Коалиция по созданию специального трибунала для военных преступников РФ насчитывает уже 36 государств. Создать группу государств-единомышленников, требующих ответа России за военные преступления в суде, Офис президента Украины призвал в сентябре прошлого года.
В январе создание спецтрибунала для России поддержал Европарламент. С тех пор свою солидарность выразили ряд стран и чиновников ЕС. Нидерланды же готовы принять трибунал у себя. Каким будет формат этого суда — пока открытый вопрос.
На пути к справедливости
Преступления российских военнослужащих в Украине уже расследуют украинские правоохранители. На данный момент это около 70 тысяч уголовных производств.
Украина предлагает наказывать военных преступников РФ, базируясь на пяти главных принципах:
- Судебное производство будет базироваться на правилах и подходах, которые изложены в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС).
- Будут рассматриваться все злодеяния России с 2014 года — с самого начала военной агрессии против Украины.
- Под трибуналом окажутся и военные, и политики, и физические лица.
- Трибунал создается исключительно по делу преступления агрессии России против Украины.
- Статус главы государства или официальный статус другого должностного лица не будет освобождать такое лицо от индивидуальной уголовной ответственности и не будет смягчать наказание.
Но для того, чтобы привлечь к ответственности военно-политическое руководство России, необходим Специальный международный трибунал.
Юристы указывают, что именно этот пункт особенно сложный в исполнении. Именно поэтому Украина и партнеры так долго рассматривают варианты решения.
В Евросоюзе предлагают, как один из вариантов — так называемый “гибридный трибунал”. Предполагается, что он будет основан на украинском законодательстве и одобрен или поддержан Генеральной ассамблеей ООН.
Этот вариант Киев назвал неприемлемым. В Офисе президента самым правильным решением считают создание спецтрибунала. Генассамблея ООН должна проголосовать за формат суда и определить его полномочия.
Все юридические сложности на пути к реализации трибунала легко решаемы, если будет политическая воля всех без исключения партнеров, считает председатель Европарламента Роберта Метсола.
“Вопрос уже не в том — как. Вопрос в том — когда. Мы видим уже дела, которые ведутся в Украине, информацию, которую собирают разные государства — США, Великобритания — речь идет о привлечении к ответственности виновных, в том числе Владимира Путина. Без этого у нас не будет мира”, — сказала она.
Президент Украины Владимир Зеленский тоже убежден, что Украина освободит свою землю от оккупантов-террористов и добьется создания трибунала для российских военных преступников.
“Настанет день — и будет создан трибунал, который будет возвращать справедливость нашему народу. Трибунал, который накажет этого агрессора, так же как были наказаны агрессоры прошлого. Наступит день — и все виновники военных преступлений против украинцев окажутся в залах Международного уголовного суда и национальных судов. Всю юридическую работу мы проделаем. Всех партнеров, которые для этого необходимы, мобилизуем. Это уже делается. Каждый день мы приближаем возвращение справедливости для Украины. Каждый день работаем ради этого — генеральный прокурор и его Офис, украинские правоохранители, спецслужбы, правительство, дипломаты, мой Офис”, — сказал Зеленский в одном из своих обращений.
Летом в Гааге заработает Международный центр по расследованию преступления агрессии — новый орган займется подготовкой материалов, которые позже станут обвинительной базой на трибунале.
Кроме этого 17 марта 2023 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Причиной является незаконная депортация детей с временно оккупированных территорий Украины в Россию.
Читайте также: Путин боится неотвратимости наказания за кражу украинских детей — разъяснение правозащитницы
На “подводные камни” указали эксперты
Как в современных реалиях лишить иммунитета от преследования в отношении президента РФ Владимира Путина, премьера Михаила Мишустина и главы российского МИДа Сергея Лаврова? Это один из главных вопросов, которым задаются специалисты. Тонкости создания специального трибунала в эфире телеканала FREEДОМ объяснили:
- Федор Вениславский, представитель президента Украины в Верховной Раде, член комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки;
- Олег Устенко, советник президента Украины по экономическим вопросам;
- Виктор Чумак, заместитель генерального прокурора Украины, генеральный военный прокурор (2019-2020 гг.);
- Александр Павличенко, правозащитник, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека;
- Марк Фейгин, росссийский правозащитник, блогер.
ФЕДОР ВЕНИСЛАВСКИЙ: Я уверен, трибунал будет создан
— Ощущается существенный прогресс. Мы имеем более 30 государств и лидеров, которые признали, что необходимо создавать специальный международный трибунал для привлечения высшего военно-политического руководства российского преступного режима к ответственности за те преступления, которые они совершили на территории Украины.
Но, тем не менее, излишнего оптимизма в данном случае тоже быть не должно. Поскольку Россия использует всех своих агентов влияния, все свои дипломатические и иные медийные ресурсы для того, чтобы максимально заблокировать этот процесс.
Наиболее оптимальным вариантом является создание такого суда резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. То есть это будет поддержка Украины на глобальном уровне. Также мы параллельно работаем и с другими возможными вариантами создания международного трибунала.
Последовательные действия и заявления лидеров, наших партнеров свидетельствуют о том, что мы точно достигнем той цели, которую декларируем, а именно создание специального суда для привлечения России к ответственности.
ОЛЕГ УСТЕНКО: Экономические санкции тоже помогут давить на военных преступников
— На Россию продолжается активное санкционное давление. Уже был презентован следующий этап санкционного давления на РФ. Одна из главных задач — отсечь Россию от любых возможных источников финансирования, сделать невозможным финансирование их военно-промышленного комплекса, а, следовательно, вести агрессивную войну против Украины.
Президент Владимир Зеленский более, чем четко сказал, что никто не уйдет от ответственности — ни тот, кто отдает приказы на подобные преступления, ни тот, кто заряжает орудия, ни тот, кто занимается наводкой, ни тот, кто занимается ремонтом.
То есть все понесут соответствующее наказание. Уже анонсированы серьезные новости в начале следующей недели.
ВИКТОР ЧУМАК: Россия может создать зеркальный трибунал со своими сателлитами
— Сложно будет реализовать ту идею, с которой выступают украинский президент и общество. Если создать международный трибунал по решению Генеральной ассамблеи ООН, то надо собрать минимум 100 голосов. Или как минимум 60 государств должны подписать соответствующий международный договор о том, что создается трибунал, в котором будут расследовать только одно преступление в отношении Владимира Путина — преступление агрессии.
Международный уголовный суд мог бы снять иммунитет с Путина только в том случае, если бы Россия ратифицировала Римский статут. Она подписала и ратифицировала в свое время, но потом вышла из него. Тут есть неоспоримые доказательства — его выступление в ночь на 24 февраля.
Гибридный суд, который предлагают наши партнеры, это суд, который будет производиться на основании законодательства Украины. В нашей стране по отношению к Владимиру Путину нет никакого иммунитета. Но почему мы говорим о необходимости создания международного трибунала? Потому что в отношении трех человек во всем мире есть негласное правило об иммунитете: главы государства, премьер-министра и министра иностранных дел.
МУС не может расследовать дело в отношении агрессии. Поэтому надо создать другой трибунал.
144 страны выступили с осуждением действий РФ. Но это не ведет к практическим действиям. Это политическое заявление. А вот создание трибунала влечет к лишению иммунитета теми странами, которые выступают за создание трибунала. Наши партнеры опасаются, что Россия со своими сателлитами сделает такой же альтернативный трибунал и мир получит зеркальную ситуацию, когда начнут преследовать за любые действия.
Беда в том, что в мире не все государства можно назвать демократическими, и они будут выступать против. Наши партнеры, зная, что таких государств много, понимают, что это все может быть обращено против них.
Путина вряд ли удастся лишить иммунитета и посадить на скамью подсудимых в любой стране. Потому что надо поменять полностью Россию, чтобы его выдали. Это должно производиться хотя бы за счет заочного осуждения. В Соединенных Штатах и Британии нет понятия заочного осуждения. У нас оно есть. Поэтому апеллируют к Украине.
Таким образом гибридный международный трибунал могут провести в Европе с участием иностранных судей. И тогда страны, которые имеют с Украиной соглашение о помощи в уголовных делах, должны будут выполнять решения трибунала. Но тут же еще есть нюансы. Мы не можем говорить о международном характере этого суда, потому что у нас все решения суда подписываются именем Украины. У нас Конституция не позволяет создание специальных судов, а это как раз специальный суд.
АЛЕКСАНДР ПАВЛИЧЕНКО: Только трибунал может рассматривать преступления конкретных высших лиц
— Для изменения международного законодательства требуются достаточно глубокая работа и политический дипломатический консенсус на уровне ООН с тем, чтобы, во-первых, это законодательство было надлежащим образом разработано, а во-вторых, чтобы с ним согласились основные игроки международного уровня. Следующая неделя покажет нам определенные результаты по вопросу привлечения России за преступления агрессии.
Какие могут быть более конкретные инструменты? Прежде всего, они должны быть связаны с украинской национальной судебной системой и с ее возможной модификацией для того, чтобы она работала для них на перспективу. А в настоящее время эти инструменты должны помогать привлекать к ответственности за преступления, которые совершаются на сегодняшний день — обстрелы гражданских объектов, гибель гражданского населения. Есть масса преступлений, которые связаны с категорией военных преступлений и таких, которые могут даже быть расценены как геноцид, который продолжается.
Должна быть связь между последними решениями международных инстанций. Парламентская ассамблея Совета Европы 27 апреля приняла резолюцию о том, что фактически Россия совершила акт геноцида.
Европейский Союз точно рассматривает как военное преступление депортацию детей во время войны, развязанной Россией. Парламентарии ЕС высказались за то, что должен быть создан четкий механизм восстановления нарушенного права и возвращения детей в Украину.
Напомню, что звучала информация о создании необходимости международного консорциума. Речь шла и о заявленной Варшавской конференции. Будем анализировать и смотреть, насколько реалистичными и влиятельными будут эти шаги. И я думаю, что они должны быть связаны с участием крупных игроков, которые пока еще не заявлены, в частности, в вопросе возвращения депортированных детей.
Постоянно возникал вопрос о государстве, которое могло бы взять на себя эту гуманитарную миссию. То же касается и возвращения военнопленных. Государство-покровитель может решить проблему с возвращением детей в семьи, с тем, чтобы последствия от преступления были меньше.
Трибунал по вопросам агрессии должен стать одним из факторов окончания этой войны. Увеличивается число государств, которые поддерживают его создание. На сегодняшний день таких стран уже 36.
Очень важно, чтобы орган привлечения к ответственности имел надлежащий мандат для того, чтобы его признали на мировом уровне. И на сегодняшний день есть уже достаточно веские основания считать, что этот орган может быть создан при участии Совета Европы, Европейского Союза и целого ряда государств, которые будут его поддерживать.
Но оптимально этот трибунал должен быть с мандатом ООН. Для того, чтобы получить этот мандат, должно быть надлежащее обсуждение и голосование за соответствующую резолюцию на Генеральной ассамблее ООН.
Возможно, мы узнаем о каких-то новостях на дипломатическом фронте, о том, что достигнута какая-то договоренность, хотя бы включение в повестку дня и рассмотрение этого вопроса.
Мы с вами находимся сейчас в важном историческом моменте, который должен создавать архитектуру мира и соблюдения его на десятки лет. Сегодняшняя система продемонстрировала свою неэффективность, и только военная поддержка позволила не углубить ситуацию и не сделать ее более трагичной, чем она есть.
Возможный трибунал по вопросам агрессии направлен, прежде всего, на носителей государственной власти. То есть это не индивидуальная уголовная ответственность, которая рассматривается Международным уголовным судом. Каждое лицо получает конкретное обвинение.
К примеру, как депортация детей Львовой-Беловой и Путиным, которые получили ордера на арест и обязаны явиться в суд или будут задержаны. Они могут воспользоваться правом защиты. Возможно, они смогут доказать, что они не совершали это преступление, хотя оно — более, чем очевидно.
Когда мы говорим о привлечении к ответственности высших должностных лиц, которые виновны в преступлениях агрессии, это прерогатива трибунала. Он должен рассмотреть до нескольких десятков участников этого процесса, которые будут ключевыми ответственными за совершенные преступления.
Еще один важный момент касается деятельности этого суда. Он может рассмотреть те вопросы, которые не рассматривает МУС. Это вопросы компенсации, выплаты каких-то контрибуций за нанесенный ущерб в результате агрессии. Прямого пути выплаты Украине контрибуций из замороженных российских активов на сегодняшний день нет.
МАРК ФЕЙГИН: Нужно решить, какой суд примет первые решения
— Вопрос касается, прежде всего, проблемы неопределенности — каким именно будет окончательный трибунал. Это будет юрисдикция договорного суда, Международного уголовного суда или же все-таки удастся через Генеральную Ассамблею ООН провести решение о создании специального трибунала по Украине. И поскольку окончательная юрисдикция неясна, здесь могут быть различные варианты.
Но если уголовный суд в Гааге как договорный суд начал процедуру, он в принципе в дальнейшем может передать весь кейс какому-то специально созданному суду. Как будет проходить эта процедура окончательно — это еще открытый вопрос. Но я не исключаю, что трибуналов будет больше, чем один.
Есть проблема с универсальной юстицией как таковой. Успехов было меньше, чем провалов по части привлечения к ответственности реально виновных военных преступников, ответственных за геноцид и так далее.
Есть опыт только двух судов — по Руанде и бывшей Югославии — Совет безопасности ООН создал специальные суды. МУС имеет более бедную практику — попытку привлечения президента Судана Омара аль-Башира, который сейчас отбывает срок за коррупцию. Он, скорее, не положительный, потому что ордер МУС так и не был исполнен. Национальные системы юстиции ищут какой-то выход из этой гибридной ситуации. Сначала надо решить, какой суд пойдет первым, и какие решения он будет принимать.
Суд ООН в Гааге — не специальный, он постоянно действует, и у него есть другие дела, потому рассмотрение всех процессуальных вопросов может затянуться.
В системе Совета Европы есть суд, который занимается правами человека. Это Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, который имеет известную практику, несмотря на все претензии к нему. И это означает, что Совет Европы знаком с универсальными процедурами.
Раз уж Европейская конвенция прав и свобод гражданина смогла учредить такой суд, то почему бы не учредить еще один? Может быть, даже постоянно действующий суд — трибунал по военным преступлениям, который будет отрицать международный иммунитет глав государств.
Читайте также: Трибунал над Путиным не должен быть заочным, — правозащитник