Запрет для танкеров с российской нефтью швартоваться в портах Китая связан лишь с одной китайской портовой группой и не является общей тенденцией для страны. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал экономист компании Ukraine Economic Outlook Адриан Пантюхов.
“Не нужно отождествлять санкции, которые ввели США против России и ту реакцию, которая ввела одна портовая группа, к общему Китаю. Момент с танкером касается ситуации возле одного порта возле одной провинции, где есть одна компания, которая владеет несколькими портами. Именно она анонсировала тот факт, что не будет принимать санкционные суда. До этого, как оказывается, из 2,5 млн баррелей в день, которые они получали, примерно половина поступала как раз от санкционных стран. Сейчас они сказали, что они будут следить более внимательные”, — сказал он.
Экономист уточнил, что в эти порты заходили примерно 65-70% подсанкционных судов с иранской нефтью. Пантюхов прогнозирует, что суда теневого флота РФ так и будут ходить.
“Но вот рост цен на нефть связан непосредственно с краткосрочным шоком и предложением. Если, по различным оценкам, теневой флот России составляет от 700 до 1,5 тыс. танкеров, то сейчас 183 суда попали под санкции, оно фактически забирает, например, 10% от количества судов, которые есть в наличии. И понятно, что теперь с них эту нефть нужно будет куда-то перелить или зайти в какой-то другой порт, африканский или другой страны, чтобы эту нефть перегрузить на другие суда, которые до сих пор под санкции не попали”, — сказал он.
Пантюхов констатировал, что компании, которые покупали и перепродавали российскую нефть, а сейчас попали под санкции, не являются новыми. До того как оказаться в санкционном списке, одна из них успела провести о 700 операций.
“Мы понимаем, что если создание новой компании, организации логистики, занимает какое-то время, то потратить это время, чтобы провести 700 операций, потом снова там поменять ее и снова сделать такую же компанию, оно имеет свою цену”, — сказал экономист.
Он также обратил внимание, что лишь одна китайская группа не принимает танкеры с российской нефтью, а другие порты до сих пор согласны принимать определенные санкционные суда.
“Позитивно, что работа по санкциям ведется, ведется работа по санкциям непрямолинейно, то есть блокирует не только российские компании, которые связаны с операциями, также под вторичные санкции попадают компании в Объединенных Арабских Эмиратах, в Китае и так далее”, — сказал Пантюхов.
Экономист подчеркнул, что должен идти постоянный процесс, чтобы санкции были на каждую лазейку, которую находит Россия.
“На каждые санкции снова ж находится новая лазейка, новая уловка, которая позволяет эти санкции обходить. В результате мы сейчас имеем ситуацию, что Китай продолжит покупать санкционную нефть, к сожалению, потому что эта позиция по санкциям не являлась общенационально китайской. Она касалась одного из крупнейших портовых операторов, но не всех. И с другой стороны тут, как мне кажется, это уже просто мои мысли, что вопрос с санкциями Китай, наоборот, может отложить к моменту переговоров по таможенным пошлинам, потому что это одна из уступок, в которой может быть заинтересована администрация США. Китай соглашается общенациональную политику принять и наказывать жестко те порты, которые продолжат принимать санкционные товары, и в этот момент США согласятся пойти на уступку по позициям как раз таможенных пошлин”, — считает экономист.
Читайте также: НАТО рассматривает возможность введения санкций против теневого флота РФ, — Шольц
Ранее сообщалось, что после введения США жестких санкции против энергетического сектора РФ, 3 российских танкера с нефтью не смогли зайти в китайские порты.