Верховная Рада приняла законопроект о возобновлении работы Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Украины. Документ поддержали 293 народных депутата.
Что он означает и можно ли это назвать стартом судебной реформы в Украине – рассказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк в программе “5 вопросов на злобу дня” телеканала UA.
– Расскажите, что такое ВККС и что означает принятый Верховной Радой документ?
– Высшая квалификационная комиссия судей – это тот орган, который должен набирать судей в судебную систему Украины. Организовывать конкурс, и через этот конкурс человек получает возможность быть рекомендованным Высшим советом правосудия для того, чтобы дальше президент издал указ о назначении судьи. Поэтому без этого органа судебная система фактически парализована. Она была парализована несколько лет, поскольку не функционировала, и огромное количество вакансий было, и этих вакансий насчитываются тысячи.
У нас на сегодняшний день есть суды в Украине, где нет судей. В силу того, что просто не организован конкурс.
Тут состоял весь вопрос в том, что ВККС была дискредитирована этим фактом. Поэтому главная задача была в том, чтобы сделать такой орган, который был бы независимым и который не был бы уличён, скажем так, в подыгрывании тем или иным политическим силам, или тем или иным судейским корпорациям. Это с одной стороны. С другой стороны, резонный был вопрос, как это можно будет сделать. И большинство людей, которые работают в международных организациях, говорили о том, что это возможно только при помощи и участии международных экспертов. Эта модель уже в Украине применялась и, в принципе, главной задачей было вовлечение международных экспертов в отбор кандидатов в ВККС.
– Законопроект о перезапуске ВККС поддержали 293 народных депутата. Почему не все голосовали за него?
– Главный аргумент, который высказывался против – что если в этот процесс будут вовлечены народные эксперты, то не является ли это привлечение в формирование такого важного органа вмешательством во внутренние дела Украины и нарушением государственного суверенитета.
Вопрос заключается в том, чтобы создать систему, которая дала бы возможность перейти на качественно новый уровень. Что она предполагает? В состав конкурсной комиссии входят шесть человек. Трое из них — это международные эксперты, у них будет возможность блокировать любого кандидата, если проголосуют все трое. Ещё три человека – это люди, которые будут отбираться из 32 кандидатов.
Я считаю, что это наиболее компромиссный вариант. А компромиссный вариант всегда должен устраивать все стороны, с одной стороны. А с другой – это лучше, чем отсутствие такого органа, когда проблемы только накапливаются.
В судах тысячи дел пребывают на рассмотрении. Некоторые вакансии существуют с 2014 года. То есть есть вакансия, а у нас 7 лет нет человека, который должен рассматривать дела. Значит, эти дела рассматривает кто-то другой. Это снежный ком, это как дом, в котором фундамент изначально был неправильно построен.
– Когда это всё заработает? Когда завершится судебная реформа?
– Сейчас нужно реформировать Высший совет правосудия, поскольку сейчас там доминируют бывшие судьи, судьи в отставке. А это орган, который, в том числе, должен принимать решение об увольнении судей, о назначении судей. Поэтому считается, что это очень важный шаг, чтобы был реформирован этот орган. Я хочу сказать, что эта модель, которая предлагается – она, с одной стороны, не совершенна, но, с другой стороны, нареканий на деятельность нынешнего Верховного суда, который был сформирован уже на новых основаниях ещё при предыдущем президенте, намного меньше, чем было раньше. То есть позитив, на самом деле, происходит.
Проблема заключается в том, что до Верховного суда доходит достаточно небольшое количество дел, а все вакансии – это суды первой инстанции, суды второй инстанции, а люди, непосредственно, имеют дело как раз с судами первой инстанции.