Угольные аферы на миллионы: кто и как помогает Москве обходить санкции — расследование FREEДОМ

Фото Укрінформ

Вопреки санкциям ЕС Россия продает свой уголь в Европу. За нелегальными схемами, по-видимому, стоят подставные фирмы из Одессы и российский титановый олигарх. Кто зарабатывает на войне и страданиях — об этом максимально детально в авторской рубрике журналиста Алексея Мацуки.

Как обходят санкции

Пока США и Европа вводят против России всё новые и новые санкции, в Москве ищут способы, как их обойти. И возможно  находят. К примеру, в пятом санкционном пакете ЕС прописан запрет на продажу угля из России. Эмбарго действует с начала августа. Ожидаемые потери Москвы от такого решения — 8 млрд евро в год.

Но факты свидетельствуют — Россия по-прежнему торгует “запрещенкой”. А уголь может идти в страны Евросоюза — в те же Румынию и Болгарию. А обходить ограничения помогают бизнесмены, для которых деньги не пахнут.

Мы нашли следы таких фирм  в Турции, и вы удивитесь — в Украине! Причем, даже не в оккупированном Крыму, а в Одессе!

Первая точка нашего расследования — российский Ростов и соседние с ним порты, откуда традиционно, еще со времен СССР, отправляют уголь. Изучив данные о судах, которые выходят оттуда в порты Евросоюза, мы обратили внимание на передвижение ряда сухогрузов.

“Первопроходец” подозрительного маршрута — теплоход “Родион Ослябя”. 2 августа судно стоит под погрузкой в Ростове, и через Керчь отправляется в Румынию, где в порту Констанца 15 августа разгружается.

Похожими маршрутами позже следуют суда River Grace (сделал два аналогичных рейса), Alexandra1, “Леонид Заякин”, “Юрий Полторацкий”, Leda… У них разные судовладельцы, разные флаги — из Стамбула, из Москвы, с Маршалловых островов и даже из Херсона. Но все действуют по одному и тому же алгоритму.

Суда из Ростова или соседних портов идут (или пытаются пойти) в болгарские Бургас и Варну. К примеру, T Atlantis, Siberin-2, “Волгодон-76”, Azov Future. Причем, если отследить маршрут, в море происходят удивительные события. Когда содержимое трюмов зачастую пытаются перегрузить просто на рейде.

Данные, которые мы получили, свидетельствуют: эти суда уже в августе и сентябре (то есть когда санкции действовали полным ходом) могли загружать в Ростове запрещенный груз — российский уголь. И везли его в Европу. На борту каждого из теплоходов было от 3,5 до 11 тысяч тонн угля. Формально, уголь в этих портах — российский. Но не исключено, что на самом деле — донецкий, купленный по дешевке на шахтах оккупированной части украинского Донбасса.

Деньги не пахнут?

У каждого судна, которое участвует в подобной  схеме, есть владелец и есть так называемый менеджер. Это компания, которая управляет теплоходом, дает капитану команды: в какой порт зайти, что загрузить, куда двигаться дальше.

Мы выяснили, кто управлял всеми судами, которые могли возить российский уголь, и попытались связаться с этими компаниями. Поначалу не говоря, что мы — журналисты. Наш репортер работал, что называется, “под прикрытием”. Купил московский номер телефона и представлялся российским бизнесменом, который хочет продать в Европу купленный на оккупированной части Донбасса уголь. В ответ он слышал: готовы “везти что угодно, и куда угодно”. Готовы закрыть глаза, если мы сами подделаем документы, укажем, к примеру, что уголь — не российский.

Вот фрагмент одной из таких бесед с турецкой компанией.

Журналист под видом бизнесмена: Как это можно решить? Я думал, что если мы, допустим, накинем вам по 5 долларов на тонну, то как-то можно поменять страну происхождения.

Представитель турецкой компании: Нам все равно, что и куда везти. Это ваш клиент груз отправляет, это ему нужно идти и искать варианты, как это все дело замылить.

“Замылить” в данном случае значит, что по документам выставить российский уголь польским или казахстанским. На каждую купленную партию выдается “сертификат происхождения”, в котором прописано, где добыт уголь. Но за небольшую плату уголь может изменить свое происхождение. Это в порту Ростова груз еще может быть российским, а на подходе к Констанце становится, к примеру, польским.

Есть и вторая схема. Перегрузка в Турции. Нам ее тоже предложили, не опасаясь открыто говорить, что готовы везти подсанкционный товар.

Журналист под видом бизнесмена: Мы хотим доставить уголь из Ростова (Россия) в Констанцу (Румыния).

Представительница компании: Я поняла. Я должна сначала спросить вас: это подсканкционный груз? Потому что если этот уголь не из Казахстана, то он в санкционном списке, и будет проблемой выгрузить его в порту Констанцы.

Журналист под видом бизнесмена: Он российский. Может, вы посоветуете, как это решить? Может, поменять происхождение груза на другую страну?

Представительница компании: Можно через Турцию. Доставим уголь в турецкую акваторию Черного моря, и затем он сможет следовать в Констанцу вообще без проблем.

Таким образом, менеджер компании предложила перегрузить судно с российским углем в морской акватории у берегов Турции. А дальше теплоход под турецким флагом отвезет его в ту же Констанцу.

И так уже делалось ни раз. Теплоход Siberin-2 вышел из российского порта “Кавказ” предположительно с почти 5 тысячами тонн угля на борту. У турецких берегов он поменял маршрут, и просто на рейде перегрузил весь сомнительный груз.

Понятно, что риски высоки. Но прибыль того стоит. От источников среди бизнесменов, занимающихся морскими перевозками, мы узнали, что перевозка тонны угля на коротком маршруте из Ростова сейчас взлетела до 60 долларов за тонну, а в сентябре это было 40 долларов. То есть за перевозку 11 тысяч тонн угля (а это реальный рейс теплохода Azov Future) компания-оператор получила 440 тысяч долларов. Да, есть расходы на топливо, на портовые сборы и прочее, но и прибыль тоже огромная.

Следы ведут в Одессу

Легких денег захотелось не только туркам. Среди операторов судов со странными маршрутами — две одесские компании.

У одной из них — Superb Ship Management — в управлении сухогруз “Родион Ослябя”, который мог возить “запрещенку” в Румынию. Наш журналист побывал и по их юридическому адресу в Одессе, и по тому, который указан в документах, как адрес офиса.

Место регистрации — обычная обшарпанная “сталинка” с несколькими подъездами. В документах был указан “офис 228”, но на самом деле это квартира. Дверь никто не открыл и, похоже, там давно вообще никто не живет, поскольку соседи говорят — никого не видели.

По адресу, который везде указан как офис, вообще — гостиница. Номера тут берут в аренду разные фирмы. Но нужной нам — тут нет.

На двери, где должен быть офис, нет даже таблички с их названием. Оказалось, что компанией Superb Ship Management мы не первые интересуемся. Как рассказала сотрудник гостиницы, по этому поводу более месяца назад к ним уже приходили из Государственного бюро расследований.

“А еще там у них директор числится, приходили из военкомата искали тоже. По-моему, ему повестку хотели вручить”, — добавила она.

Но повестку брать было некому. Потому что владелец (он же директор), 37-летний Вячеслав Звонецкий, похоже, руководит бизнесом дистанционно. Судя по информации из реестров, фирму он создал 7 лет назад. Сам — из Николаева, где до сих пор и прописан, но долго жил в Одессе.

Сейчас, похоже, подчиненные работают из дома, а директор перебрался подальше от войны — в Объединенные Арабские Эмираты. Это указано на одной из его страничек в соцсетях. Теперь понятно, почему ему всё равно, что дроны, купленные за деньги от продажи угля, бомбят Одессу и Николаев. Он-то сам далеко, в тепле и комфорте.

Еще одна компания — Agate Shipping, которая организовывала маршрут для сухогруза T Atlantis в Болгарию. История — один в один. По адресу, который указан как место регистрации, — частный дом. Неприглядный, выглядящий странно на фоне соседних особняков.

По словам соседей, тут живет семья, которая занимается росписью икон. Живут очень бедно. Вероятно, владельцы Agate Shipping заплатили собственникам за право размещения у них юридического адреса.

Зачем понадобилось прятаться за чужим адресом, мы тоже выяснили.

Компания Agate Shipping была создана 9 лет назад и имеет довольно скандальную репутацию. 4 года назад ее даже внесли в черный список за то, что не выплачивала морякам зарплату. Она продолжает работать до сих пор, но тихо, не привлекая внимания, без офиса. Уже пять лет директорствует в ней 61-летний Дмитрий Раскин. Мы его разыскали. Но оказалось, что Раскин — подставное лицо.

“Лет 7-8 назад мой товарищ (мы вместе работали) попросил меня стать руководителем. Я не знаю, кто там, что там и чего там. Я ни одного документа там не подписывал”, — рассказал Раскин.

Но кто тогда руководит всеми этими суднами, сидящими по домам в Украине сотрудниками, которые сами страдают от обстрелов, но в то же время помогают России обходить санкции и зарабатывать деньги на продолжение войны… Кто владеет этим бизнесом?

Наше расследование показало, что реальный владелец той же Agate Shipping — российский титановый магнат Игорь Туркин. С бизнесом, зарегистрированном… в Люксембурге, куда санкции ЕС против российских олигархов не добрались и вряд ли доберутся. Не исключаем, что российский уголь он не просто перевозил в ЕС, но еще сам и закупал — через подконтрольные структуры. Это должно установить следствие.

Контрабандная схема

Как мы увидели, схемы абсолютно идентичны. Находящийся под санкциями российский уголь, благодаря разным уловкам таки оказывается в Европе. Перевозками руководят, в том числе и из Одессы. За частью проданного в Европу угля может стоять российский олигарх. А помогают ему те, для кого даже во время войны деньги оказались важнее.

В ходе расследования мы искали и самого Туркина, и “пересиживающего” в Эмиратах директора одной из одесских фирм. Связывались с посольствами Румынии и Болгарии. И вывод, к которому мы пришли, — это не страны-партнеры закрывают глаза на нарушение санкций. Это российский бизнес ищет любую лазейку, чтобы обойти ограничения. И всегда находится тот, кто хочет заработать на горе и на войне.

Прямой эфир