Российские и китайские бизнесмены в октябре тайно обсуждали планы строительства подводного тоннеля, который соединит Россию с оккупированным ею Крымом. Об этом пишет Тhe Washington Post, ссылаясь на анонимные источники среди украинских официальных лиц, которые предоставили журналистам перехваченные электронные переписки.
Тайный тоннель
По информации американского издания, переговоры российских и китайских бизнесменов были вызваны растущим беспокойством Кремля относительно безопасности 11-мильного моста через Керченский пролив, который стал уязвимой целью.
“…Перехваченные электронные письма свидетельствуют о том, что одна из крупнейших китайских строительных компаний заявила о своем желании участвовать в проекте. Подлинность сообщений была подтверждена другой информацией — регистрационные файлы компаний, которые свидетельствуют о том, что в Крыму недавно был создан российско-китайский консорциум с участием лиц, указанных в электронных письмах”, — пишет The Washington Post со ссылкой на перехваченные электронные письма, предоставленные изданию неназванными украинскими официальными лицами.
Эксперты, с которыми пообщались журналисты The Washington Post, были удивлены, что на фоне угрозы санкций китайская государственная компания может рискнуть ввязаться в такую авантюру. В случае согласия участвовать, Пекин, вероятно, будет настаивать на частичном владении тоннелем. Тем не менее, даже если строительство начнется, в ближайшей перспективе безопасной замены Керченского моста ожидать не стоит, так как подобные проекты реализуются годами и даже десятилетиями.
По мнению аналитиков, официальный Пекин не поддержит инициативу Москвы по строительству тоннеля. Поскольку Китай никогда официально не признавал аннексию Крыма Россией, опасаясь попасть под экономические санкции США и Евросоюза.
Также Пекин не спешит помогать Москве и в строительстве газопровода “Сила Сибири-2”. По данным китайского издания South China Morning Post, это связано со стремлением Пекина использовать свою сильную переговорную позицию” в давлении на Москву.
“Пекин прекрасно понимает, что они могут торговаться, и страна находится в гораздо более выгодном положении. Речь идет о конкретном давлении на уровне президента, о более дешевых платежах. Они могут требовать больших скидок. Что касается строительства, Пекин хочет убедиться, что у них нет рисков и затрат”, — говорится в публикации South China Morning Post.
Если строительство газопровода завершится, то он позволит перенаправить в Китай 50 млрд кубометров природного газа в год. Таким образом Москва пытается компенсировать потери от продаж голубого топлива Европе.
Однако Пекин демонстрирует осторожное отношение к проекту. Как писали китайские СМИ, сделка о строительстве газопровода “Сила Сибири-2” могла быть подписана во время форума “Один пояс — один путь”, проходившего в Пекине в середине октября, но Путин в итоге вернулся с пустыми руками.
Эти переговоры говорят о растущей зависимости Москвы от Китая как источника глобальной поддержки.
Могут ли Китай и РФ планировать совместный проект по строительству подводного тоннеля — проанализировали эксперты
Зачем России подводный тоннель в Крым и почему она не может обеспечить безопасность моста через Крымский пролив? Реальна ли информация о совместном инфраструктурном проекте Пекина и Москвы? Зачем Китай продолжает сотрудничество с Россией на фоне непростой геополитической ситуации? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Иван Ступак, военный аналитик;
- Иван Варченко, эксперт по вопросам национальной безопасности;
- Петр Шевченко, аналитик, аспирант Цзилиньского университета.
ИВАН СТУПАК: Строительство тоннеля не может быть тайным
— В теории такой тоннель можно построить. Крымский мост же построили. Сколько бы ни говорили, что он и года не продержится — пока что стоит. Какие бы повреждения мосту не наносили, но построен он качественно. Другой вопрос — сколько на этом “распилили” денег.
Тоннель может быть похож на Ла-Манш: железнодорожное и автомобильное сообщение. Возможно, там будет еще проходить какой-то нефтепровод, соединяя Крым с материковой частью Российской Федерации. Это все возможно.
Остается вопрос в деньгах и времени. Проектировать будут, скорее всего, год, а строить — несколько лет.
На всей протяженности этого тоннеля подводные лодки не поставишь. Водолазы не смогут находиться там 24/7 и защищать его. Рано или поздно тоннель будет поврежден. И если он один раз будет поврежден, то на восстановление уйдут месяцы.
Строительство нельзя будет сделать тайным. Начнут копать с одной стороны и с другой стороны. Будет большое количество техники. Это все можно отследить по спутникам.
ВСУ будут и дальше пытаться повредить или вывести из строя Крымский мост. Мы не знаем какие это будут способы — наземный, подводный или с воздуха.
Крымский мост выполнил важную задачу — стянут на себя большие военные силы для защиты: корабли, живая сила, противовоздушная оборона, радиоэлектронная борьба. Если это находится на мосту, значит этого меньше в других локациях.
ИВАН ВАРЧЕНКО: Россия поставила крест на безопасности Крымского моста
— Россия поставила крест на безопасности Крымского моста. Хотя ранее заявляла, что там беспрецедентная защита. Но якобы переговоры о строительстве тоннеля — это просто пустые слова.
Россияне специально напечатали эту информацию в уважаемых американских СМИ, чтобы распространить информацию о неком глобальном проекте, который будет говорить об их внешнеполитических возможностях. Возможно, даже и вели поверхностные разговоры с китайскими бизнесменами, заплатив им.
Я надеюсь, что Россия заплатила очень дорого за то, чтобы эта информация появилась в средствах массовой информации, потому что совершенно никаких действий в этом направлении нет. Только в газетах пишут.
Никто не будет платить за такой проект из бюджета, особенно Китай. Россияне могут якобы начать строительство, но никакой иностранный инвестор не вложит туда большие деньги из-за угрозы санкций и отсутствия безопасности.
Россияне заплатили много для того, чтобы с ними за один стол сели китайцы, которые тоже хотели заработать. Китайцы заработали, а россияне получили, как им кажется, свою информационно-психологическую операцию. Но, в первую очередь, Россия расписалась в своей невозможности защитить Крымский мост.
ПЕТР ШЕВЧЕНКО: Информацию о проекте тоннеля нужно воспринимать скептически
— Китай — это центрическая цивилизация, сфокусированная на себе. Пекин, в первую очередь, смотрит на все процессы сквозь призму своих собственных интересов. Если мы говорим о бюджетных отношениях, он на все смотрит с точки зрения приоритета своих национальных интересов.
Что Китай хотел бы видеть от Запада в данный момент? Мы понимаем, что современный Китай создался благодаря тому, что его подключили к глобальной экономике в начале 1990-х и 2000-х годах. Китай хотел бы и дальше продолжать эту политику сотрудничества, в первую очередь, со стороны США. Чтобы Америка делилась своими технологиями, своим рынком и своим капиталом с Китаем.
Китай пока что ситуативно воспринимает Российскую Федерацию как актив из-за того, что он находится в конкуренции с США. Пекин считает, что может договориться с Европой. ЕС — это огромный рынок и Китай хочет себя позиционировать как глобальную производственную площадку.
Сейчас оба этих игрока — Москва и Пекин — находятся в конкуренции с Западом. И они видят друг друга как усилителей своих позиций.
В первую очередь, конечно, Китай использует вот эти отношения с Россией для того, чтобы повлиять на США и попытаться с ними договориться о большем сотрудничестве и меньшей конкуренции. Пока что мы видим, что конкуренция сохраняется. Пока что Китай не будет, кидать Российскую Федерацию просто потому, что он считает, что эти отношения выгодны.
Информация о якобы переговорах по поводу строительства подводного тоннеля появилась на страницах американской газеты. Насколько это может быть реальным? Возьмем за аксиому, что эта информация правдива и такие переговоры имеют место быть.
Если такая информация всплыла, то Китай сделает паузу, я думаю. Потому что тема Крыма очень чувствительная. С 2014 года Пекин был осторожен в своих оценках касательно аннексированного Россией полуострова. Неосторожность действий может повлиять на торгово-экономическое сотрудничество с западными странами.
Если эта информация правдива, то после того как она всплыла, скорее всего реализации проекта не будет.
Китайцы — большие мастера в строительстве тоннелей, это их конек. Но вот учитывая негативный геополитический бэкграунд и непредсказуемость России, Китай займет прагматичную позицию. Пекин не знает, что будет через пять лет, насколько стабилен путинский режим и будет ли он вообще в дальнейшем существовать.
Сейчас инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на то, что на политическом уровне Си Цзиньпин больше всего встречался с Путиным, очень сильно проседает.
Я бы очень скептически относился к информации об этом проекте и тем более к тому, что он может быть реализован.
Читайте также: Китай и Россия нашли точки соприкосновения, сейчас они связаны одной временной целью, — Шевченко