РФ не способна финансировать гражданскую авиацию из-за расходов на войну против Украины — разбор (ВИДЕО)

Самолет Airbus A321 "Аэрофлота" России. Фото: gettyimages.com

Самолет российской компании “Аэрофлот” совершил экстренную посадку в аэропорту Саратова. Причина — разгерметизация воздушного судна. Для “Аэрофлота” это уже третья вынужденная посадка с начала 2025 года. Десятки инцидентов ежегодно, нехватка бортов и отсутствие комплектующих для ремонта. О причинах катастрофического состояния российской гражданской авиации — в материале журналистов FREEДOM.

В России планируют повысить стоимость авиабилетов, чтобы собрать средства для реконструкции аэропортов. В Министерстве транспорта Российской Федерации для этого предложили ввести дополнительный сбор. Создать фонд по реконструкции аэродромной сети запланировали еще в 2024 году.

“У нас действительно заработает специальный фонд, за счет которого будет поддерживаться необходимая инфраструктура… Предполагается, что на эти средства до 2030 года будут реконструированы 56 аэровокзальных комплексов, приобретено новое аэронавигационное оборудование”, — заявил министр транспорта России Роман Старовойт. 

Ремонт аэропортов за счет пассажиров — единственный выход, который смогло предложить российское правительство. Недофинансирование авиационной отрасли напрямую связано с рекордным ростом расходов на оборонно-промышленный комплекс и армию, поясняют эксперты.

После начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину Москва оказалась в изоляции и, как следствие, стала значительно меньше зарабатывать на международных рейсах. В 2022 и 2023 годах убытки перекрывали дотациями из госбюджета, но в 2024 году средства сильно урезали.

“Некоторые программы были закрыты, другие были существенно сокращены, в том числе средства были перенаправлены на фактический бюджет ведения войны. И это привело к тому, что на сегодняшний день Росавиация ищет средства для пополнения фондов поддержки авиационной отрасли. Один из инструментов, который рассматривается — это как раз введение новых налогов на авиаперевозки, которые должны позволить собрать дополнительные деньги, что будут направлены на поддержку так называемых дальних направлений”, — пояснил авиационный эксперт, член общественного совета при Госавиаслужбе Богдан Долинце.

Санкции в отношении страны-агрессора ударили по российской авиационной отрасли. Москва больше не может покупать новые самолеты и ремонтировать старые. По официальным данным, 67% российского авиапарка составляют импортные борты. После начала полномасштабного вторжения России в Украину в Кремле объявили курс на импортозамещение, в том числе в авиации.

Спустя три года эксперты констатируют: кампания полностью и окончательно провалилась. Да и в будущем сомнительно, чтобы России удалось создать закрытый цикл производства самолетов.

“Все более или менее высокотехнологические изделия, будь то военная техника, будь то авиация, тот же Airbus, например, это изделие которое производится в коллаборации несколькими странами — это франко-британский проект. Шведский SAAB производится семью странами, французские “Миражи” производятся пятью странами”, — отметил исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Большие надежды в Кремле возлагают на производство собственных самолетов гражданской авиации Sukhoi Superjet 100 (“Сухой Суперджет 100”), Ту-214 и МС-21. К слову, серийное производство МС-21 откладывается с 2017 года. Он до сих пор не прошел сертификацию. Впрочем, даже в бортах якобы российского производства критическую долю деталей составляют импортные комплектующие.

“Если говорить о Sukhoi Superjet, то базовая версия состояла только на 40% из российских комплектующих, 60% — иностранные компоненты. На сегодняшний день речь идет о том, что Россия выпустила так называемый русифицированный Sukhoi Superjet, который все же состоит на 30% из европейских комплектующих”, — утверждает Долинце.

Для ремонта импортных самолетов и замены западных комплектующих на отечественных лайнерах российские авиакомпании практикуют так называемую каннибализацию. Старые самолеты разбирают на запчасти, чтобы использовать их в эксплуатируемых бортах. В России такую практику узаконили. По информации “Ростеха”, сейчас в РФ — около 700 судов Boeing и Airbus. В ближайшие пять лет их число сократится на треть.

Читайте также: Кремль готовится к войне с Западом — что на это указывает (ВИДЕО)

Ранее политолог Игорь Рейтерович заявил, что война против Украины серьезно подорвала военный потенциал Российской Федерации. Страна-агрессор уже никогда не будет иметь такие запасы вооружения и стартовые возможности, которые у нее были в 2022 году. Однако ее производственные темпы все еще опережают европейские.

Читайте также: Почти 100 незапланированных посадок: что происходит с гражданской авиацией РФ и “схемы выживания” (ВИДЕО)

Прямой эфир