Спецтрибунал для Путина: на какой стадии его создание и что ему может помешать, проанализировали эксперты

Иллюстративное фото: bbc.com

Специальный трибунал ожидает высших представителей России за преступления, которые они совершили в Украине. Однако, чтобы это стало реальностью, карательный орган нужно создать.

Пока представители 44 стран поддержали такую инициативу. Соответствующую декларацию приняли в Гааге (Нидерланды) 2 апреля по итогам конференции “Восстановление справедливости для Украины”.

Самый сложный вопрос для Гааги 

В конференции участвовали 57 стран. Документ поддержали 44 государства, среди которых — страны-члены ЕС, Канада, Грузия, Япония, Молдова, Новая Зеландия, Великобритания, США.

“Эти акты, включая попытку незаконной аннексии регионов Украины, являются вопиющими нарушениями Устава ООН, нарушением международного права, влекущего государственную ответственность РФ”, — говорится в декларации.

Страны высказались за усиление совместных усилий для обеспечения надлежащего расследования и ответственности за все нарушения международного права, совершенные во время войны России против Украины, включая преступление агрессии. 

Государства подтверждают намерения работать над созданием спецтрибунала для привлечения РФ к ответственности за преступление агрессии против Украины, что способствовало бы наказанию высшего военно-политического руководства РФ. В декларации государства отметили “значительный прогресс в этом направлении”. Они призвали государства и международные организации помочь с наработкой юридической базы и международной поддержки для завершения этого процесса. 

Также заработала система возмещения убытков, которые были нанесены Украине развязанной Кремлем войной. 

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, выступая в Гааге, акцентировал внимание и на весомых результатах сотрудничества:

  • Создание Международного центра по расследованию преступления агрессии против Украины;
  • Международный уголовный суд выдал первые четыре ордера на арест высокопоставленных кремлевских чиновников, с Владимиром Путиным включительно; 
  • Международный реестр ущерба от агрессии России. 

В комментарии западным СМИ Кулеба сообщил больше подробностей. 

Вопрос относительно создания специального трибунала по преступлению агрессии против Украины является самым сложным, отметил он.

“Откровенно скажу, это самый сложный вопрос, потому что столкнулись два разных мнения. Одни считают, что нужно запускать трибунал прямо сейчас, не решая все правовые вопросы и создать трибунал, который не сможет судить лично президента Путина и еще двух людей, так называемой “тройки”. А другая группа считает, что пока этот вопрос не решен, нет смысла запускать трибунал”, — сказал Кулеба во время общения со СМИ, пишет “Интерфакс-Украина”. 

По его словам, дискуссия вокруг этого будет “одной из самых насыщенных и проблемных” в Гааге.

Проблемой на данный момент выступает отсутствие политической воли создать специальный трибунал именно за факт российской агрессии против Украины. Также ведутся споры о форматах трибунала и способах привлечения к ответственности преступников. 

Тем не менее, Международный уголовный суд в рамках своей юрисдикции уже приложил усилия для того, чтобы привлечь кремлевского диктатора к ответственности. Год назад, 17 марта, Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Путина по подозрению в депортации украинских детей и в совершении военных преступлений в Украине. Путина могут арестовать на территории 123-ех стран, которые ратифицировали Римский статут. Также в Международном розыске за преступления против украинцев — российский детский омбудсмен Мария Львова-Белова. А с 5 марта этого года и российские военачальники — командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш и командующий Черноморским флотом РФ Виктор Соколов.

Мнения экспертов

Стало ли ближе к воплощению идея спецтрибунала для хозяина Кремля и его подчиненных? Что мешает созданию такого органа? Каких успехов уже достигли украинские дипломаты на пути убеждения западных коллег в достижении мировой справедливости? Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:   

  • Мария Мезенцева, заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз; 
  • Игорь Чаленко, политолог, глава Центра анализа и стратегий; 
  • Андрей Яковлев, адвокат, эксперт Регионального центра прав человека, управляющий партнер АО “Амбрела”. 

МАРИЯ МЕЗЕНЦЕВА: Путинскую агрессию доказать гораздо проще, чем преступление каждого российского солдата 

— Хочу отметить, что этот трибунал — для топ-военных преступников, то есть не для рядовых солдат, которые осуществляли обстрелы Харькова, Киева, других населенных пунктов Украины. Это Путин и его окружение — приблизительно 20-30 людей политического и военного руководства Российской Федерации, страны-агрессора. 

Очень многие пытаются сравнить это с трибуналами, которые существовали в современных войнах. Но самое важное — документирование. 

Эта война, агрессия России, является самой задокументированной войной современности. Когда мы говорим о военном преступлении, например, насилии, сложно найти конкретного солдата, который совершил это, физически его доставить, например, в украинский или международный суд. Но очень легко доказать агрессию, которую осуществлял Путин и его окружение, потому что весь мир увидел обращение 24 февраля.

Весь мир уже не согласился с тем, что ни Лавров, ни Шойгу, ни Путин не могут путешествовать в более 155 стран мира. Кстати, последней страной, которая, ратифицировала Римский статут, стала Армения. Это тоже о многом говорит. То есть стран, которые готовы привлечь к ответственности Путина и его окружение, становится все больше. И, наверное, в меньшинстве остаются те страны, которые еще раздумывают над этим. Но это вопрос времени, вопрос нашей ежедневной работы.

Нам хочется, чтобы украинцы не просто слышали о какой-то эфемерной справедливости в будущем. Нам очень хочется, чтобы она наступала уже сегодня. Есть и перспективы достижения по замороженным активам. Уже и наши американские партнеры более конкретно на это смотрят, и Евросоюз, и, например, Королевство Бельгия. Хочется, чтобы также смотрели на это более перспективно и объективно швейцарские партнеры. 

Мы понимаем, если Путин не будет путешествовать в страны, которые ратифицировали Римский статут, нам физически будет сложно его посадить на скамью подсудимых. Но осуждение in absentia (заочное) тоже может быть рассмотрено. 

Хочу отметить, что офис по сбору доказательств агрессии работает уже более года именно в Гааге. Мне кажется, что мы в процессе загрузки победы и справедливости. 

Самое важное — не утратить шанс каждому зарегистрировать военное преступление. Очень часто морально сложно, это иногда технически невозможно, потому что есть обстрелы при максимальной близости к агрессору. Украинские органы правосудия входят в положение каждого украинца. У нас есть платформа “Дія”. 

ИГОРЬ ЧАЛЕНКО: Результативность МУС может затянуться на десятилетия, если не создать трибунал

— Интересы, планы Украины, ее цели — публичны и всем известны. Украина вложила их в 10 пунктов формулы мира. Украина отстаивает свой суверенитет, независимость. Мы хотим восстановления миропорядка, а не победы реваншистов. И, вполне очевидно, что именно вопрос справедливости является основоположным во всем этом процессе.

Сегодня агрессор и его партнеры пытаются подменить причинно-следственные связи, пытается показать, что мир возможен исключительно, если удовлетворить хотелки кремлевского режима. Но так не бывает. Для того и правила были написаны — чтобы их соблюдать, а за их нарушение должна быть четкая ответственность. Именно поэтому есть необходимость создания отдельного трибунала. 

Именно поэтому Российская Федерация в будущем должна будет до копейки заплатить за восстановление Украины. И, в конце концов, мы должны сегодня с цивилизованным миром все-таки остановить эту угрозу фактически мирового значения. Именно в этом сегодня и состоит суть справедливости.

Сегодня есть принципиальные различия в модели будущего трибунала. Часть стран и Украина поддерживают и инициируют формат, что это должно происходить на международном уровне и, соответственно, должна быть международная юрисдикция. Ряд стран, кстати, Соединенные Штаты Америки, к примеру, выступают за то, что это должно происходить на уровне национальной украинской юрисдикции, но при поддержке стран Запада. 

Понятно, что для лучшего эффекта, это необходимо выносить на международный уровень. И это было бы правильно, справедливо. 

Россия заслуживает на свой “Нюрнберг”, иначе фактически мы не сможем их наказать. Несмотря на результативность Международного уголовного суда, в нынешнем формате вопрос действительно может затянуться на долгие десятилетия. Такого допускать абсолютно нельзя. Нужно ускорять процесс. Это должен быть отдельный специальный трибунал, где и Путин, и его окружение, и исполнители понесут ответственность, которую они заслужили.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ: То, что нет спецтрибунала об агрессии не означает, что Путина нельзя судить за другие преступления против Украины

—  Идет речь о международных преступлениях. Их всего четыре категории: преступление агрессии, преступление против человечности, военные преступления и геноцид. Лицами, которых могут привлечь к ответственности, являются солдаты, совершающие эти преступления, их командиры или гражданские начальники, включая президента Российской Федерации.

Военные преступления, преступления против человечности и геноцид может рассматривать Международный уголовный суд. 

Преступление агрессии — самое страшное и простое в доказывании, потому что для этого нужен сам факт агрессии, который и есть составом преступления. Однако на сегодня именно это преступление неподведомственно Международному уголовному суду. Именно поэтому международное сообщество поднимает постоянно вопрос о создании специального трибунала, который мог бы рассмотреть это преступление.

Но для его создания необходимо, чтобы было решение Совета безопасности ООН. Понятно, что Россия его блокирует. Соответственно, ищут другие пути, альтернативные, чтобы его создать. Надо сказать, что трибунал поддержали несколько десятков стран, однако для того, чтобы был убедительней перевес, нужно намного больше стран. 

Очень важно понимать: то, что трибунал еще не создан, это не значит, что высокие должностные лица РФ не несут ответственность за совершенные военные преступления. Их действия могут быть квалифицированы как преступления против человечности либо геноцид, в том числе и военные преступления, которых больше всего совершено.

Обстрелы и еще ряд других преступлений можно рассматривать в контексте преступлений против человечности. Это депортация людей. Это пытки, которые системно применяются. 

В последнем отчете ООН даже было уже установлено, что пытки иерархически применяются по одинаковым стандартам. То есть можно говорить, что это практика, которая поддерживается правительством. 

Соответственно, можно говорить, что это тоже преступление против человечности. Также содержание гражданских лиц и их депортация на территорию Российской Федерации тоже может рассматриваться в контексте преступлений против человечности. Но если мы говорим непосредственно о преступлении агрессии, с ним существуют сложности. 

Самого факта вторжения достаточно, чтобы считать это преступлением, поскольку он нарушает устав ООН. И как раз этот вид преступления мы не можем рассматривать без создания специального трибунала. 

Когда был создан единый, постоянно действующий Международный уголовный суд, трибуналы уже не создавались, за некоторым исключением. Устав Международного уголовного суда предусматривает определенные обстоятельства для того, чтобы агрессия была ему подведомственна. 

Российская Федерация не ратифицировала Римский устав. Она поставила подпись, но затем ее отозвала. Мы не можем ее привлечь к ответственности за агрессию. Но по другим преступлениям на нашей территории, в том числе и названые преступления против человечности и геноцид, Международный уголовный суд будет рассматривать. Он уже их рассматривает. И тому есть доказательства. Уже выдано два ордера.

Читайте также: Чем больше будет голосов на международной арене, тем они будут более слышны, — Желиховский о создании спецтрибунала

Прямой эфир