Предложенная президентом Украины Владимиром Зеленским формула мира является важной платформой не только для справедливого окончания войны, которую развязала Россия против Украины, – она может стать универсальной основой для прекращения других военных конфликтов на планете и преодоления глобальных проблем.
Формула состоит из 10-ти пунктов. Первый из них — радиационная и ядерная безопасность.
Атомный шантаж РФ
С начала полномасштабного вторжения в Украину Россия постоянно шантажирует мир применением ядерного оружия. Объектами шантажа стали и украинские атомные электростанции. Российская армия неоднократно обстреливала Запорожскую АЭС на временно оккупированной территории. Кремль поставил под угрозу весь европейский континент. Потому необходимость обеспечения ядерной и энергетической безопасности стала первым пунктом в формуле мира президента Украины Владимира Зеленского.
“Российские войска нарушают все 7 компонентов, которые определяют безопасность, и мы видим, что постоянно идет шантаж. Это трансграничные проблемы, они касаются не только той страны, где расположена атомная станция, они касаются и близлежащих стран, и целых континентов. Мы помним какая ситуация была по Чернобылю”, — отметил экс-министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков.
Согласно первому пункту украинской формулы мира, любое использование ядерной энергии, установок, устройств и объектов должно быть безопасным. Украинские атомные электростанции и установки должны работать исключительно под контролем Украины. В то же время российские войска обязаны уйти с Запорожской АЭС, территория станции должна быть полностью демилитаризована. Ведущую роль в поддержке ядерной безопасности на гражданских ядерных объектах Украина отводит МАГАТЭ.
Возврат Запорожской АЭС под контроль Украины подразумевает плановые ремонты станции квалифицированными специалистами. Однако в настоящее время это провести невозможно, поскольку ЗАЭС оккупирована российскими войсками.
“Пятый энергоблок они держат уже больше года в горячем состоянии. Блок по своему регламенту должен быть отремонтирован в течение одного года”, — заявил президент украинской госкорпорации “Энергоатом” Петр Котин.
К тому же, оккупанты летом заминировали всю Запорожскую атомную электростанцию, в частности, обложили взрывчаткой охладитель и четыре энергоблока.
“За это время Запорожская атомная электростанция была дополнительно заминирована. Самое страшное то, что заминирован именно охладитель. Если они выведут его из строя путем подрыва, то есть большая вероятность того, что начнутся серьезные проблемы”, — заявлял глава Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов.
По мнению экспертов, сейчас один из действительно эффективных методов воздействия на Кремль — санкции. В плане ядерной безопасности — против госкорпорации “Росатом”, ее руководства и входящих в ее состав структур, которые действуют по всему миру.
Но ограничить российское влияние на мировую ядерную программу сейчас сложно, так как зависимость от атомного топлива из РФ слишком велика. Россия продолжает продавать ядерное топливо в ряд европейских стран, в частности, в Болгарию, Словакию и Францию.
“Российская Федерация является одним из ключевых поставщиков материалов для топлива для атомных электростанций Соединенных Штатов Америки. США пытаются уменьшить эту зависимость”, — пояснил военный эксперт Иван Ступак.
Радиационная и ядерная угроза России — глобальная проблема. Обеспечение безопасности — жизненная необходимость всех государств, вне зависимости от их позиции. Поэтому в выполнении первого пункта формулы заинтересованы все.
Мировое сообщество должно действовать единым фронтом, чтобы победить агрессора, подчеркнул Владимир Зеленский в своем выступлении на Генеральной ассамблее ООН.
“Мы начали формат встреч между советниками по национальной безопасности и дипломатическими представителями. В Хиросиме, Копенгагене и Джидде состоялись важные переговоры и консультации по имплементации формулы мира. И мы готовим Глобальный саммит мира. Я приглашаю всех вас — всех, кто не терпит никакой агрессии — к совместной подготовке саммита”, — сказал глава Украинского государства.
Формулу мира президента Зеленского поддержали более 140 государств и международных организаций. Украина и партнеры уверены, что реализация этого плана может стать основой прекращения многих войн и вооруженных конфликтов.
ЛЮДВИГ ЛИТВИНСКИЙ: МАГАТЭ не имеет инструментов влияния на ситуацию
О ситуации с радиационной и ядерной безопасностью, а также важности украинской формулы мира в эфире телеканала FREEДОМ рассказал профессор, эксперт по атомной энергетике Людвиг Литвинский.
— За эти 19 месяцев полномасштабной войны ядерная угроза со стороны Российской Федерации возросла. И Путин регулярно заявлял, что это не блеф. Каким образом можно остановить Российскую Федерацию?
— Давайте вспомним, что было озвучено нашим президентом, включая вопросы ядерной и радиационной безопасности, они касались двух аспектов. Первый аспект — это атомные станции, в том числе и Запорожская атомная станция, и ее оккупация Российской Федерацией. И второй аспект — это вопросы, которые касаются Будапештского меморандума [подписанного в замен на отказ Украины от ядерного оружия], который включал гарантии для Украины в случае нападения на нее.
В условиях войны Украина настаивает на передаче контроля над ЗАЭС Международному агентству по атомной энергетике (МАГАТЭ) и непосредственно персоналу Запорожской атомной станции, то есть, украинскому персоналу.
Дело в том, что в соответствии с рядом международных конвенций, полную ответственность за ядерную, радиационную безопасность атомных объектов, в том числе, и Запорожской атомной электростанции, несет страна-оператор. То есть, в данном случае несет Украина.
Но станция сейчас оккупирована россиянами. Поэтому для достижения полной ответственности требуется установление полного контроля со стороны органа регулирования ядерной и радиационной безопасности Украины. В этом смысле МАГАТЭ может выступать всего лишь консультантом.
Обеспечить ядерную и радиационную безопасность возможно единственным способом — полной ликвидацией присутствия там российских войск и полным контролем, включая и вопросы физического контроля со стороны Украины. На мой взгляд, другого решения этой проблемы нет, и не может быть.
Ну и, тем более, что МАГАТЭ не проявило себя достойным образом в этом вопросе, и с самого начала не занимало достаточно категоричной позиции в отношении оккупанта. Поэтому выход здесь единственный — полная ликвидация там присутствия российских войск.
На сегодняшний день Запорожская атомная электростанция превращена в военную базу Российской Федерации, и это совершенно недопустимо, в том числе, и с точки ядерной и радиационной безопасности. Не только самой станции или даже Украины, но с точки зрения вопросов ядерной и радиационной безопасности в мировом масштабе. Это по первому вопросу.
Второй вопрос касается Будапештского соглашения. Со стороны России неоднократно звучали заявления о возможности применения ядерного оружия против Украины — это прямое нарушение тех условий, которые были установлены Будапештским меморандумом.
На мой взгляд — это моя личная позиция — единственным выходом из сложившейся ситуации является выполнение гарантий, которые давали другие стороны Будапештского меморандума, эти ядерные державы (гарантами безопасности Украины по данному меморандуму выступают США, Великобритания и Россия, — ред.). В этом смысле даже обещание о приеме в НАТО не является достаточным для украинской стороны для того, чтобы обеспечить реализацию этих гарантий.
Я не политик, мне тяжело судить, но, на мой взгляд, размещение на территории Украины военной базы НАТО решило бы этот вопрос. Это должно быть сделано еще до вступления в НАТО, еще до приема Украины в Европейский Союз. И это может быть сделано, поскольку не требует предварительной подготовки, согласований и, тем более, согласия со стороны тех стран, которые, скажем так, негативно относятся к Украине.
То есть, решение какого-нибудь [венгерского премьера] Орбана не повлияет на принятие решения о размещении военной базы. Вот это было бы, на мой взгляд, прямой гарантией со стороны мирового сообщества и Североатлантического союза. Выполнение тех обещаний, которые дали Украине при ее отказе от ядерного оружия.
— Вы говорили, что позиция МАГАТЭ не очень категорична в определении угроз, которые сейчас несет Российская Федерация в плане ядерной безопасности. МАГАТЭ — это структура Организации Объединенных Наций. По вашему мнению, а на что способна сейчас ООН в плане решения подобных задач?
—Я уже неоднократно заявлял об импотентности Организация Объединенных Наций по вопросу войны, развязанной Российской Федерацией — как полномасштабной войны, так и ее военных действий в Украине с 2014 года. Поэтому нет надежд на то, что в сегодняшней конфигурации ООН может что-то предпринять, как и ее структура — МАГАТЭ.
Единственное, что может помочь (это уже неоднократно озвучивалось украинской стороной, в том числе, и в ООН) — реформирование Совета безопасности ООН, в котором в качестве постоянного члена с правом накладывать вето находится Российская Федерация. Это прозвучало и в предложениях нашего президента во время выступления на последней сессии Генассамблеи ООН. Я полностью поддерживаю это предложение.
— А по сути МАГАТЭ, с учетом ее нынешнего мандата, могла бы действовать более категорично?
— МАГАТЭ не имеет инструментов прямого влияния на сложившуюся ситуацию, в том числе и прямого влияния на оккупанта. Проблема заключается в том, что МАГАТЭ — это только консультативный орган. Именно поэтому я говорил, что ответственность за ядерную и радиационную безопасность должна вернуться украинскому органу регулирования ядерной и радиационной безопасности.
Единственное, что могла бы сделать МАГАТЭ — с самого начала занять жесткую позицию в отношении распространения технологий российского производства. Это единственный инструмент, который был в руках МАГАТЭ. Антиреклама российских предприятий, российских технологий и российского влияния на мировое сообщество по атомным вопросам — этот инструмент не был задействован. На мой взгляд, он и не мог быть задействован по простой причине, что МАГАТЭ во многом сформировано теми специалистами, которые работали раньше на предприятиях Российской Федерации, в том же “Росатоме”. И они во многом определяет сегодняшнюю политику МАГАТЭ.
К сожалению, МАГАТЭ не имеет прямых рычагов влияния. А имеющиеся опосредованные рычаги не дает использовать сама структура построения данного международного агентства, в котором очень много агентов влияния Российской Федерации.
— Уже давно говорят о необходимости введения санкций против “Росатома”, но их до сих пор нет. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе? Ведь очень много западных атомных проектов были завязаны на “Росатоме”.
— Подвижки есть. Показательно начало эксплуатации нового топлива западного производства на Ровенской атомной станции — это очень важный шаг. И есть нацеленность всех стран на отказ от услуг российских компаний. Но это не однодневные, не сиюминутные действия, на это потребуется 3-5 лет, никак не меньше. Это касается и топлива, и обогащенного урана, где позиции российских компании на мировом уровне очень сильны. И отказ от них [для западных стран] очень болезненный, в сиюминутный отказ от этих услуг означает просто выстрелить себе в ногу, целясь вроде бы как во врага. Делать этого, на мой взгляд, и не следует. И такого не произойдет.
Читайте также: Ситуация на ЗАЭС снова накаляется: что в этот раз предприняли оккупанты — в разборе экспертов