До 2022 года большое количество российской нефти и нефтепродуктов перевозилось морским путем на танкерах западных стран. Но с началом полномасштабного вторжения РФ в Украину западные компании прекратили работать с Россией по транспортировке. Поэтому РФ начала создавать свой теневой флот. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал капитан 1-го ранга запаса, заместитель начальника штаба Военно-морских сил Вооруженных сил Украины (2004-2020 гг.) Андрей Рыженко.
“Россия начала создавать теневой флот — это флот, который ей официально не принадлежит, напрямую ею не оперируется, и экипажи, как правило, там тоже третьих стран. Единственное, что там российское — это нефть. Они привлекают оффшорные компании, которые покупают эти танкеры, возможно, даже на российские деньги, и потом перевозят эту нефть из российских портов”, — пояснил Рыженко.
Наиболее серьезные перевозки идут из российских портов на Балтике — Усть-Луга (мощность 120 млн тонн в год) и Приморск (60 млн тонн в год). На Черном море крупнейший порт — Новороссийск (150 млн тонн в год). Из этих портов Россия осуществляет транспортировку своей нефти в различные страны, которые не ввели санкции против РФ. Но также обходными путями нефть попадает и в те же европейские страны, которые признают санкции.
Теневой флот России формируется из старых танкеров, которые использовались до этого в основном более 15 лет.
“На них, кстати, поднялись цены, когда начался создаваться этот теневой флот. Но даже их завышенная стоимость через полтора года окупается в 10 раз по количеству перевезенной нефти и полученному от этого дохода”, — сообщил Рыженко.
Количество судов теневого флота РФ оценивается от 400 до 1000 единиц. Но из них под санкции попали не больше 15-20%.
“Достаточно лояльное международное морское право говорит о том, что эти суда фактически могут беспрепятственно совершать навигацию вне территориальных вод какой-либо страны. В территориальных водах — да, там есть правила, и прибрежная страна может не пустить судно, которое перевозит подсанкционный продукт. А за пределами территориальных вод этого сделать она не может”, — уточнил эксперт.
Есть еще такое понятие как “прилежащая зона”, ее могут активно использовать страны Балтии для борьбы с теневым флотом.
“В прилежащей зоне можно и проверять суда, и инспектировать, и не допускать и так далее. Это позволяется Конвенцией ООН 1982 года. Каждая страна дополнительно к своим территориальным водам (12 морских миль), которые являются ее суверенной территорией, может огласить еще 12 миль прилежащей зоной. Думаю, что сейчас активно страны Балтии будут этот фактор учитывать. Например, для России на выходе из Финского залива есть очень интересное место, где от Финляндии до Эстонии 41 миля. И если они объявят эти воды прилежащими зонами, то они перекроют россиянам выход из Финского залива. Российские корабли не смогут обойти эту зону, им нужно будет все равно идти через нее. И тогда Эстония и Финляндия на определенных условиях могут просто не пропустить их”, — рассказал Рыженко.
Но в своем большинстве суда теневого флота РФ беспрепятственно ходят, и обеспечивают России каждый месяц 32-35 млрд долларов поступлений от продажи нефти, газа и других продуктов, которые Россия экспортирует, часто обходя санкции.
“Получается так, что теневой флот вывозит нефть из Новороссийска, везет ее на рейд Румынии и Болгарии, которые являются странами ЕС. Там нефть перекачивается на местные танкеры, и потом уже эти суда заходят в европейские порты, и все как бы нормально”, — привел пример спикер.
Рыженко акцентировал, что самый лучший способ бороться с теневым флотом — финансовый.
“Просто не покупать российскую нефть. Определить, что это нефть российская, очень просто по ее химическому составу. Делать так, чтобы эта нефть не приходила в порты, и чтобы за нее не платили деньги. А сейчас нефть покупают. Китай много покупает, Индия много покупает, Турция, кстати, тоже покупает очень много, и другие страны. И основную долю из этих 32-35 млрд долларов ежемесячных доходов, которые поступают с экспорта нефти, Россия тратит на войну против Украины. Напомню, что российские расходы на войну составляют порядка 120 млрд долларов в год”, — заключил Андрей Рыженко.
Читайте также: Военный и гражданский флот РФ занимается шпионажем по всему миру — как это работает, пояснил Жирнов
Напомним, в ночь на 4 января неизвестные беспилотники атаковали крупнейший в РФ морской торговый порт Усть-Луга в Ленинградской области.
Как сообщалось ранее, 25 декабря произошел обрыв силового кабеля Estlink 2, соединяющего Финляндию и Эстонию по дну Балтийского моря. В инциденте подозревается нефтяной танкер Eagle S под флагом Островов Кука, который входит в теневой флот РФ по незаконной перевозке нефти.
Читайте также: Сжиженный газ, теневой флот, “Росатом”: на чем будет акцентирован 16-й пакет санкций ЕС против РФ — прогноз Пендзина