протяженность такого маршрута.
В нашем распоряжении есть материалы, подтверждающие, что еще летом этого года Россия уже могла перевозить свою нефть в третьи страны-посредники.
В этой части расследования главными действующими лицами будут два танкера — Crested под флагом Панамы и Chris под флагом Египта.
Телеканал FREEДОМ в сотрудничестве с Европейским космическим агентством и компанией Marine Digital отследил пути танкера Crested, курсирующим под Панамским флагом.
Согласно данным, полученным со спутников Европейского космического агентства, из России танкер Crested проходит Балтийское море, воды вблизи Дании, других европейских государств, а после следует мимо Португалии и Испании, заходя в Средиземное море, где уже у берегов Африки его ждут в порту Египта “Мерса Эль Хамра”.
По нашим данным, танкер проходил весь путь загруженным российскими нефтепродуктами в объеме 95 тыс. тонн с 26 июня по 24 июля, то есть почти за месяц.
С помощью данных, полученных от Европейского космического агентства, удалось установить, что судно Crested постоянно выполняет рейсы по одному и тому же маршруту — из порта “Усть-Луга” Ленинградской области РФ, через Балтийское море и далее до самой Малайзии. Также Crested в некоторых случаях после стоянки на якоре в территориальных водах Египта направляется в Грецию, где совершает остановку.
Но, вернемся в лето 2022 года. Во время пути на судне отключают систему распознавания АИС. “В темную”, без идентификации, танкер, обойдя Данию, Нидерланды, Францию и другие страны Европы, прибывает в египетский нефтеналивной терминал “Мерса Эль Хамра”. По данным сайта marinetraffic.com, порт принадлежит египетской компании Western Desert Operating Petroleum.
На сайте компании можно узнать, что она занимается управлением терминалом “Мерса Эль Хамра”, нефтепроводами, перевалкой нефтепродуктов, приемом, отгрузкой и повторной отгрузкой сырой нефти и нефтепродуктов. Стать поставщиком компании можно подав заявку на сайте и заполнив отдельный документ.
Мы изучили документ — похоже, поставщиком может стать абсолютно любая компания либо страна, несмотря на ограничения, в нашем случае — РФ.
Что важно — по данным marinetraffic.com, терминал находится не на берегу, а непосредственно в море, в территориальных водах Египта. Он был построен для перевалки сырой нефти, которую добывают в западной пустыне страны. Возможно ли, что именно в этом терминале происходит смешивание российской нефти с местной, чтобы изменить химсостав продукта и замести следы ее истинного, российского происхождения?
До 26 июля судно Crested, по данным того же marinetraffic.com, находилось на разгрузке в порту “Мерса Эль Хамра”, а после — скорее всего, уже пустым — ушло в сторону Греции, в порт “Кали Лименес”.
Маршрут Crested, включая все упомянутые нами остановки, также подтверждают данные полученные нами со спутников Европейского космического агентства. Место панамского танкера для швартовки на тот момент занимал танкер Chris под флагом Египта, который, по нашим данным, ожидал загрузки около трех недель.
Владеет судном Chris компания Corplease, зарегистрированная в Гизе (Египет). Коммерческий директор и менеджер судна, занимающийся его информационной безопасностью, — компания International Mari, которая также занимается услугами по закупке и поставкам различных товаров по всему миру. Зарегистрирована компания в Греции. Скорее всего, эта компания весьма тесно связана и с другими европейскими предприятиями, которые, более, чем вероятно, участвуют в преступных российских схемах обхода санкций.
Вернемся к путешествию нефти из РФ. Итак, судно Chris, вероятнее всего, с российской нефтью на борту, отправилось в египетский Порт-Саид, где была выкачана незначительная часть товара.
Уже 3 августа в нефтяной терминал “Рас Шукер” была доставлена основная часть нефтепродуктов.
И здесь… начинается самое главное. Мы предполагаем, что российская нефть смешиваясь с египетской, и становится египетской, а затем транспортируется в страны Европы и Азии. И все! Санкции больше не страшны, можно получать прибыль.
Очень на то похоже, что с начала августа египетский Порт-Саид вообще пользуется особой популярностью для танкеров и из других нефтяных “хабов” России.
Даже из открытых публичных данных становится очевидно, что в последнее время особенно часто Порт-саид посещают танкеры из портов города Усть-Луга и Новороссийска. Порт-Саид не единожды использовался как стоянка для судов, которые, судя по всему, ожидают смешивания нефти российского происхождения с другой, вероятнее всего, египетской, с целью замести следы последующей незаконной перепродажи.
РФ как страна серого экспорта
Россия продолжает использовать механизмы обхода санкций, ради экспорта своих энергоресурсов. И, скорее всего, у россиян есть помощники в европейских и африканских странах.
По данным наших источников, в российский нефтяной картель, вероятно, входят частные импортеры из Египта, ОАЭ, Ливии и Сирии.
Кроме всего прочего, схема похожа на такую себе пробу пера в неблагоприятном для России свете декабрьского эмбарго на морские перевозки российской нефти странами “Большой семерки” и ЕС.
Казалось бы, ну и что? Транспортировали продукцию одним путем, теперь будут транспортировать другим. Однако это вопрос прибыли. Если до преступной путинской войны против Украины Российская Федерация могла свободно продавать нефтепродукты в Европу напрямую в необходимых ей и Европе объемах по рыночной цене, то сегодня все многократно усложнилось — товар отправляется небольшими танкерами через половину континента. И теперь — это незаконно. А значит, многократно сокращает объемы продаж, усложняет логистику, создает дополнительные финансовые потери там, где раньше была только чистая прибыль.
Россия вынуждена участвовать в различных схемах, и провозить свой товар через полмира, да еще под чужим флагом. Из крупного игрока на рынке нефти Российская Федерация превратилась в страну серого экспорта, всего лишь за полгода.
Вместе с эмбарго на морские поставки, 5 декабря вступило в силу также решение стран ЕС, “Большой семерки” и Австралии о ограничении цен на российскую нефть. 60 долларов за баррель — такая цена, по мнению главы Европейской дипломатии Жозепа Борреля, резко сократит доходы страны-террориста.
Мы согласны с представителем ЕС — такое решение на самом деле уменьшит количество зарабатываемых Россией денег. Однако точно не оставит военную машину Путина без средств на жизнь. 30 долларов за баррель — вот справедливая и правильная цена, на которой настаивает президент Украины Владимир Зеленский.
Читайте также: Угольные аферы на миллионы: кто и как помогает Москве обходить санкции — расследование FREEДОМ