Недопуск комиссии Минкульта, проклятия и пропавшие иконы: события в Киево-Печерской лавре обсудили эксперты 

Киево-Печерская лавра. Фото: lavra.ua

С 29 марта Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) не может пользоваться Киево-Печерской лаврой и всем ее имуществом. 

Договор о бессрочном пользовании нижней частью национального заповедника расторгнут. Но священнослужители УПЦ МП не согласны с этим решением. 

Действия сторонников УПЦ МП

Уже несколько дней подряд монахи, а также гражданские верующие не дают комиссии Министерства культуры и информационной политики Украины попасть в ряд храмов Киево-Печерской лавры, чтобы проверить сохранность объектов национального достояния. 

Священнослужители и прихожане УПЦ заявляют, что таким образом они защищают веру. Параллельно с этим священники вывозят из Лавры имущество, в том числе и иконы, которые принадлежат государству.

В своих речах священники УПЦ сравнивают нынешнюю украинскую власть с большевиками и заявляют, что якобы исторически Киево-Печерская лавра принадлежит им. Однако историки называют это откровенной манипуляцией, так как Лавра как храмовый комплекс была построена еще во времена Киевской Руси.

Согласно традиции, именно легитимный киевский митрополит был ее настоятелем, а на сегодняшний день по количеству парафий Православная церковь Украины (ПЦУ) обладает большей легитимностью в этом вопросе. К тому же, ПЦУ имеет официальный церковный документ, подписанный Вселенским патриархом Варфоломеем, — Томос.

При этом, заповедник “Киево-Печерская лавра” принадлежит государству, а не отдельной конфессии.

Священники УПЦ МП, аффилированной с Москвой, пользовались Лаврой с позволения Кабинета Министров Украины. В 2013 году эти отношения были юридически закреплены в договоре бесплатного пользования. Документ государство имеет право прекратить в одностороннем порядке. И этот процесс абсолютно законный. 

“Все законы нашей страны будут выполняться — первое. Второе: во все, что касается церковных вещей, мы не вмешиваемся. Но я хочу заметить, что Киево-Печерская лавра — это музей, принадлежащий государству. И все, что касается музейного комплекса, будет решать государство”, — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.

Действия украинских правоохранителей и юристов

В декабре прошлого года СНБО поручил Кабинету Министров внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о невозможности деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций, в частности УПЦ МП.

Кроме этого, Служба безопасности Украины и другие правоохранительные органы уже собрали внушительную доказательную базу о сотрудничестве священнослужителей УПЦ со спецслужбами Российской Федерации и Русской православной церковью (РПЦ), которая поддерживает войну против Украины и благословляет россиян на убийства украинцев.

Впоследствии президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против ряда священнослужителей УПЦ Московского патриархата, в частности, против наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла (Лебедя). Священнослужителя подозревают в разжигании межрелигиозной розни и оправдании российской агрессии. 

1 апреля Шевченковский суд отправил Павла Лебедя на 2 месяца под круглосуточный домашний арест, а на днях следователи провели первый его допрос в качестве подозреваемого. До задержания священнослужитель активно выступал с речами о том, что не покинет Лавру. В его высказываниях звучали обвинения в адрес украинских чиновников, якобы те одержимы “буйством, злобой, ненавистью и дьявольским беснованием”. 

Кроме этого, судебно-лингвистическая экспертиза подтвердила, что Лебедь в своих публичных выступлениях неоднократно оскорблял религиозные чувства украинцев, унижал взгляды верующих других конфессий и симпатизировал российским оккупационным войскам.  

Читайте также: “Русский мир”, связь с Кремлем и борьба за Киево-Печерскую лавру: какую угрозу Украине несет Московский патриархат

Мнения экспертов и чиновников

Как будут развиваться события вокруг Киево-Печерской лавры? Чем оправданы действия украинского государства в отношении УПЦ МП? Какую роль играет Московский патриархат в культурном и религиозном разрезе российской агрессии против Украины? Эти темы в эфире телеканала  FREEДОМ обсудили: 

  • Александр Ткаченко, министр культуры и информационной политики; 
  • Анатолий Бабинский, историк, религиовед, сотрудник Института истории церкви УКУ (Украинского католического университета); 
  • Иван Папаяни, религиовед;
  • Людмила Филипович, религиовед. 

АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО: Религиозная жизнь в Лавре продолжится

— На территории Нижней лавры находятся не только монахи, семинаристы, священники, но и гражданские. Откуда они появились, в чем смысл их пребывания, кроме того, чтобы мешать работе комиссии, мы не знаем. 

В Киево-Печерской Лавре, которая является объектом ЮНЕСКО, происходят абсолютно законные действия, которым незаконно пытаются помешать представители УПЦ МП. 

Кабмин принял решение о прекращении действия распоряжения, выданного еще во времена правительства Януковича в 2013 году о том, что Нижняя лавра передана УПЦ МП в бессрочное пользование. 

Межведомственная комиссия, в которую были включены представители разных украинских ведомств, пришла к выводу, что были нарушения в использовании ряда объектов. Было незаконное строительство, была передача объектов, переданных УПЦ МП третьим лицам и ряд других нарушений. 

Люди, которые сейчас там находятся незаконно, должны покинуть Лавру. Тем не менее, власти не предпринимали никаких насильственных действий для того, чтобы привести к норме все решения, которые были приняты украинским государством. 

Я  бы хотел обратить внимание на одну такую интересную деталь. В конце прошлого года у УПЦ МП закончился договор на использование в Верхней лавре храмов Трапезной церкви и Успенский собор. Была создана совместная комиссия. С УПЦ МП были подписаны акты приема-передачи, и, соответственно, эти объекты возвращены в управление государством. 

Это не означает, что в Верхней лавре прекратилась религиозная жизнь. Там периодически происходят богослужения, праздники. Все было относительно мирно и в цивилизованном законном духе. В комиссию по Нижней лавре также вошли представители УПЦ МП. 

Но в какой-то момент как по щелчку они занимают агрессивную позицию с заявлениями о Сатане, почерневших крестах и так далее. Они запускают в Лавру людей для того, чтобы мешать работе комиссии, которая должна была так же, как и в Верхней лавре, организовать работу по актам приема-передачи этих объектов. 

У меня не возникают сомнения, что из Кремля и Русской православной церкви поступил сигнал. Речь идет о необходимости передать в управление государством то, что ему принадлежит. 

Кроме того, речь идет о коллаборации представителей УПЦ МП с государством-агрессором. Я очень надеюсь, что скоро в парламенте будет рассмотрен соответствующий законопроект, который позволит в дальнейшем двигаться абсолютно в законном русле по отношению к этой религиозной организации. 

Когда приходит комиссия, люди находящиеся в Нижней лавре говорят, мол, это наше, уходите. Каждый шаг комиссии, если она встречает противодействие, фиксируется полицией, и нами подано заявление в Хозяйственный суд Киева об устранении препятствий. 

Часть монахов выехали. Но вместо них пришли гражданские. Мы точно не знаем, какое количество монахов всего должно было быть — около 180 и еще 300 семинаристов. 

Религиозная жизнь в Лавре будет продолжаться. Это не только музейный объект, но и объект, связанный с религией, со святынями. Но в какой способ — давайте решать после того как государство получит возможность вернуть себе управление музейным объектом, входящим во всемирные списки ЮНЕСКО.

АНАТОЛИЙ БАБИНСКИЙ: Сделать из Киево-Печерской лавры исключительно музей не получится

— Проблема возникла, потому что очень много лет или даже десятилетий Московский патриархат удерживал монополию. Предыдущая власть в Украине всячески поддерживала МП и утверждала его в этой монополии. И они, по сути, владели всеми главными святынями украинского православия. Ощущение несправедливости нарастало. И сейчас оно даже иногда выходит из-под контроля. 

Если бы диалог действительно начался с началом гибридной войны в 2014 году, я думаю, можно было бы избежать всех вещей, которые сегодня происходят. Но этот религиозный конфликт все больше и больше заходил в эскалацию. 

Митрополит Павел играл в этом конфликте одну из главных ролей. Его сегодня обвиняют в разжигании межрелигиозной войны и унижении чувств верующих других конфессий. Митрополит никогда не подбирал слова, когда он говорил о других христианских конфессиях, людях, которых он вообще не считает христианами. 

Мы сегодня уже не обращаем внимания, что то говорят в Москве, мы понимаем, что это все пропаганда, но западный мир очень чувствительный к теме религиозной свободы. И нужно очень грамотно доносить информацию о том, почему государство предпринимает те или иные шаги сегодня. Я не могу обрисовать путь, как идти, но главный принцип чтобы все было в рамках закона. 

Все сравнения с гонениями в стиле коммунистических властей — это просто пропагандистский штамп. Все грамотные люди понимают, что сейчас для Украины это вопрос госбезопасности, а не гонения против религиозной свободы. 

Я не уверен, что из Киево-Печерской лавры можно сделать исключительно музей. Потому что там есть пещеры, где покоятся мощи, значимые для очень многих православных граждан Украины и не только. Это мощи святых людей, подвижников. 

Даже если некоторое время там не будет никакой монашеской общины или не будет служить никакая другая церковь, люди все равно захотят ходить в эти пещеры. Потому что это очень сакральное, святое место для них. Даже на некоторое время все-таки будет необходимость обеспечить доступ людям, которые захотят молиться в этом пространстве. 

Было бы очень неграмотно забрать монополию у одной церкви и сделать монополию для другой. Я думаю, нужно искать модели каких-то встреч, приглашать каких-то сторонних модераторов. Возможно, патриарха Константинопольского Варфоломея. 

ЛЮДМИЛА ФИЛЛИПОВИЧ: Украинцы ждали очищения своей церкви 350 лет

— С одной стороны, конечно, есть тяжесть на сердце от того, как мы встречаем эту Пасху. А с другой стороны, есть чувство облегчения от того, что 350-летняя история зависимости украинской церкви от Московской патриархии приближается к своему закономерного концу. 

В 1991 году нам удалось добиться политической независимости. А сейчас речь идет о полном духовном освобождении от влияния Москвы. Украинская православная церковь используется в интересах Москвы. То есть религия и церковь фактически стали инструментом политики сегодня. 

Я думаю, что наступает момент, когда должно произойти очищение церкви, хотя мы видим, что большое количество людей в храмах Украинской православной церкви не спешат узнать правду. Они все-таки очень зашорены пропагандой, которую слышали на протяжении 30 лет. 

Даже если произойдет то, о чем мечтают очень многие в Украине, то есть запретят УПЦ МП, придется еще достаточно долгое время работать с этой церковью. То, что запретят административные структуры, не означает, что люди перестанут верить именно так, как их научили за эти 30 лет. 

Нужно будет приложить много усилий. Причем это должна делать не только Православная церковь Украины и не только критически мыслящие члены и руководители Украинской православной церкви. Это должно делать и государство. 

Но пока мы не видим со стороны государства сильной стратегии в информационном поле. Какие цели перед собой ставит государство? А каким способом оно собирается этих целей достигнуть? Какие шаги будут предприняты в ближайшее время? 

С одной стороны, заявляют, что ни в коем случае не будет никакого насилия, что у нас будут поддерживаться принципы свободы совести, и будут всячески гарантировать права людей в сфере вероисповедания. А мы видим в реальности, что эти права нарушаются, люди не совсем понимают, что происходит. И это настораживает, потому что мы как эксперты хотели бы со стороны государства более четкой, последовательной и разъяснительной позиции. 

ИВАН ПАПАЯНИ: Московский патриархат сыграл злую шутку сам с собой

— Украинское государство отстаивает свои права на то, чтобы владеть своим имуществом. Очень сложный вопрос о том, как было передано в распоряжение Московского патриархата это имущество. 

Мне кажется, что государство пытается защитить Московский патриархат и его представителей от тех процессов, которые могут начаться после того, как Украина победит в войне с РФ. Те люди, которые положили свое здоровье и жизни на то, чтобы отстаивать государственность Украины, не будут терпеть присутствие в нашем государстве структуры, которая благословляет российское воинство и поддерживает слова митрополита Павла.

 Ведь митрополит, по сути, приветствует оккупацию Украины и призывает своих сторонников держаться подальше от военных частей. Я подозреваю, что если бы ему дали возможность говорить и дальше, он бы призывал своих сторонников не защищать украинскую государственность, прятаться и уходить в подполье и ждать так называемых “освободителей”. 

Религиозная культура владыки Павла очень низка. Потому что мы понимаем, что оккультизм в христианстве, в принципе, не допустим. А от Павла мы слышали оккультные вещи, которые он сам хотел совершить. Это не христианский подход. 

Московский патриархат сам себя поставил в странное положение, когда он оставил связь лишь с Русской православной церковью, прервав все возможные контакты с Константинополем. И это сыграло злую шутку с УПЦ МП, ведь сейчас классическим выходом из этой ситуации была бы апелляция к Константинопольскому патриарху и привлечение Константинополя для мирного разрешения этих процессов. Но то, что связь была прервана, не дает сейчас УПЦ МП даже апеллировать. 

Если говорить о дальнейшем использовании монастыря, то я думаю, религиозная жизнь в Лавре полностью не будет закрыта, она будет продолжаться. 

Читайте также: Агенты ФСБ в рясах: что сеет кремлевская церковь в Украине

Прямой эфир