Фильмы, оправдывающие российскую агрессию. Музыканты, которые перенимают стиль и повадки нацистских вождей. Театры с символами “Z” на фасадах и пропагандистскими спектаклями о так называемой “специальной военной операции”.
Паутина кремлевского агитпропа выходит далеко за рамки политических шоу федеральных каналов. В ход идет все — фильмы, спектакли, мультфильмы, музыка и даже компьютерные игры. Кремль стараниями алчных деятелей культуры глумится над украинскими трагедиями и пытается снять с себя вину за них. Кто создает подобный контент? Во сколько он обходится российским налогоплательщикам? Об этом журналистка Ксения Барвиненко рассказала в специальном репортаже на телеканале FREEДОМ.
В Кремле все еще надеются на силу ТВ-пропаганды
За прошлый год уровень доверия россиян к телевизору упал на 10%. Новостям и политическим шоу верят не больше четверти населения.
Не помогла кремлевской пропаганде даже блокировка “неугодных” ресурсов. Наоборот, чем больше запретов, тем больше интереса у населения. Но в Кремле не отказываются от затеи заполонить своим телевидением все пространство россиян — от книг до театра.
“Руководители российского государства и профильных министерств помнят высказывание о том, что кино — важнейшее из искусств. Думают о том, что им необходимо популяризировать свою точку зрения, и, как они надеются, на самом деле доносить ее в первую очередь до молодежи”, — отмечает продюсер, кинокритик Иван Филиппов.
В России сняли очередной пропагандистский фильм — “Свидетель”. Главный герой — бельгийский скрипач Дениэл Коен, который застал в Украине момент полномасштабного вторжения войск РФ и “знает правду” о событиях в Буче.
Но правды в этом фильме нет. Российские киноделы не рассказывают, почему началась полномасштабная война, кто ее развязал. Главная цель фильма — убедить россиян, что убийства мирных жителей в Буче, Мариуполе, Краматорске — дело рук самих украинцев.
Стоит отметить, что сначала фильм назывался “Музыкант”, но после мятежа ЧВК “Вагнер” под руководством Евгения Пригожина название сменили в угоду политической конъюнктуре. Но даже “удобное” название и повсеместная реклама не помогли затащить зрителей в кинотеатры на “Свидетеля”.
Картина, на которую из карманов налогоплательщиков потратили 200 миллионов рублей с трудом заработала 7 миллионов. За первые четыре дня проката, включая выходные, фильм в кинотеатрах посмотрели 19 900 зрителей, что соответствует в среднем четырем зрителям на одном сеансе.
“Это чистый мусор. Я не выдержал целиком “Свидетеля”, но я посмотрел примерно полчаса. Это невыносимо плохо. И это я сейчас говорю, абстрагируясь от идеологической составляющей. Играют плохо, очень-очень плохой сценарий, очень-очень плохие диалоги”, — комментирует фильм Филиппов.
Что не удивительно. Ведь создатели фильма — либо откровенные ноунеймы, либо дилетанты.
Начнем с режиссера Давида Дадушанвили. Раньше он снимал низкопробные комедии или проходные драмы. Такая же история у исполнительницы главной женской роли Серафимы Низовской. Исполнитель главной роли тоже ранее не блистал — он играл то вторые, то вообще эпизодические роли. Картину “Свидетель” действительно можно считать вершиной карьеры актера Карэна Бадалова.
За “творчество” таких профессионалов российские налогоплательщики заплатили 200 миллионов рублей. И заплатят еще больше. В этом году Минкульт, Фонд кино и институт развития интернета — это главные структуры которые курируют создание, фильмов и сериалов — готовы потратить рекордные 30 миллиардов рублей на съемки подобных картин. И похожи они не только идеей, но и сценариями. Следующим за “Свидетелем” россиянам планируют показать картину “Миссия Ганг”.
“Он выстроен на такой же сценарной структуре, как и “Свидетель”. Просто если “свидетелем” был бельгийский скрипач еврейского происхождения, который видел “зверства украинских военных”, в новом фильме это будет группа индийских студентов в городе Сумы, которые видят то же самое. Во всех подобных фильмах будет одинаковая схема. Это обязательно иностранец, который смотрит на события в Украине. Это сейчас способ быстро, безболезненно, и практически без рисков заработать денег”, — считает Филиппов.
Российские киноделы ринулись к кремлевской “кормушке”. Фильмы и сериалы о генералах КГБ, хакерах-патриотах, так называемых “ополченцах Донбасса”. Алчные сценаристы и режиссеры в погоне за кровавыми рублями готовы извращать исторические события настолько, насколько хватит у Москвы денег.
Искусство требует “жертв”, а иначе — донос и вон из театра
Если в российское пропагандистское кино вливают миллионы, то театры часто военизируют через принуждение, угрозы и доносы.
С захвата заложников и имитации расстрела начался спектакль в калужском театре. В центре внимания — любимая кремлевская методичка — погрузить зрителей в атмосферу того, что якобы “испытывали жители Донбасса на протяжении восьми лет”. Подобные постановки в России штампуют пачками.
“С начала российской агрессии в отношении Украины прибавилось внимание к тематике Второй мировой войны, которую начали эксплуатировать. Вроде как бы “мы победили нацистов, вот тогда, мы теперь этих нацистов победим”, — считает российский композитор Роман Столяр.
По подобному клише театральные пропагандисты поставили детский спектакль “Смерти нет”. Задумка простая — так называемая “СВО” — это продолжение так называемой Великой Отечественной. И все происходящее сейчас – бесконечная борьба с нацизмом в разных его воплощениях.
А вот со взрослыми сложнее — их пичкают чувством вины. В московском театре представили спектакль “Неотправленные письма” — это режиссерский дебют Вячеслава Манучарова. Почтальоны читают письма россиян с фронта. Мол, посмотрите, там люди гибнут, а вы тут жизнь живете. Автор спектакля, как и в случае с кинопропагандой, дилетант, которому было важнее всего придерживаться линии партии. Для режиссера было важно избежать “неправильного” отношения к “специальной военной операции”.
Ведь за малейшее отклонение от кремлевских методичек смельчаков из российских театров запугивают доносами и увольнениями. А репертуара убирают спектакли.
“Здесь все большую роль играют доносы зрителей-“доброжелателей”, которые ходят на постановки, усматривают что-то не то. Один из спектаклей, над которым я работал, по доносу был снят с репертуара одного из столичных театров. Может быть, широкой публике не очень заметна блокировка театральных кадров, которые не согласны с путинской политикой агрессивной. Их увольняют, лишают возможности работать. Есть непубличные черные списки Министерства культуры России, когда в театр звонят и говорят: “Мы с этим человеком больше не работаем. Если хотите с ним работать, мы отзываем грант на постановку”, — описал ситуацию Роман Столяр.
Ведь зритель должен видеть как актеры и режиссеры в едином порыве поддерживают войну РФ против Украины. А наказание неугодных удобно скрывать за фасадами с новой российской свастикой — буквой “Z”. Такими метками пестрят десятки если не сотни театров страны. И не всегда по доброй воле труппы.
Во многих театрах заставляют подписывать письма в поддержку “СВО”, добавил Столяр.
Подобная демонстрация чрезмерного единства присуща всем сферам жизни в России. Через подобные акции несогласным с путинским режимом прививают чувство вины и одиночества, неопределенности и отверженности. Чтобы люди начинали сомневаться в своих убеждениях и примыкали к агрессивным сторонникам войны.
Исполняй пропаганду — получишь вторую славу
Песня “Я — русский” стала своеобразным гимном путинской РФ. “Z-фанаты” поют ее в TikTok, устраивают флешмобы. И дело тут не в отличном слоге или цепляющей мелодии.
“Я думаю, что он, скорее, известен, нежели популярен. Он навязан российскими официальными медиа и пропагандистской машиной РФ. За неимением альтернатив в данный момент SHAMAN — это единственное, чем вся русская попсовая военная пропаганда может “козырять”, — считает музыкальный критик Артемий Троицкий.
И пока эти песни выгодны режиму музыкальные приспособленцы будут “творить”. И не только новые, а и давно забытые старые исполнители. Российская эстрада сейчас стала благодатной почвой для музыкального антиквариата.
“Потухающие” звезды российской эстрады, поддержав путинскую агрессию, получили последний шанс на популярность и на сверхзаработки. Поэтому и стараются урвать побольше. Доходы артистов-пропагандистов — тайна за семью печатями, они не спешат хвастаться в соцсетях достатком, наоборот стараются создать имидж “своего парня”, чтобы быть ближе к народу.
Фестиваль “Русское лето”. Пропагандисты разных мастей рассыпались в комплиментах кремлевской инициативе и отчитывались о десятках тысяч зрителей. На организацию концертов потратили больше 150 миллионов рублей. В следующем году планируют повторить.
Ложь для самых маленьких
Цель власти — опутать паутиной пропаганды все сферы жизни россиян. И возраст этих граждан для режима не важен. Ведь даже детский контент — безобидные на первый взгляд мультики — напичканы пропагандой. Чуть ли не с пеленок детям в подкорку вбивают миф о величии, приучают к послушанию и жизни в диктатуре, неприятию ценностей цивилизованного мира.
Но если над пропагандой в этих мультфильмах еще трудились и пытались незаметно вписать нужные нарративы, то творение “Сказ про Ваню и Мыколу” поражает своей прямолинейностью. Его выпустили сразу после начала полномасштабной войны и гордо назвали мультфильмом. Это, скорее, анимированная версия кремлевских темников.
Так звучит отрывок из мультфильма: “Многовековую дружбу разрушила история Донецкой и Луганской областей. Украина начала притеснять русское население, поэтому они решили отделиться и жить с Россией. Украина начала воевать с этими областями, Россия пыталась остановить убийство людей и решить вопрос мирно”.
Об аннексии Крыма, гибридной войне, которую Кремль вел десятилетиями, чтобы заразить людей идеей “русского мира”, о засланных казачках из России, которые стояли у истоков самоназванных “ДНР” и “ЛНР” в этом “мульт-шедевре” не говорят.
Как и о том, что Москва с первых дней войны тайно отправляла в Донецкую и Луганскую области регулярные войска на помощь сепаратистам, превращая некогда процветающий регион в плацдарм для будущего полномасштабного наступления.
Без реальной Олимпиады, но с военным парадом в виртуальном мире
Еще один рассадник пропаганды и “z-агитации” — в киберпространстве. Россия использует видеоигры, чтобы распространять свои нарративы. Например, в “Майнкрафте” российские игроки “воссоздали” битву за Соледар Донецкой области.
А позже на той же площадке провели парад ко дню РФ.
“Цель России, чтобы в среде киберспорта большинство поддерживали именно ее. Мы видим доминирование определенных подходов к формированию карт в тех играх, где их могут создавать сами игроки. То есть существуют карты перестройки, которые вдохновлены Советским Союзом, российским самодержавием и так далее. Конечно же, это все продвигается российским государством”, — считает руководитель Института информационной безопасности, экс-госсекретарь Мининформполитики Артем Биденко.
Для многих людей, далеких от игрового мира, подобное может выглядеть несерьезно. Ведь сложно представить, что например самый “именитый” ТВ-пропагандист Владимир Соловьев по вечерам сидит в игровых чатах и отрабатывает кремлевские темники, рассказывая о “загнивающем Западе” или “украинских нацистах”. В киберпространстве Россия действует иначе, покупая популярных игроков, к мнению которых прислушивается аудитория. Или же финансируя игровые соревнования.
“Россия действительно помогает большим спортивным событиям либо напрямую, либо через каких-то спонсоров, например, через китайских. Нет запрета на участие россиян или российских команд в киберспортивных мероприятиях. То есть они не получают Олимпийские игры, но они хотя бы отыгрываются на таком”, — рассказал Биденко.
Так РФ пытается компенсировать собственную несостоятельность и приписать себе новые геополитические победы. Мол, пока против России ополчились вражеские государства и их политики, простые люди ей всегда рады.
“Пропаганда в компьютерных играх — это государственная политика России. Но она там не так сильна, как в уже сложившихся продуктах культуры, таких как игры, музыка… В социальной психологии есть такой эффект реактанса: если человек знает, что информация подается с целью воздействия на него, то он реагирует очень плохо, включаются защитные механизмы, отрицание. Если кто-либо заходит в эти игры, зная, что это сделано с целью воздействия, то психика будет разделять виртуальную реальность от настоящей объективной”, — рассказал научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН, социальный психолог Владимир Савинов.
Как защитить себя от такой “культуры”?
Защититься от влияния пропагандистского искусства можно. Достаточно анализировать, кому выгодно, чтобы вы оставались в паутине “z-культуры”. Верный отличительный знак киношного агитпропа — заказчики и спонсоры.
В фильме “Свидетель” — на первых же секундах мы видим, кто оплатил “банкет” — это Минкультуры и Минобороны РФ.
Вряд ли милитарное ведомство может и будет тратить деньги во имя процветания искусства. У Министерства обороны, как и у Путина на жизни россиян есть другой план.
Свободное творчество и истинное искусство в России сейчас невозможны. Ведь подконтрольная власти культура стала обслугой Кремля. “Z-творчество” во всех его проявлениях помогает оправдывать войну против Украины, искажать правду об этой войне, и продвигать путинскую идеологию.
“Великая русская культура” не выполнила своей главной миссии — нести настоящие человеческие и гуманные ценности. И стала одним из механизмов в строительстве системы тотальной и повсеместной пропаганды в стране.
Читайте также: Патриотическое воспитание в Украине и в РФ — в чем разница