Россия использует соцсети TikTok и Instagram для продвижения нарративов о “российском Крыме” и “вражеской Украине”. На это выделяются огромные суммы из бюджета России.
Почему Россия использует именно эти соцсети и как противостоять такой дезинформации – рассказал аналитик “Крым SOS” Евгений Ярошенко в программе “5 вопросов” телеканала UA.
Ведущий – Олег Борисов.
– Россия ведет информационную войну против Украины, в том числе в соцсетях. Есть ли какая-то аналитика по этому вопросу?
– Непосредственно наша организация “Крым SOS” не проводила глубокое исследование продвижения российских нарративов в социальных медиа. Однако то, что Россия использует Instagram или другие соцсети для продвижения своих нарративов – здесь нет ничего удивительного.
Если посмотреть на самые популярные сайты в мире, то и TikTok, и Instagram, и Facebook входят в десятку самых популярных сайтов уже несколько лет подряд. Также в России, согласно данным опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения, 39% респондентов имеют аккаунт в Instagram, 17% – в TikTok. Эти две соцсети входят в топ-5.
Так как растет спрос на соцсети в повседневной жизни, они становятся удобным плацдармом, удобным информационным пространством для продвижения своих нарративов о так называемом присоединении Крыма, возвращении Крыма в родную гавань, об “украинских диверсантах”, “мусульманских террористах”, “водном геноциде” и так далее.
– Как можно противостоять в такой информационной войне в соцсетях?
– Есть много механизмов, как украина может бороться с этими нарративами. Во-первых, это своевременная реакция со стороны МИД и других органов власти. Во-вторых, синхронизации усилий между разными органами власти, чтобы они продвигали одни и те же месседжи. Мы иногда видим, что одно министерство говорит об одном, другой – о другом. Это, в частности, касается того, что многие жители Украины и те, кто живет за границей или на оккупированных территориях, не всегда понимают, что у нас происходит внутри государства, какие решения принимают, кто от этих решений выиграет или кто может пострадать.
В-третьих, нужны колоссальные ресурсы, кадры, финансовая поддержка, чтобы контрнарративы были достойной конкуренцией российской пропаганде. Ведь российские пропагандисты вещают на десятках языков мира. К сожалению, у Украины нет ресурсов, чтобы такому противостоять.
В-четвертых, нужна координация с украинской диаспорой, которая есть в разных странах мира. Для того, чтобы диаспора могла быть проводником национальных интересов Украины, чтобы диаспора была активнее, чем российская пропаганда в той или иной стране.
– Россия из года в год тратит всё больше денег на пропаганду, чтобы создать информационный вакуум. О чем это свидетельствует?
– Если посмотреть, то эти пропагандистские нарративы были с 2014 года – и о государственном перевороте в Украине, и о гражданской войне на юго-востоке, и о присоединении Крыма, и прочие пропагандистские сказки. Но сейчас к ним внимание может уделяться больше, поскольку в Крыму очень неоднозначно идет оценка всего происходящего. Даже если посмотреть российскую статистику, то Крым находится в числе далеко не самых богатых регионов. Крым гораздо больше получает дотаций, чем приносит в бюджет Российской Федерации.
Чтобы попытаться удержать лояльность местного населения, очень выгодно использовать темы так называемой водной блокады, пугать население Крыма украинскими диверсантами. Пугать тем, что якобы действует “Хизб ут-Тахрир” и что крымские татары склонны к экстремизму.
Все эти вещи продвигаются не просто так, цель – посеять страх. На фоне этого страха освещать то, как проходят обыски, задержания, приговоры тех лиц, которые, в соответствии с официальной позицией Кремля, нарушают спокойствие на полуострове.
– Как людям в оккупированном Крыму, который находится в информационном вакууме, фильтровать информацию?
– Назову только один факт – Крымская правозащитная группа подсчитала, что 28 украинских информационных сайтов полностью или частично заблокированы на территории Крыма. Это значит, что полуостров находится в информационном куполе, куда поступают российские СМИ, но практически нет никакого доступа к украинским СМИ.
Какие советы можно дать? Во-первых, Facebook, к счастью, не заблокирован. Многие украинские СМИ публикуют новости на Facebook, то есть там можно, как минимум вкратце, ознакомиться с тем, что происходит в Украине. И с тем, что происходит в Крыму, но с незаангажированной российской пропагандой стороны.
Есть та же страница “Крым SOS”, других правозащитных организаций. Да, их сайты заблокированы, но Facebook, YouTube открыты.
С точки зрения информационной гигиены, важно не только получать новости из одного источника, скажем, из “Россия 24”, но и читать альтернативные мнения. Что пишут в заграничных СМИ. Чем больше источников информации, тем меньше человек будет уязвим к дезинформации пропаганде.