В Украине в рамках судебной реформы нужно срочно создать Этический совет для очистки Высшего совета правосудия. Об этом заявил глава Европейской комиссии “За демократию через право” (Венецианская комиссия) Джанни Букиккио. Он подчеркнул, что без Этического совета нельзя создать честный и пользующийся доверием Высший совет правосудия. Что в свою очередь также не позволит создать честную Высшую квалификационную комиссию судей.
“Я уверен, что украинские судьи понимают, что эта реформа необходима не только для репутации и авторитета украинской судебной системы, но и для Украины в целом, и для всех граждан Украины. Я призываю их взять на себя ответственность и поддержать реформу. Я также призываю компетентные органы предпринять все необходимые шаги, чтобы позволить создать Этический совет и выполнить свои задачи эффективно и быстро”, – отметил Букиккио.
Нюансы процесса реформирования украинской судебной системы в программе “Украина на самом деле” телеканала UA комментирует представитель президента в Конституционном суде Украины Федор Вениславский.
Ведущая программы – Алена Черновол.
– Как вы расцениваете такое обращение от главы Венецианской комиссии?
– Этот сигнал является продолжением тех сигналов, которые представители судебной системы слышали и от Верховной Рады, и от президента непосредственно, и от послов стран “Большой семерки”.
И сейчас глава Венецианской комиссии также абсолютно правильно обратил внимание на то, что судебная власть противится осуществлению судебной реформы, которая должна быть запущена в соответствии с теми законами, которые мы приняли в июле этого года.
Речь идет прежде всего о Высшем совете правосудия (ВСП). Поскольку это тот орган, который отвечает за привлечение судей к дисциплинарной ответственности, и может временно отстранить судей от осуществления правосудия, может уволить судью за нарушение своих профессиональных обязанностей, деловой репутации и так далее.
И чтобы Высший совет правосудия не вызывал вопросов в плане доверия и высоких моральных качеств его представителей, новыми изменениями в законодательстве предусмотрено создание Этического совета – он проверяет кандидатов в члены ВСП. Вот именно по поводу этого Этического совета Джанни Букиккио в данном случае и высказался.
В состав Этического совета должны входить три международных эксперта, и международные партнеры дали своих трех высокопрофессиональных представителей. А вторая часть – трех человек должен дать наш Совет судей. И вот как раз Совет судей не смог с первого раза предоставить своих кандидатов. Но после совещания с участием руководителя Офиса президента и послов стран “Большой семерки” (состоялось 16 сентября, – ред.) судьи сказали, что они сделают все зависящее от них для того, чтобы быстро заполнить эти три вакансии. И в конце сентября был объявлен конкурс, который заканчивается в конце октября. То есть как минимум на месяц мы получили задержку в реализации судебной реформы.
– Совет судей должен был предоставить своих кандидатов еще в начале сентября, но, по вашим словам, было сопротивление. А почему они вдруг сейчас должны перестать сопротивляться?
– Я думаю, что после тех заявлений, которые они услышали и со стороны наших международных партнеров, послов G7, и со стороны главы Венецианской комиссии, у них должны измениться системы координат. И им придется дать своих претендентов в состав Этического совета.
Как только будет сформирован Этический совет, он должен в течение трех месяцев выполнить свою миссию – проверить действующих членов Высшего совета правосудия на предмет профессиональной этики и добропорядочности. И тогда мы получим тот ВСП, который не будет вызывать вопросов ни у кого.
ВСП в свою очередь должен обеспечить утверждение состава Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Кстати, в конкурсную комиссию по отбору кандидатов в ВККС дали свои предложения международные эксперты и Совет судей, а вот Высший совет правосудия сомневается, что это соответствует Конституции. Они даже обратились к пленуму Верховного суда, чтобы тот обратился в Конституционный суд. И этот вопрос отложен до конца октября.
То есть мы видим такое существенное сопротивление.
– Глава Венецианской комиссии говорит также о том, что судебная реформа имеет решающее значение для будущего нашей страны. Такое высказывание не является преувеличенным?
– Конечно, не является преувеличенным. Потому что честная и непредвзятая судебная система – это возможность международных инвесторов, которые будут инвестировать в Украину, защитить свои нарушенные права в справедливом суде. А на сегодняшний день инвесторы, к сожалению, не верят в то, что в украинских судах можно отстоять свое право на свои инвестиции, свое имущество. И это существенно тормозит внешние инвестиции.
И граждане Украины также не доверяют судебной системе, поскольку очень часто мы видим очень одиозные решения, которые вызывают обоснованные сомнения.
Поэтому судебная система – это будущее Украины как цивилизованной страны. А сопротивление судебной власти ставит под угрозу реформу.
– Судебная реформа достаточно обширная. Какие следующие шаги?
– Главное, что нужно сделать, – заполнить вакансии высокопрофессиональными и добропорядочными судьями. На сегодняшний день катастрофическая нехватка судей – таких вакансий по Украине более 2 тыс. И это должна осуществить Высшая квалификационная комиссия судей, которую в свою очередь должен сформировать очищенный Высший совет правосудия.
Когда будут сформированы Этический совет, ВСП, ВККС, думаю, в течение первого полугодия следующего года мы уже получим ощутимый результат от этой реформы.
То есть в течение первого полугодия 2022 года мы увидим, что вновь сформированная Высшая квалификационная комиссия судей сможет заполнить уже вакансии в судах, и суды начнут более эффективно работать. Это означает, что будут рассматриваться дела более оперативно, Высший совет правосудия будет привлекать к ответственности судей, на которых будут поступать жалобы. И все граждане почувствуют, что судебная власть начинает очищаться, и начинает работать в соответствии с идеями верховенства права, верховенства закона.
Но это если все те планы и действия, которые мы наметили, будут осуществлены, и мы не получим каких-то опять искусственных затяжек.
– Давайте к моменту о вакансиях судей на местах. Где мы возьмем такое количество профессионалов?
– Вы знаете, как раз с нехваткой судей вопросов точно не будет. Как только будет работать ВККС, то очень много добропорядочных, профессиональных людей готовы стать судьями. Поскольку уровень материального обеспечения судьи достаточно высокий по сравнению даже с бизнесом. И правовые и социальные гарантии очень высокие. Поэтому те люди, которые сейчас себя ищут, и которые являются профессионалами в сфере права, смогут претендовать на занятие должности судьи, при наличии стажа и опыта работы.
Но не только эти этапы обеспечивают завершение судебной реформы. Нужно еще и процессуальное законодательство усовершенствовать, применить ряд законодательных инициатив, которые позволят рассматривать дела в разумные сроки, обеспечить реализацию судебных решений. У нас одна из существенных проблема – неисполнение судебных решений. А это уже не судебная власть, а Государственная исполнительная служба.
То есть очень много составляющих, которые в своей совокупности смогут возобновить доверие к судебной власти. Но мы над этим работаем системно. И я уверен, что в следующем году граждане уже почувствуют изменения, которые наступают в судебной системе.
– Вы говорите о финансовой составляющей судейской работы, а есть же еще и коррупционная составляющая. Как ее будете преодолевать?
– Чтобы не было коррупционной составляющей в судебной системе, и должен действовать очищенный, обновленный Высший совет правосудия. Потому что именно он привлекает к ответственности тех судей, которые выносят сомнительные с точки зрения верховенства права, с точки зрения законности решения. Как только мы обеспечиваем эффективность деятельности Высшего совета правосудия, он будет быстро и справедливо рассматривать дела, тогда и коррупционная составляющая существенно уменьшится.
– О деолигархизации. Закон принят, но еще не подписан президентом. Ваши ощущения относительно борьбы с олигархами?
– Ощущения такие, что олигархическая система сопротивляется, как ни одному другому законопроекту.
По уровню сопротивления можно сравнивать с принятием земельной реформы. Но в отличие от нее закон об олигархах касается очень узкого круга лиц, которые паразитируют на государстве. Мы видим бешеное сопротивление. И политическое, и медийное и так далее.
Но я хочу сказать, чтобы не было никаких спекуляций. Мы в Комитете Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки очень тщательно проверили все этапы принятия этого закона. Закон принят в той редакции, которую предлагал Комитет. Никаких противоречивых, взаимоисключающих правок в законе нет. А разговоры об этом – лишь политические спекуляции. Те, кто заявляют, что в тексте закона есть правки, которые взаимоисключают одна другую, не приводят ни одного положения Регламента, которое позволяет сделать такой вывод.
Поэтому на сегодняшний день единственным вариантом развития событий я вижу подписание этого законопроекта председателем Верховной Рады и передачу на подпись президенту. И у меня нет даже оснований говорить о том, что мы можем ожидать каких-то неожиданностей относительно возврата законопроекта в Раду. Такое право есть только у президента. Президент закон однозначно подпишет, поскольку именно он его инициировал. Поэтому, думаю, что у нас неожиданностей в этом плане точно не будет.