“Русский мир”, связь с Кремлем и борьба за Киево-Печерскую лавру: какую угрозу Украине несет Московский патриархат

Божественная литургия УПЦ в Киево-Печерской лавре. Фото: Facebook/Українська Православна Церква

Украинская православная церковь (УПЦ), аффилированная с Московским патриархатом, не оставляет попыток отстоять свое право на владение объектами Киево-Печерской лавры.

29 марта в силу вступает договор о пользовании храмами и зданиями монастыря, но священнослужители УПЦ отказываются выполнять требование покинуть его территорию.

В своих речах священники УПЦ сравнивают нынешнюю украинскую власть с большевиками и заявляют, что якобы исторически Лавра принадлежит им. Однако историки называют это откровенной манипуляцией, так как Лавра как храмовый комплекс была построена еще во времена Киевской Руси.

Согласно традиции, именно легитимный киевский митрополит был ее настоятелем, а на сегодняшний день по количеству парафий Православная церковь Украины (ПЦУ) обладает большей легитимностью в этом вопросе. К тому же, ПЦУ имеет официальный церковный документ, подписанный Вселенским патриархом Варфоломеем, — Томос.

Кроме этого, Служба безопасности Украины и другие правоохранительные органы уже собрали внушительную доказательную базу о сотрудничестве священнослужителей УПЦ со спецслужбами Российской Федерации и Русской православной церковью (РПЦ), которая поддерживает войну против Украины и благословляет россиян на убийства украинцев.

В свою очередь, Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) поручил Кабинету Министров внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о невозможности деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций, в частности Украинской православной церкви Московского патриархата.

Впоследствии президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против ряда священнослужителей УПЦ Московского патриархата, в частности, против наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла (Лебедя).

Читайте также: Агенты ФСБ в рясах: что сеет кремлевская церковь в Украине

Какую угрозу нацбезопасности Украины несет Украинская православная церковь? Преследуют ли в Украине людей за принадлежность к УПЦ и другим религиозным конфессиям? Чем может завершиться ситуация с Киево-Печерской лаврой? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • Людмила Филиппович, заведующая отделом философии и истории религии Института философии имени Г. Сковороды;
  • Вита Титаренко, религиовед, доктор философских наук, научный сотрудник Института философии им. Г. Сковороды Национальной академии наук Украины;
  • Анатолий Бабинский, религиовед, сотрудник Института истории церкви Украинского католического университета;
  • Тарас Загородний, политтехнолог, управляющий партнер Национальной антикризисной группы;
  • Иван Папаяни, религиовед.

Людмила Филиппович: Представителей УПЦ МП судят не за православие, а за то, что они никудышные граждане

— Русская православная церковь подсунула свинью своей церкви-дочери Украинской православной церкви. Если УПЦ на всех углах сообщает о том, что она разрывает отношения с Русской православной церковью, то своей поддержкой РПЦ фактически отказывает в самостоятельности, независимости в управлении, о чем заявила Украинская православная церковь в обновленном уставе, принятом на соборе в мае прошлого года.

Ни одна другая церковь — ни Румынская, ни Сербская, ни Болгарская, ни Польская — не проявили инициативу в защите прав православных христиан Украины, как сказал патриарх Кирилл. Это почему-то беспокоит только Русскую православную церковь.

УПЦ и Киево-Печерскую Лавру они считают своими, они считают их частью своей Русской православной церкви. Они не защищают украинское, они защищают свое. Поэтому они будут стоять до последнего.

И, видимо, пришло указание не оставлять Киево-Печерскую Лавру, поскольку тогда для РПЦ наступает совершенно иное летоисчисление. Если они согласятся на то, что Украинская православная церковь уходит в самостоятельное плавание, значит, тем самым они признают, что их история начинается на 500 лет позже.

Отдав Киевскую митрополию на самостоятельное развитие, они признают, что князь Владимир — это не их князь, не российский. А апостол Андрей приходил не на их горы, а на Киевские. И пророчествовал он о великом распространении христианской веры не среди россиян, а среди киевлян.

Те, кто поддерживают Украинскую православную церковь и, собственно говоря, Русскую православную церковь, обвиняют украинскую власть в том, что она якобы преследует УПЦ. Но, если посмотреть вглубь этой проблемы, то никто православную церковь не преследует.

Назовите мне хоть один пример того, что закрыли какой-нибудь храм УПЦ, что расстреляли какого-то священника, что погрузили огромное количество прихожан этой церкви в вагоны, и как когда-то последователей автокефальной православной церкви, вывезли в Сибирь и там всех расстреляли. Покажите мне хотя бы одного епископа, которого как Иосифа Слепого упрятали в лагерь на 17 лет. Никто никого не убивает, не расстреливает, не преследует и в ссылку не отправляет.

Да, санкции приняты, но их же преследуют не за то, что они православные христиане, как они считают. Землю как выделяли на строительство храмов, так и выделяют, как проходили службы на церковнославянском языке, так и проходят, как они исповедовали веру в Святую троицу, так и исповедуют, как читали молитвы, так и читают. Что изменилось в жизни обычного православного верующего — фактически ничего.

Если мы обратимся к закону, который сейчас лежит в парламенте, и инициатором которого является Кабинет министров, то в нем не идет речь о запрете Украинской православной церкви. Там идет речь об ограничении антиукраинской деятельности тех религиозных организаций, центры которых находятся на территории государства-агрессора.

На сегодня достаточно документов, доказательств, фактов того, что Украинская православная церковь до сих пор сохраняет связь со своей церковью-матерью, то есть с Московским патриархатом. К этому выводу пришла рабочая группа, которая была создана специально в результате решения СНБО, обеспечивала эту экспертизу Государственная служба по этнополитике и свободе совести.

Еще раз хочу подчеркнуть: не за православие есть претензии к членам этой церкви, а за конкретные действия. Почему никакая другая церковь не дала такое количество коллаборантов? Почему никакая другая церковь не занималась тем, что составляла списки на бывших участников АТО (Антитеррористическая операция, — ред.), на национально ориентированных украинцев на оккупированных территориях? Почему никакая другая церковь сегодня не может быть обвинена в том, что с ее посылами расстреливали, пытали, преследовали людей на оккупированных территориях?

Только Украинская православная церковь на сегодня нам родила этих изменников Родины. И именно за это их судят, на них собирают данные и принимают решения по ним, но не как к православным христианам, а как к гражданам Украины, которые предали свою родину.

Надо разграничить и четко сказать, что в Украине не преследуют за веру, не преследуют за конфессиональную принадлежность. Вас судят не потому, что вы члены Украинской православной церкви, а потому что вы никудышные граждане Украины.

Я считаю, что независимо от того, православный ты или не православный, иудей ты или мусульманин — если ты предал свою Родину, значит, за это ты должен ответить и нести криминальную ответственность.

Вита Титаренко: В Киево-Печерскую лавру люди приходили не потому, что это Московский патриархат

— Украинская православная церковь Московского патриархата упорно демонстрирует нежелание принять новую действительность и новые условия своего пребывания в Киево-Печерской лавре. А это надо было бы сделать, потому что УПЦ МП забывает о том, что есть еще украинское общество, которое тоже заявляет свое слово.

Около 78% украинцев считают, что Украинская православная церковь Московского патриархата должна быть выселена из Киево-Печерской лавры. Мы видим, что ситуация изменяется, и украинское общество заявляет о своих правах.

К сожалению, мы живем в мире информационной манипуляции. Есть заявление митрополита Павла Лебедя, что будет защита [Киево-Печерской лавры], будут привлекаться разные методы и так далее. Совершенно противоположные заявления звучат со стороны украинской власти. Тот же секретарь СНБО [Алексей] Данилов говорит о том, что насильственного выселения как такового не будет, все будет происходить в рамках законодательной базы.

Ну и давайте не забывать, что в Киево-Печерскую Лавру люди приходили, в первую очередь не потому, что это Московский патриархат, а потому что это Киево-Печерская лавра, которая имеет историческое значение для многих людей. Она также имеет духовное, религиозное значение. Поэтому она должна быть доступна для всех, и именно украинцам решать, кто там будет проводить службы.

А что касается ролика с митрополитом Павлом, который пытается даже молитву превратить в угрозу, апеллирует к каким-то проклятиям и так далее, то у меня как у религиоведа возникает вопрос: а православие ли это? Это какой-то православный шаманизм или что это такое? Многим следовало бы задуматься и присмотреться к тому, что происходит в Лавре.

А у монахов, которые находятся в Киево-Печерской Лавре, мне кажется, всегда есть выход. Это может быть и ставропигия Вселенского патриарха, это может быть и переход в ПЦУ, хотя для многих это звучит как нечто такое страшное и невозможное.

Украинская православная церковь Московского патриархата еще с середины 1990-х годов ХХ столетия чувствовала себя достаточно уверенно, потому что власть держала курс на развитие УПЦ МП. И ей в этих условиях, конечно же, было комфортно существовать.

Теперь же, когда новая власть пытается восстановить нарушенную справедливость, то это вызывает недоумение и желание оставить Status Quo. Конечно, тут и на украинском заговоришь, и все, что хочешь начнешь делать для того, чтобы сохранить свое положение.

Мало того, в плане информационной политики есть стремление показать УПЦ своеобразной жертвой. Тут вам и сравнение украинской власти с большевиками, и украиноязычие, которое сейчас демонстрируется, и заявления о том, что якобы некуда идти монахам. Ясно, что все это элементы информационной политики.

И давайте посмотрим, как сразу отреагировал патриарх Кирилл: он пишет письма и в ООН, и Папе Римскому Франциску по поводу “ущемления прав” Украинской православной церкви Московского патриархата. При этом то, что сотни тысяч украинцев погибли, десятки тысяч депортированы насильственно, среди них множество детей, около 40 миллионов украинцев фактически утратили привычный образ жизни, не вызывает никаких сожалений и никакого желания помочь.

Ну и в то же время сам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в своем последнем заявлении говорит о том, что нападки на Лавру — это нападки на Российскую православную церковь. То есть, мы опять приходим к тому, что Украинская православная церковь Московского патриархата все равно остается инструментом идеологической войны, которая на сегодня приобрела форму военной агрессии.

К сожалению, в этой ситуации мы не видим никаких положительных изменений, и не видим со стороны УПЦ каких-то конкретных конструктивных шагов для того, чтобы урегулировать ситуацию. Поэтому, еще раз скажу, что Московский патриархат сегодня в Украине остается инструментом идеологической борьбы со стороны Российской Федерации.

Читайте также: Как Украинская православная церковь внедряла в Украине “русский мир” — разбор экспертов

Анатолий Бабинский: Большинство украинцев поддерживает запрет УПЦ МП

— Украинская власть очень деликатно подходила к вопросу религии. Потому что уже год, как идет война, и только сейчас власть серьезно подошла к решению вопроса о духовной или религиозной безопасности.

Контакты некоторых представителей УПЦ со спецслужбами, с российской разведкой и так далее являются небезопасными. Власть подходила деликатно, и они старались выстроить диалог с церковью, как-то подтолкнуть ее для того, чтобы она сама решила вопрос своей юрисдикции, своей принадлежности к Русской православной церкви.

И украинское общество, и украинские власти ожидали, что УПЦ отреагирует на то, что случилось, более радикально. То есть агрессия Российской Федерации против Украины и прямая поддержка патриархом Кириллом этой войны — это фактически благословение. Но руководство этой церкви решило отсидеться.

Если смотреть на социологические опросы, то сегодня общество настроено очень радикально по отношению к этой церкви, и большинство выступает за то, чтобы запретить эту церковь вообще.

На сегодняшний день мы понимаем, что из Киево-Печерской лавры они уйдут, потому что есть решение о разрыве договора аренды. Там много нарушений, и юридически там все очень четко сформулировано, и я думаю, что они покинут эту святыню.

Но могут быть варианты, что те монахи, которые захотят там остаться, изберут некий другой путь — не Московского патриархата. Это может быть и Православная церковь Украины, или, например, экзархат Вселенского патриархата Константинопольского. Может быть, будет найден компромиссный вариант для того, чтобы те монахи, которых желают остаться в Лавре, и которые пожелают выйти из юрисдикции Московского патриархата, там остались.

Киево-Печерская лавра — это главный паломнический центр для украинских православных и не только. Мы можем вспомнить, конечно же, и Беларусь, и Россию, и Молдову, и Польшу, и много других стран, откуда православные приезжают на паломничество. То есть это центр монашества всей Центрально-Восточной Европы. Поэтому, конечно, патриарх Кирилл будет держаться за этот монастырь.

Но на официальном уровне руководство УПЦ заявляло, что они уже не имеют отношения к Московскому патриархату. Логично было бы им сейчас обратиться к патриарху Кириллу с заявлением, что не нужно за них заступаться, что они сами могут вести диалог с украинским государством и решить эту проблему.

Но они промолчали тогда как промолчали и ранее, когда представителей УПЦ МП включали в разные синодальные структуры Русской православной церкви. Руководители УПЦ или боятся, или не хотят открыто заявить Московскому патриарху, что он уже не имеет власти над нами.

Это и отсутствие реакции с их стороны на заявления к Папе Римскому, и к православным патриархам, и к разным европейским институциям. То есть они в этот раз никаким образом не отреагировали, что Кирилл объявил Лавру своей юрисдикцией, и что он в Украине имеет власть над этим монастырем.

Я думаю, что они будут стоять до последнего, и никаких кадровых решений мы не увидим. Это путь в изоляцию, к сожалению, потому что в этой церкви есть много людей, не разделяющих мнения об Украине, о России, о Московском патриархате, которого придерживается руководство этой церкви.

Тарас Загородний: Украинская православная церковь Московского патриархата — это часть госаппарата и спецслужб РФ

— Украинскую православную церковь Московского патриархата у нас никто не трогал, по сути, до середины прошлого года, когда уже война шла полным ходом. Только с приходом на должность главы СБУ Василия Малюка началось фактические аресты, обыски у главных деятелей московской церкви.

Были найдены тонны литературы, были даже разоблачены некоторые коллаборанты с церковным саном, которые непосредственно помогали оккупантам. Кто-то был корректировщиком, кто-то помогал им на временно оккупированных территориях и так далее.

Это даже не церковь, это абсолютно враждебная Украине часть государственного аппарата России и часть спецслужб.

Стоит признать, что далеко не все даже священники Московского патриархата разделяют те взгляды, которые проповедует УПЦ МП. Там есть часть проукраински настроенных священников, это правда. Поэтому всех под одну гребенку я бы тоже не стал грести.

Но костяк и руководство УПЦ МП — это проверенные, назначенные Москвой люди, которые осуществляли политику оккупации страны. Церковь — это чуть ли не последний инструмент [влияния России], который остается в Украине. Он невидим обычным взглядом, он мимикрировал под украинскую церковь. Это очень важный и неформальный центр влияния.

Ну и не будем забывать о том, что основной доход Русской православной церкви был как раз в Украине. Не все это знают, но это факт: украинцы чаще ходят в церковь, и РПЦ очень не хочет терять огромный бюджетный доход, который она получала от Украины. То есть, это деньги, которые они непосредственно зарабатывали.

Но главный вопрос не финансовый, главное — это неформальное огромное влияние, которая имела УПЦ МП на Украину. Даже не раз замечали, что какие-то монахи спортивного вида были на территории монастырей, в той же Лавре, например. Она находится в двух километрах от центра города, поэтому, любая ДРГ может зайти под видом монахов, которых нельзя обыскивать, и делай все, что хочет.

Россия построена и держится на так называемых “скрепах” и мифах, а тут в центре Киева появляется настоящая церковь. Для России Киев является частью их имперского ядра, так как вся российская империя строилась на мифологии, особенно Московское княжество, что они являются наследниками Владимира-крестителя и потомками всех киевских князей.

Поэтому утрата еще и духовного центра, где находится уже другая, каноническая церковь, которая имеет более давние корни, чем та же московская церковь, разрушит и саму РПЦ на территории России, потому что создается уже другой центр притяжения. Это еще больший удар по мифологии Российской империи, так как ядро империи не может находиться вне территории империи.

Поэтому, когда мы отстоим свою независимость, когда мы победим, эта волна, которую запустила Украина, будет иметь уже в середине России разрушительные последствия на уровне идеологии.

Иван Папаяни: Если бы в 2019 году УПЦ МП сменила название, вопросов об ее существовании не было бы

— Согласно последней статистике Центра Разумкова, наблюдается уменьшение процента верующих, которые идентифицирует себя с церковью Московского патриархата, и активный рост прихожан Православной церкви Украины.

И сейчас мы видим, что правоохранительные органы активно выявляют конкретных представителей УПЦ МП и показывают их сотрудничество с определенными службами Российской Федерации, а также поддержку тех идей, которые РФ проповедовала на территории Украины: “русский мир”, символизм “русского мира” и так далее.

Естественно, мы не можем обобщать. К примеру, представители УПЦ Московского патриархата служат и в Вооруженных силах Украины. Законодательство дает возможность действовать на территории Украины всем религиозным организациям, если эта деятельность не противоречит законодательству, не нарушает общественный порядок и целый перечень тех моментов, которые в нем прописаны.

В 2019 года был принят закон, поправки к статье 12 относительно названия религиозных организаций. И тогда Министерство культуры также провело анализ, и было подтверждено, что религиозная организация УПЦ МП — это часть Русской православной церкви, и в ее названии нужно употреблять эту частицу “РПЦ в Украине” или поменять название. К сожалению, представители Московского патриархата не прислушались к этой норме.

Я говорил представителям этой церкви, что им лучше выполнить закон. Потому что все-таки УПЦ — украинская религиозная организация, которая во всех своих уставах пишет, что выполняет законодательство Украины, и в своей деятельности этим законодательством руководствуется. Что мне было сказано: “Нет, мы пойдем в суд, и суды нас оправдают. Эта норма не конституционная”.

В итоге мы имеем решение Конституционного суда, который признал, что норма все-таки конституционная и религиозные организации Московского патриархата должны ее выполнить и сменить свои названия.

Сейчас об этих изменениях в закон почему-то не принято уже говорить. Если бы в 2019 году УПЦ Московского патриархата перешло бы на название, которое было предписано законодательно, то есть либо РПЦ в Украине, либо экзархат Русской православной церкви в Украине, то тогда вопросов о ее существовании и таких обобщений, что все они прислужники Путина, не было бы.

Тогда бы эту религиозную организацию от таких обобщений охраняло украинское законодательство. Потому что либеральное украинское законодательство дает существование всем религиозным организациям, которые не нарушают закон. А для всех коллаборантов, которые действительно проповедуют идеи “русского мира”, были бы введены индивидуальные санкции.

На мой взгляд, УПЦ МП все-таки должна была выполнять нормы этого закона и прийти к своей реальности, к своему реальному названию. Причем, ни этот закон, ни те нормативные акты, которые предписывают покинуть Лавру, не влияют на вероисповедание людей. И не запрещают молиться.

Что касается прихожан, которые считают себя не связанными с Москвой, то они есть. И эти люди были просто брошены на произвол судьбы священноначалием Украинской православной церкви, которое не сделали ни единого заявления относительно того, что они не связаны с Москвой, и не подтвердили свою позицию. И результат этого мы все знаем.

Читайте также: Борьба за Киево-Печерскую лавру: какие позиции сторон (ВИДЕО)

Прямой эфир