Россия оказалась перед выбором — война или социальная сфера: об эффективности антироссийских санкций говорим с экспертами

Иллюстрация: mind.ua

В январе 2023 года бюджет Российской Федерации получил на 38% меньше доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В феврале падение продолжилось, а уже в марте недобор бюджета может составить 120 млрд рублей.

Результаты работы санкций Запада

Западные санкции против энергоносителей страны-агрессора обрушили ее доходы, как сообщили в своем отчете эксперты Международного энергетического агентства. За месяц до вторжения в Украину Россия заработала на экспорте нефти и газа 30 млрд долл. В январе 2023-го бюджет недополучил 11,5 млрд долл.

“Мы ожидаем, что это снижение доходов от нефти и газа будет более резким в ближайшие месяцы. И еще более резким в среднесрочной перспективе из-за отсутствия доступа к технологиям и инвестициям”, — заявил исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль в интервью Reuters.

Если в 2022 году Кремль только на продаже энергоносителей заработал 146 млрд евро, то уже в январе этого года был вынужден продавать золотовалютные резервы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Однако Западу, по мнению экспертов, необходимо и дальше заботиться об экономии энергии и безопасности поставок. В частности, из-за роста спроса со стороны Китая и ненадежности России как поставщика.

“Мы увидели решимость ЕС по программе REPOWER, чтобы полностью прекратить импорт газа из России, чтобы диверсифицировать наши источники газа”, — подчеркнул глава комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике Кристиан Силвиу-Бушой.

Эмбарго ЕС на поставку российской нефти официально вступило в силу 5 декабря. В тот же день заработал лимит цен на энергоноситель, введенный Евросоюзом, G7 и Австралией. Таким образом Россия потеряла рынок, который охватывал около половины поставок страны в начале года.

“Мы ожидаем, что нефтяные доходы будут продолжать снижаться в течение года, в результате чего дефицит составит на 1,5% ВВП выше правительственных прогнозов”, — прокомментировал экономист Bloomberg Economics Алекс Исаков в публикации издания Bloomberg.

В конце февраля Евросоюз в очередной раз заявил о решительном намерении отказаться от российского газа. Энергонезависимости ЕС будет достигать путем диверсификации энергоресурсов от надежных поставщиков, включая увеличение поставок сжиженного газа из США.

“Более чем 90% предыдущего импорта сейчас запрещены. И, конечно, нефтепродукты больше не могут поступать из России”, — добавил Кристиан Силвиу-Бушой.

Падение доходов от экспорта нефти и газа отразилось на госбюджете РФ. В январе его дефицит достиг 25 млрд долл. Настолько критическим уровень оказался впервые с момента дефолта в 1998 году.

“Главная проблема для российской экономики и для Кремля в этом году — огромный дефицит бюджета. Это не традиционная история для России. Российский бюджет обычно был профицитным, а в этом году он стал дефицитным, причем масштабно дефицитным”, — констатировал экономист Сергей Фурса.

Уже в марте, по прогнозам экономистов, бюджет РФ только на экспорте нефти и нефтепродуктов недополучит 120 млрд рублей. Таким образом Россия погружается в бюджетный кризис. В частности в РФ начались массовые невыплаты зарплат бюджетникам. По состоянию на 10 марта 2023 года, задолженность по зарплате из-за несвоевременного получения средств из бюджета на всех уровнях в предыдущем месяце подскочила на 1400%. А на 1 марта совокупный объем зарплатных долгов перед бюджетниками достиг 152 млн руб., хотя еще в январе он был 10 миллионов, а на конец декабря — нулевой.

Кремль пытается использовать все доступные возможности для латания дыр в бюджете, однако ситуация в стране только усугубляется.

Обзор мнений экспертов

Эффективность антироссийских санкций, наиболее пострадавшие секторы экономики России и вероятность бюджетного кризиса в течение нескольких месяцев, из-за которого в РФ могут начаться массовые задержки выплат бюджетникам, в эфире телеканала FREEДОМ проанализировали:

  • кандидат экономических наук, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Иван Ус;
  • финансист Сергей Фурса;
  • вице-президент по экономико-политическим исследованиям Киевской школы экономики, член международной экспертной группы Ермака-Макфола по усилению санкций Наталья Шаповал;
  • бывший министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков;
  • чрезвычайный и полномочный посол Украины Олег Шамшур.

Иван Ус: Из-за санкций Россия оказалась перед выбором — останавливать войну или пожертвовать отдельными субъектами федерации

— Санкции разрабатывались для того, чтобы создать экономическое давление на Россию и поставить вопрос ее населению — а вы поддерживаете подобную политику вашего государства, которая ведет вас к обнищанию. Но год спустя мы видим, что возложенные на санкции ожидания в полной мере не реализованы. Революционная ситуация в РФ не получилась, а ее определенные круги ожидали…

Если мы говорим о всех 10 санкционных пакетах, которые мы имеем: реальные санкции начались только 5 декабря 2022 года, когда ввели ограничения цен на нефть — поставили потолок, запретили танкерную нефть в странах ЕС, а также G7. Тогда российская экономика начала сталкиваться с вызовами, которые они не предвидели.

Мне кажется, при планировании всех условий так называемой “специальной военной операции”, они действительно думали, что она займет максимум 2-3 месяца. А сейчас понимают, что это затягивается. Они говорят, что санкции им не страшны, но в то же время все видят дыры, которые уже имеются в российском бюджете — традиционно РФ была страной с профицитом. И Путин в своем выступлении сказал, что у них в стране профицит, и им не надо думать, где брать деньги.

Как раз сейчас у них профицит сменился на дефицит.

Это означает, что инвесторы, которые хотят глобально работать с Россией, понимают, что им сейчас там ничего не светит, и уходят. В 2021 году Россия все-таки была 11 экономикой мира, и по определенным расчетам оставалась такой в 2022-м. Но если в прошлом году спасли запасы, то в этом уже вряд ли они спасут. Плюс начали работать санкции.

Люди, которые просчитывали на несколько ходов вперед, теперь понимают, что одним из результатов этих санкций стало лишение нормального будущего этой страны. И вероятность дефолта в России в течение этого года — август у них традиционно проблемный, когда нужно отдавать [долги] — очень высока. Это очень повлияет на дальнейший ход событий.

Санкции также приводят к тому, что началась разбалансировка бюджета. Сейчас Россия находится перед выбором — останавливать войну или пожертвовать отдельными субъектами федерации. Проблемы с выплатами зарплат, думаю, будут только усиливаться — одним из результатов санкций стало ограничение притока денег в РФ, из-за чего нужно думать о своих расходах, перераспределять их.

Если ранее расходов хватало и на ведение войны, и на содержание социальной составляющей своей экономики, то теперь Россия все больше стоит перед выбором — тратить на войну или на социальную сферу. И это результат санкций, Россию заставили делать выбор.

РФ, как классическая агрессивная страна, не настроена отходить от своих агрессивных планов, поэтому жертвует своей экономикой. Думаю, это уже вопрос месяцев, когда будет принято решение существенно ограничить финансовые потоки — выплаты зарплат, пенсий и прочих платежей бюджетникам в отдельных субъектах федерации. Делать это не будут [только] в Москве и в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что это может вызвать волнения, но уже столько было оснований для волнений в РФ, которые не материализовались… При этом, по их действиям я пока не вижу, что они начнут экономить на военной составляющей или на пропаганде.

[Насчет месседжа росСМИ о том, якобы товарооборот между РФ и Евросоюзом в 2022 году достиг максимума за 8 лет]: если мы посмотрим на март-апрель-май, даже период до осени, то действительно были значительные закупки энергоресурсов у России. Как только газохранилища Евросоюза были заполнены, они перестали это делать. Мы видим это по ценам на нефть и на газ — например, пиковая цена на газ в ЕС в конце августа 2022 года составляла свыше 3,5 тыс. евро за 1000 кубометров, а на сегодняшний день она в восемь раз меньше.

Евросоюз перестал покупать, и цены упали. И, соответственно, то, что Россия получила в 2022 году, она не получит в 2023-м просто потому, что произошла диверсификация рынка.

Сергей Фурса: В этом году санкции против РФ начинают работать по-настоящему — залить проблему деньгами уже не получится

— Проблема прошлого года была в том, что были введены санкции, которые приводили к экономическим проблемам, но одновременно с санкциями в Россию хлынули рекордные доходы от продажи энергоресурсов. Это такой эффект, когда, с одной стороны, есть кризисные явления в экономике, а с другой — все заливается деньгами. И поэтому ВВП России упало в прошлом году незначительно — на 2-3%.

В этом году ситуация действительно поменялась, потому что этих денег уже нет. Санкции дошли до нефти и нефтепродуктов. В результате мы увидели в январе колоссальный дефицит российского бюджета.

А первые данные, которые вышли за февраль, показывают, что нефтегазовые доходы продолжают оставаться в этом году на уровне в два раза меньше, чем в прошлом. Соответственно, в этом году санкции начинают работать по-настоящему — залить проблему деньгами уже не получится… Да, они будут использовать фонд национального благосостояния, но там сумма тоже будет весьма ограничена. Плюс это механизм, который можно назвать эмиссионным.

При этом остановка производства у них случилась еще в прошлом году, когда производственные цепочки были нарушены. В частности автомобилестроение скатилось на уровень 1979 года по количеству автомашин. В этом году есть проблемы у экспортеров — в основном это металлурги, нефтяники. Очень приятная для нас ситуация с “Газпромом”, который полностью потерял рынок Европы.

В прошлом году это “гасилось” бюджетными деньгами, которые шли в экономику России, приводили к инвестициям, а в этом году такого не будет. Поэтому тут уже не секторальные история, а история общего дефицита денег, который будет в России.

С одной стороны, они будут вытягивать формальные показатели ВВП за счет производства оружия. С точки зрения добавленной стоимости создание ракеты — это дорого, соответственно, это большой плюс к ВВП. Но ракета будет сбита украинской ПВО и все.

В результате в России будет парадоксальная ситуация — ВВП будет выше, чем уровень жизни. То есть уровень жизни будет падать быстрее, чем уровень ВВП. Чем-то напоминает ситуацию в Советском Союзе. В РФ в этом году также начнется искажение за счет доминирования военно-промышленного комплекса, которое для благосостояния людей по хорошему ничего не производит.

Нефтегазовые доходы РФ упали в два раза, вот и показатель. Правда, теперь Евросоюз будет всегда конкурировать за сжиженный газ с тем же Китаем, и небольшое увеличение потребления будет сразу приводить к росту цен. Поэтому ситуация, конечно же, несет в себе определенные риски для Евросоюза. Но поскольку экономика ЕС на порядок больше и гораздо более современная, чем России, то эти минусы для нее не критичны.

Наталья Шаповал: Цель санкций такая — после того, как Украина выкинет Россию со своей территории военным способом, в переговорах та будет в совершенно другой позиции

— Санкции не могут полностью остановить РФ. Это один из инструментов, притом не экономической политики, а военной. Это альтернатива более жесткому входу партнеров Украины в войну с Россией. И исторически это используется именно так.

Санкции — это комплиментарный инструмент, у которого две цели. Первая — чтобы у России было меньше денег на финансирование войны. А вторая — чтобы у России было меньше технологий для военного производства. И по обеим целям есть результат.

По финансированию бюджета: за первые два месяца 2023 года дефицит [российского бюджета составил] около 32 млрд долл. — это практически уровень дефицита, который был за весь прошлый год. Так, свой план дефицита на весь этот год они уже выполнили на 90%.

Соответственно, эта цель [санкций] выполняется, а также цель по уменьшению доступа к технологиям.

По второму пункту, конечно же, меньше данных. Но по оценкам, министерства обороны, аналитического центра RUSI в Великобритании, а также ряда других [институций] остатки военной техники у России составляют от 9 до 20%. Например, один из институтов в Вашингтоне, который готовит военный баланс, оценил, что танков у России осталось в два раза меньше.

Это тема, по которой очень трудно сказать конкретику, но в общем результаты однозначно есть. И тут не нужно ставить цель, что санкции прямо остановят Россию. Цель такая: после того, как Украина выкинет Россию со своей территории военным способом, в переговорах та будет в совершенно другой позиции. РФ будет гораздо труднее что-то получить в свою пользу.

KPI санкций номер один — это падение нефтегазовых доходов. Это даже более важно, чем бюджет, потому что это доходы в долларах и евро, который можно использовать на технологии. И это коррупционные деньги, которые можно тратить на что угодно и которые не являются обычными налогами граждан и бизнеса. Второй KPI — это, конечно же, возможность производить высокоточное оружие. Его более трудно проверить, но он есть. И третий — это то, как часто Россия в своей пропаганде и в нарративах на высоком уровне встреч торгуется за санкции.

Самые болезненные — это нефтегазовые санкции, потому что нефть наполняла 50% российского бюджета. На втором месте — замороженные активы Центрального банка России. Это был огромнейший карман, из которого они могли финансировать все, что угодно. И, конечно, большое влияние имеет огромная волна из тысяч людей, которые вокруг Путина санкционированы. Пока не видно, как это конкретно действует на поведение в Кремле. Но я уверена, что эффект есть.

У группы [Ермака-Макфола] жесткий взгляд: очень многие из нас считают, что нужны намного более жесткие санкции на российскую нефть, например, гораздо большее снижение ценового порога. А также контролировать, через какие банки Россия может получать и как тратит эти деньги. Но есть и другие важные санкции, например, более полное санкционное покрытие банковской системы, системные ограничения в отношении атомной энергетики, технологий, торговли.

Группа Ермака-Макфола предлагает макрорешения.

При этом я знаю, что на уровне ЕС, санкционной коалиции сейчас обсуждаются более гранулярные вещи, в частности алмазы. Практически 40% всего российского экспорта алмазов забирает Бельгия — это около 2 млрд доходов может быть для РФ. Точно также обсуждается “Росатом”, атомная энергетика, новые персональные санкции, в частности в отношении пропагандистов… Помимо этого, необходим контроль за выполнением санкций, криминализация за их нарушение.

Иван Плачков: Есть целый ряд возможностей уменьшить теневые продажи российской нефти по высокой цене

— Давайте начнем с того, что санкции действуют недолго, несколько недель. Россия действительно пыталась диверсифицировать свои транспортные возможности. Мы знаем, что она срочно купила около 100 устаревших суден для транспортировки нефти, и им удалось в этот период продавать нефть по более высокой цене, чем санкции…

Однако в целом экспорт нефти сократился, и это уже достаточно серьезный и позитивный результат.

Мы знаем, что по трубопроводам в Китай нефть продавалась по цене порядка 80-81 дол. за баррель, из северных портов — по 79 долл., через Черное море — 63 долл., по трубопроводу “Дружба” — в среднем по 62 долл., а из балтийских портов — по цене в рамках санкций.

В данном случае был призыв в том, что необходимо провести расследование. Думаю, что соответствующие страны и институции его проведут, стараясь максимальным образом повлиять именно на покупателей российской нефти.

На сегодня, конечно, трудно влиять на Китай. Но хочу подчеркнуть, что будут соответствующие консультации с Китаем по этому поводу. Думаю, они должны привести к положительным для нас результатам.

Поменять алгоритм такого объемного и широкого по географии бизнеса, как торговля нефтью с Россией, за месяц-два очень сложно. Но санкции есть, и они работают. Думаю, что количество нефти, которая продается по большей цене, будет все больше уменьшаться. Есть целый ряд возможностей на это влиять.

[Что касается нерентабельности нефтедобычи в РФ]: первое, что нужно констатировать — значительно снизился объем добычи. Второе — прибыль, которую Россия получала от продажи нефти, сократилась более чем на 50%. Думаю, это может быть 60-70%.

В нефтедобывающей отрасли не все в порядке, потому что санкции введены не только на экспорт нефти, но и на покупку Россией оборудования для бурения новых скважин и обеспечения уже работающих месторождений. Это изготавливается в основном не в России. Да, Китай может подсадить, но не всем можно подсадить…

Поэтому однозначно нефте- и газодобывающие отрасли идут к упадку. В частности в плане технологического состояния они уже отстают и не смогут поддерживать работу на современном уровне. А это приведет к повышению себестоимости и к снижению рентабельности.

Олег Шамшур: Зависимость ЕС от атомного сектора РФ похожа на нефтегазовую зависимость, поэтому нужны соответствующие меры

— [Насчет отказа Франции от токсичного сотрудничества с “Росатомом” ради поддержки Украины]: хочется на это надеяться… Но эта проблема оказалась настолько же сложной, как и с нефтегазовой зависимостью от России на европейском континенте.

Я считаю, что такая ситуация [в атомном секторе] сложилась вследствие недальновидной политики европейских политических лидеров.

Есть зависимость, скажем так, конструктивная. Это, прежде всего, те станции, которые строились в Центральной Европе. Также есть зависимость от российского ядерного топлива, которая складывалась годами.

Сейчас, безусловно, как и с нефтью, и с газом, необходимы серьезные структурные изменения. Они должны быть быстрыми и экстраординарными, несмотря на болезненность.

Прямой эфир