Скорее всего, Папа Римский Франциск хочет занять такую позицию, которая позволит ему сохранить позитивное реноме что в Украине, что в России. Но в сегодняшних реалиях это невозможно. У Папы сейчас несколько идеалистическое отношение к России и в целом непонимание, что там происходит. Такое мнение сегодня, 13 марта, в эфире телеканала FREEДОМ высказал политолог Игорь Рейтерович.
Так он прокомментировал заявление Франциска, что он готов приехать в Киев, но только в том случае, если он также посетит и Москву, поедет “в оба города, либо ни в один”.
“Эта позиция касательно, например, поездки, специально было сделано такое заявление, потому что он прекрасно понимает, что никто его в Москве не ждет, и в Москву он не поедет. И таким образом он как бы снимает с себя ответственность приехать в Украину. Хотя с точки зрения логики и того, какую церковь он возглавляет, его визит в Украину был бы как раз абсолютно ожидаем, прогнозируем и логичен. Потому что у нас есть несколько процентов людей верующих римской католической церкви, и у нас есть в районе 13% верующих, идентифицирующих себя как греко-католики. Он мог приехать в Украину, чтобы пообщаться со своей паствой, я уже молчу о встрече с нашими политиками, представителями власти. Чтобы своими глазами увидеть, что здесь происходит, и как люди – прихожане его церкви страдают от агрессии РФ”, — сказал Рейтерович.
По словам политолога, в целом позиция Франциска — это позиция очень посредническая, такого миротворца.
“Он пытается в такую роль играть, но она в какой-то мере даже противоречащая христианской этике и логике христианства. Потому что нельзя, есть моменты, что нельзя ставить палача и жертву на одну ступень, это разные категории. А у него такая попытка в какой-то мере происходит, что Украина чуть ли не оказалась полем битвы между какими-то империями, но какие империи? В наших Вооруженных силах воюют украинцы, и очень незначительно количество добровольцев из других стран, приехавших помогать нам. У нас нет представителей каких-то других государств или войск других государств. Поэтому в этом контексте это заявление выглядит как попытка просто выбрать себе очень удобную позицию, которая, с одной стороны, ни к чему не обязывает, с другой стороны, оставляет Папу, говоря простым языком, во всем белом. Это его основная такая сутана и форма одежды, но тем не менее, с точки зрения понимания всех процессов выглядит это не очень хорошо”, — говорит он.
Рейтерович отметил, что у Папы еще есть возможность изменить эти подходы и все-таки приехать в Украину.
“И признать самую важную вещь, что тот образ русской культуры и России, который иногда проскальзывает в его выступлениях, это образ сформирован с книг, которые были написаны еще в ХIХ веке. В ХХІ веке ситуация несколько другая. Возможно, ему следует опуститься ближе к земле и посмотреть, что действительно происходит в самой большой стране Европы со стороны соседа, который начал абсолютно агрессивную войну с признаками геноцида как минимум. И каким-то образом, конечно, на это отреагировать. Потому что он часто в своих проповедях поднимает очень важные вопросы, но, к сожалению, в контексте Украины у него есть определенные недопонимания, которые, не исключаю, связаны с тем, как он сказал в своем интервью, что он много общается с послом России при Ватикане. “Это прекрасный человек, очень умный”. Я боюсь, что Папа стал жертвой, возможно, тех вещей, которые этот “прекрасный человек” ему рассказывает о “прекрасной” России, но это не совсем соответствует действительности”, — высказался политолог.
По мнению Рейтеровича, Франциск очень как-то произвольно трактует основы христианской веры.
“Это не та история, когда тебя ударили по одной щеке, ты подставляешь другую щеку. Это история о том, что есть страна, олицетворяющая собой зло, и она совершает ужасные вещи — геноцид, убийства мирного населения, грабеж, мародерство, изнасилования, массу другого. Это похоже на попытку быть как бы в теме, показывать свою значимость, желание что-то изменить, но при этом Ватикан не прикладывает усилия для того, чтобы действительно занять такую посредническую позицию”, — пояснил он.
Политолог добавил, что Ватикан мог бы сыграть важную роль в спасении украинских военнопленных, если бы захотел.
Читайте также: Эта война России вне всякой логики: интервью с главным раввином Украины Яковом Блайхом