Россия может не пережить катастрофическое решение Путина вторгнуться в Украину

Владимир Путин (в центре). Фото: atlanticcouncil.org

Война России в Украине продемонстрировала, что Кремль не уважает основы международного права и неприкосновенность международных границ. Эта империалистическая внешняя политика может вскоре отразиться на самой России. Территориальная целостность России, похоже, будет все больше оспариваться многочисленными внутренними республиками и регионами страны, поскольку катастрофическое вторжение в Украину послужило катализатором имперского краха. Об этом в своей колонке для Atlantic Council (“Атлантический Совет”) пишет старший научный сотрудник Фонда Джеймстауна в Вашингтоне (США) Януш Бугайски.


В моей новой книге “Несостоявшееся государство: Путеводитель по расколу России” говорится, что Российская Федерация не смогла превратиться в национальное государство, гражданское государство или даже стабильное имперское государство.

Приближающийся распад Российской Федерации станет третьей фазой имперского краха после распада советского блока в Восточной Европе и распада Советского Союза в конце 1980-х и начале 1990-х годов.

Многочисленные экономические, демографические и социальные слабости России усугубляются сочетанием факторов, включая чрезмерную зависимость от экспорта ископаемого топлива, сокращение экономики и усиление региональной и этнической нестабильности. С февраля 2022 года полномасштабное вторжение России в Украину ускорило процесс распада государства, поскольку не смогло достичь целей Кремля, но привело к военным потерям и все более разрушительным международным санкциям.

Хотя Конституция РФ 1993 года определяет страну как федерацию, на самом деле это централизованная неоимперская конструкция.

Это государство приближается к концу цикла режима, в котором политический статус-кво становится все более ненадежным. Со времен распада Советского Союза несколько одновременных кризисов не становились столь серьезными, включая неспособность правительства обеспечить устойчивое экономическое развитие, увеличивающееся неравенство между Москвой и федеральными регионами, а также надвигающееся военное поражение или неопределенный тупик в Украине.

Российская Федерация столкнулась с экзистенциальным парадоксом, при котором либеральная оппозиция не в состоянии заменить режим.

Без политического плюрализма, экономических реформ и региональной автономии федеральная структура будет становиться все более неуправляемой. Однако даже если бы были проведены демократические реформы, некоторые регионы все же могли бы воспользоваться возможностью отделения. Потенциал насильственных конфликтов может уменьшиться в случае системной реформы, в то время как вероятность насильственных конфликтов существенно возрастет, если реформы будут заблокированы на неопределенный срок.

По мере того как страна скатывается к беспорядкам, существующая федеральная система будет рассматриваться как нелегитимная широкими слоями населения. Затем может материализоваться ряд внутренних сценариев, которые подтолкнут страну к фрагментации, включая усиление борьбы за власть внутри элиты, эскалацию конфликтов между Кремлем и региональными правительствами и нарушение централизованного контроля в нескольких частях страны.

Движение к отделению любой из 22 “нерусских” республик, скорее всего, спровоцируют аналогичные требования самоопределения среди нескольких регионов с этническим русским большинством. Это значительно ослабило бы центр и уменьшило вероятность сохранения автократического государства.

Показательно, что в начале 1990-х годов, когда Советский Союз начал распадаться, 40% преимущественно этнических русских регионов настаивали на большей автономии, а некоторые склонялись к суверенитету, подобному национальным республикам. Сепаратистские движения часто начинаются с требований экономической децентрализации, а затем усиливаются в ответ на действия центрального правительства наряду с растущими устремлениями элиты и общества.

Общественное молчание и выживание режима при путинском правлении основаны на сочетании агрессивной внешней политики, милитаризма, антизападной пропаганды и повышении уровня жизни.

Но неудачная и дорогостоящая война в Украине усугубит социальное и региональное недовольство независимо от кремлевской пропаганды.

Беспокойство во многих республиках и регионах будет вызвано накоплением недовольства, в том числе:

  • резким ростом уровня бедности;
  • резким социально-экономическим неравенством;
  • сокращением федеральных финансовых субсидий;
  • ухудшением местной инфраструктуры;
  • экологическими катастрофами;
  • коллапсом системы здравоохранения;
  • безудержной официальной коррупцией;
  • отчуждением общества от принятия центром решений.

Москва будет все больше восприниматься как эксплуататорская колониальная метрополия.

В ближайшие годы Российская Федерация может столкнуться с повторением либо советского, либо югославского краха, либо их комбинации. В то время как некоторые республики могут выйти из состава России относительно невредимыми, между центром и некоторыми субъектами федерации могут возникнуть прямые конфликты. Москва может попытаться подражать Сербии 1990-х годов, мобилизуя этнических русских для отделения этнически однородных регионов от мятежных республик и изгоняя нерусское население, но это просто ускорит распад имперского государства.

Некоторые национальные республики, где численность этнических русских сокращается, могут стремиться к полному освобождению и обретению государственности, в том числе на Северном Кавказе и Среднем Поволжье. Несколько преимущественно этнических русских регионов в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке России также выиграют от суверенитета и контроля над местными ресурсами, такими как ископаемое топливо, металлы и драгоценные полезные ископаемые, которые Москва сейчас эксплуатирует как колониальная империя.

По мере того, как Россия приближается к эскалации внутреннего кризиса, перед НАТО встанет неотложная задача справиться с межрегиональным воздействием нарастающих беспорядков.

Поскольку Россия движется к распаду, НАТО необходимо подготовить своих членов к любым последствиям конфликта или территориальным вторжениям.

Имея это в виду, западные правительства должны одновременно заявить о поддержке демократии и федерализма в России, а также права республик и регионов на определение своего суверенитета и государственности. Это может помочь гражданам воодушевиться, продемонстрировав, что они не изолированы на мировой арене.

По мере развития этого процесса необходимо развивать связи с развивающимися государствами и осуществлять более тесную координацию со всеми соседями России, которые непосредственно пострадали от разрушения последней имперской конструкции Европы.

Прямой эфир