Мы можем выполнить домашнее задание и раньше, здесь нет дедлайна: когда Украина вступит в ЕС — прогнозы политиков и экспертов

Флаг ЕС. Фото: ukrinform.ua

В годовщину подачи заявки на членство в Европейский Союз президент Украины Владимир Зеленский заявил, что именно с Украиной проект мирной, свободной и объединенной Европы станет совершенным. Он подчеркнул, что наше государство стремится завершить выполнение рекомендаций Европейской комиссии и начать переговоры о вступлении уже в этом году.

Президент Европарламента Роберта Метсола, в свою очередь, выразила надежду, что переговоры о вступлении начнутся как можно скорее, до конца этого года. В ЕС поражены прогрессом Украины по выполнению семи пунктов рекомендаций Еврокомиссии.

И для Украины, и для Евросоюза важно, чтобы наше государство соответствовало тем же стандартам, что и предыдущие кандидаты. При этом в борьбе с российской агрессией украинцы доказали, что их страна по определению является частью Европы, подтвердил верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел и политике безопасности Жозеп Боррель. Его мнение разделяют эксперты.

Результаты Украины спустя год после подачи заявки на членство в ЕС

На пятый день полномасштабного вторжения России в Украину, 28 февраля 2022 года, Украина подала заявку на вступление в ЕС. Спустя год президент Зеленский напомнил, что пришло время принять решение о начале переговоров о членстве. 

“Именно Украина сплотила ЕС как никогда прежде. Именно Украина защищает европейские ценности для будущих поколений. Именно в Украине Европа становится целостной, свободной и мирной. Вместе в борьбе, вместе в победе. Да здравствует Европа! Да здравствует свобода!”, — написал глава государства в официальном Twitter-аккаунте.

После того как в прошлом году Украина получила статус кандидата в члены ЕС, она должна выполнить так называемое домашнее задание от Еврокомиссии, Это ряд реформ, среди которых борьба с коррупцией, верховенство права, СМИ, а также права и свободы граждан, уточнила вице-премьер — министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина.

Тем не менее, есть веские причины, по которым для обеих сторон важно, чтобы Киев соответствовал тем же стандартам, что и предыдущие претенденты, пишет Financial Times

“Киев опасается, что некоторые страны ЕС, не желающие его вступления, будут использовать правила, чтобы запереть его в вечном зале ожидания. Кроме того, если украинское общество не поверит в то, что цель реальна и достижима, политическим лидерам и лидерам гражданского общества будет практически невозможно провести необходимые реформы. Они жизненно важны не только для подготовки к вступлению в ЕС, но и для того, чтобы Украина стала современным европейским государством, к которому она стремится”, — из публикации Financial Times.

Путь Украины в Европейский Союз неизбежен, хотя он, вероятно, будет тернист, считает президент Латвии Эгилс Левитс. Он подчеркнул, что для вступления в ЕС нужны определенные реформы, которые должна провести Украина.

“И эти реформы требуют времени. Например, в Латвии мы были вовлечены в этот процесс в течение 7 лет с начала процесса вступления в ЕС. Этот процесс можно ускорить. Однако это может быть сложнее в период войны”, — сказал латвийский лидер.

Переговоры Украины о вступлении в ЕС должны начаться не позднее начала 2024 года, считает глава комитета по иностранным делам в Бундестаге Михаэль Рот. И это не акт милосердия для Украины — такое решение, прежде всего, отвечает интересам Евросоюза, подчеркнул политик. 

“Украина заслуживает реалистичной и честной дорожной карты к полному членству в ЕС, включающей конкретные шаги по реформированию, а также такие стимулы, как скорейший доступ к единому рынку”, — отметил Рот.

Алгоритм вступления в ЕС состоит из нескольких этапов в такой последовательности:

  • подписание Соглашения об ассоциации;
  • включение в официальную программу расширения ЕС;
  • подача заявки на вступление и получение статуса кандидата в члены ЕС (Украина сейчас находится на этом этапе);
  • после выполнений всех условий на уровне кандидата происходит само вступление в ЕС.

По словам Жозепа Борреля, в отношении Украины процедуру пора менять.

“Мы должны изменить наши процедурные правила. Это изменит размер и разнообразие Европы. Когда ты переходишь из 27 членов в 33, для этого нужны адаптированные правила принятия решения. Это будет сложная работа, потому что еще до войны в Украине были многочисленные проблемы. Украина должна трансформировать свои структуры, противостоять коррупции и развивать экономику — все это сейчас разрушено. Украина — член ЕС, это просто должно быть институционально оформлено. Они должны провести работу, а мы им поможем и проведем работу со своей стороны. Нравится это кому-то или нет”, — сказал глава евродипломатии во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности.

Мнение о том, что Украина должна быть и в ЕС, и в НАТО, поддерживает премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.

“Мы также не можем согласиться с тем, чтобы Украина была своеобразной “буферной зоной”. Если мы хотим обеспечить длительный мир в Европе, длительную безопасность, то Украина должна быть интегрирована со свободным миром — с ЕС и НАТО”, — сказал он в речи на Мюнхенской конференции.

Помимо реформ, вступление Украины в Евросоюз будет зависеть от экономических факторов, отметил аналитик Ярослав Божко.

“То есть насколько быстро Украина сможет восстанавливать свою экономику и какие будет показатели бюджета. Потому что ЕС довольно серьезно относится к теме дефицитного бюджета и боится к себе принимать страны, которые существенно беднее, чем все остальные члены ЕС, чтобы это не вызвало сразу же неконтролируемый миграционный наплыв в другие страны Союза”, — подчеркнул глава Центра политических студий “Доктрина” Божко.

Во время войны Украина смогла доказать, что она — часть архитектуры безопасности Европы, добавил Ярослав Божко. И перспектива членства в ЕС, почти нереалистичная еще несколько лет назад, сейчас выглядит для Украины вполне осязаемой.

“Я уверен, что мы сможем вступить в Евросоюз в этом десятилетии. Конечно, от нас это потребует определенных усилий, однако, так или иначе, ЕС сделал ряд важных политических заявлений. К примеру, они готовы быть драйверами нашего экономического восстановления и это все будет вести нас к большей совместимости с правовыми, экономическим и политическими системами в ЕС”, — обратил внимание Ярослав Божко.

Сейчас первоочередной задачей по-прежнему является предоставление Киеву средств для завершения войны на его условиях, пишет Financial Times. Но уже пришло время, когда нужно подумать о послевоенном будущем Украины и начинать подготовку к тому дню, когда она сможет занять свое полноправное место в европейской семье.

Обзор мнений экспертов

Главные трансформации на пути интеграции Украины в Евросоюз и сроки получения полноценного членства в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • правозащитник, советник вице-премьер-министра Украины по вопросам евроинтеграции Елена Сотник;
  • народный депутат Украины, замглавы парламентского комитета по вопросам интеграции в Европейский Союз Мария Мезенцева;
  • депутат Европарламента от Литвы, дважды премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс;
  • политолог Игорь Рейтерович.

Елена Сотник: Плюс — не само вступление Украины в ЕС, а трансформации, которые произойдут, в первую очередь, для наших сограждан

— [Вице-президент Еврокомиссии] Франс Тиммерманс по собственному мнению интерпретирует определенные положения, в том числе Лиссабонское соглашение о создании Европейского Союза. Напомню, в вопросе присоединения к НАТО есть прямое условие — чтобы на территории страны не было никаких военных действий, конфликтов, а также территориальных или каких-либо других претензий и споров.

Но это никоим образом не касается Евросоюза. Давайте говорить объективно: есть два пути. Первый — это путь так называемого политического решения. Если мы посмотрим назад, то увидим, что по определенным странам принимались политические решения, и эти страны не прошли полный цикл интеграции в ЕС, гармонизации своего законодательства. К примеру, это страны Балтии, та же Болгария… И уже в процессе они завершали эту гармонизацию. А были страны, которые прошли полный путь — это Польша, Хорватия. Они шаг за шагом были вынуждены менять свое законодательство и процессы в своих странах.

Если сегодня могут быть какие-то преграды на пути страны в Евросоюз, то это разная оценка членов ЕС и готовность страны к вступлению. В плане каких-то технических моментов, это соответствие судебной системы, экологии, инфраструктуры стандартам ЕС. Всего страна оценивается по 35 кластерам.

Понятно, что у нашей страны очень большое домашнее задание. Есть определенные вещи, которые мы уже выполняем или выполнили. И во время войны парламент принимает евроинтеграционные законы. К примеру, только за прошлый год их было около 50, если не больше. И сейчас, на этапе выполнения условий статуса кандидата, мы продолжаем принимать определенное законодательство, чтобы реализовать все ожидания наших партнеров.

Ключевой вопрос — во всецелом консенсусе членов ЕС, среди которых Венгрия, постоянно блокирующая ключевые решения в отношении Украины, в частности о финансовой помощи в условиях войны. Поэтому когда Украина должна будет стать членом Евросоюза, она может иметь определенные преграды.

Но есть и другие страны, которые являются партнерами, очень близкими друзьями Украины. И они тоже говорят о том, что наше государство должно пройти свой путь трансформации — несмотря на то, что в будущем они видят Украину в составе ЕС.

Плюс — это те трансформации и изменения, которые произойдут, в первую очередь, для наших сограждан в соответствии с теми ожиданиями, которые на нас возлагает Евросоюз. На основе этой оценки мы будем определять и дореформировать те секторы, которые пока не соответствуют стандартам ЕС. Это сложный путь, но в целом он очень реалистичный.

Для гражданского общества произойдут трансформации в формировании единых для всех правил, создании судебной системы, определенных гарантий для граждан, в том числе национальных меньшинств в социальной сфере, а также понятных правил для проведения экономических операций, чтобы Украина была полноценным партнером Евросоюза, который является одним из самых больших рынков.

Для Украины важен вопрос восстановления после войны. Я верю, что это произойдет довольно скоро, и вступление в ЕС как раз станет тем фактором, чтобы экономика Украины присоединилась к одной из самых больших экономик мира.

Вопрос не в том, что в Украине идет война, а в том, что мы должны выполнить определенную домашнюю работу, а ЕС — определиться окончательно с пониманием преимуществ присоединения Украины. Для меня, к примеру, эти преимущества очевидны.

Мария Мезенцева: Вступление Украины в ЕС в 2029 году — это позитивный прогноз, основанный на технических моментах

— [Насчет подачи заявки на членство Украины в ЕС на 5-й день полномасштабной войны]: в истории расширения Евросоюза не было ни одной такой заявки, и ни один из 27 членов ЕС не получал статус кандидата во время полномасштабной агрессии.

Президент Зеленский удивил абсолютно всех. Это был посыл и для народа Украины, и для экспертов, которые работают над евроинтеграцией уже многие годы… И, конечно же, это посыл всему миру — мы можем реформироваться, принимать 20-30-40 законопроектов за одну неделю, двигаться по критериям.

Что касается процентного соотношения: у нас есть Соглашение об ассоциации, которое было подписано после Революции достоинства — приблизительно 72% условий Украина уже выполнила. Это реформы [в сферах] экологии, продовольствия, промышленности, IT-сектора, цифровой экономики, а также закон о медиа, который был одним из семи важнейших пунктов.

Эти семь пунктов касаются всего — от антикоррупционной инфраструктуры до закона о правах нацменьшинств, который вызывал очень много вопросов на протяжении многих лет и обрабатывался многими рабочими группами.

Но когда мы получили домашнее задание от Еврокомиссии — правительства Евросоюза, нас поддержало огромное количество стран. И перед переходом к этим семи пунктам, была проведена огромная работа и правительством Украины, и депутатами-международниками, которые работают не только в евроинтеграционном комитете [парламента], но и по другим направлениям. Мы были поделены на рабочие группы, Офис президента нас очень поддерживал… А после того, как 27 стран [ЕС] сказали “да”, мы начали работать над семью пунктами.

Однозначно, от нас не ожидали того, что по состоянию на 13 декабря 2022 года, в условиях агрессии России против Украины, мы сможем проголосовать все нужные законы. Поэтому наша интеграция — экстраординарная, смелая, невероятная, это ежедневная работа. Уверена, у структур ЕС не остается выбора, кроме как реформировать свои подходы. Кстати, нам предложили начать кооперацию в так называемых тренинговых миссиях — перед тем, как мы уже сможем принимать участие в комитетах Европарламента.

Украина, Молдова, Грузия — страны-лидеры Восточного партнерства. Были еще Азербайджан, Армения и Беларусь, которые выходили и заходили обратно… Мы и Молдова уже стали странами-кандидатами.

Если вы спросите о сроках: по моим прогнозам, которые пока всегда были оправданными через одну каденцию — в этом году будут выборы в Европарламент, а каденция длится пять лет — украинские депутаты, наряду с другими представителями 27 стран ЕС, будут выступать и голосовать.

Интеграция с Европарламентом, с Советом Европы происходит постоянно, но для Украины сейчас важно то, что мы совместно с коллегами добились результатов. Осенью прошлого года нам пообещали так называемую быструю оценку от Еврокомиссии наших обязательств, мы ожидаем дополнительные опинии от Венецианской комиссии по некоторым вопросам, но критичных референтных точек тут нет.

Мы, конечно же, очень ждем оценку от Еврокомиссии уже этой весной — какие есть замечания, что нужно сделать. Самое интересное в этом процессе — тут нет дедлайна. То есть мы выполняем все раньше, чем от нас этого ожидают, и это прекрасная скорость наравне с адекватностью процесса.

Активно работают Офис вице-премьера Ольги Стефанишиной, Офис президента, МИД, парламент, местное самоуправление. Мы все нацелены на эту оценку и от этого будем дальше двигаться. Многие могут думать, что страну в состоянии войны никто не примет в такого рода высокую организацию, но мы же планируем в 2023 году победить зло… Проект ЕС создавался не для войн, а для мира, торговли, свободного перемещения людей, капиталов и сервисов — туда мы планируем вступить уже в самое ближайшее время.

Напомню, в сфере торговли мы не обременены тарифами и таможенными сборами, и этот договор продолжен. Конечно, мы хотим, чтобы он был на постоянной основе, потому что украинская экономика этого заслуживает. И европейские партнеры очень переживают о конкуренции, мы много, что можем предложить рынку ЕС, в том числе в аграрной сфере. 

[Насчет прогноза евродепутата от Литвы Андрюса Кубилюса о полноправном членстве Украины в ЕС в 2029 году]: он наш большой друг, от него не может веять скепсисом, поэтому это позитивная оценка. Конечно, мы можем вступить в ЕС и раньше, но, как я сказала, присоединиться, например, к голосованию в Европарламенте мы сможем со следующей каденции. Этот вопрос также стоит в технической плоскости. При этом мы не отрицаем сложность процесса — украинский проект и украинское вступление одно из самых сложных по обязательствам и по тексту.

Давайте не забывать — об этом почти никто не говорит в эфирах — именно украинцы будут голосовать на референдуме по вступлению в ЕС, это будет волеизъявление украинцев. А по последним опросам и НАТО, и ЕС у нас выходят в показатель более 87%. И последнее, очень важное: евроинтеграция — это возможность развития громад и территорий. Если бы не проект децентрализации, который называют одним из самых успешных евроинтеграционных проектов для нашего государства, у нас не была бы так развита Украина, чему очень завидует Россия.

Андрюс Кубилюс: Если Украина будет двигаться в ЕС такими хорошими темпами, то сможет участвовать в выборах в Европарламент в 2029 году

— Насчет интеграции [Украины] в Европейский Союз: здесь у нас есть общее понимание важности того, чтобы Украина достигла этого членства как можно быстрее. Процесс интеграции должен происходить параллельно с процессом восстановления, когда так называемый план Маршалла начнет воплощаться в жизнь с помощью больших денег.

Для этого нужно, чтобы переговоры насчет членства в ЕС начались в этом году. Не видим никаких причин как-то откладывать такое начало.

Если начнутся переговоры, нужно, чтобы они проходили с такой же амбицией, с таким же темпом, как они проходили, когда мы вступали в Евросоюз. Переговоры с нами продлились на три года больше… И если Украина пойдет в ЕС такими хорошими темпами, то в 2027 году переговоры могут и закончиться. Как раз в то время Литва будет председательствовать в Евросоюзе — она может взяться за лидерство, чтобы действительно такие переговоры закончились за четыре года.

Затем два года [понадобится] на ратификацию договора — и в 2029 году Украина сможет участвовать в выборах Европарламента, которые как раз тогда будут проходить.

Игорь Рейтерович: Это будет абсолютно уникальный случай, когда страна параллельно с войной и сразу после войны завершает процесс вступления в ЕС

— Дата будет определена тогда, когда Украина окончательно выполнит семь пунктов рекомендаций. Некоторые из них могут затянуться на несколько месяцев, другие уже давно проголосовано. Тут действительно есть определенный разнобой, но этот разнобой абсолютно объективного характера.

Надо понимать, что есть достаточно серьезные требования, которые касаются, например, судебной реформы. И этот процесс объективно требует времени для модернизации. Это в частности завершение процесса отбора судей — для того, чтобы они могли принимать решения по ключевым делам, которые имеют отношение не столько даже к интеграции в ЕС, сколько к нормальному функционированию нашей судебной системы в целом.

Поэтому здесь нет ничего удивительного, что и представители Европейского Союза, и представители нашей власти говорят о том, что это может быть в 2023 году.

Но конкретные даты пока не называют, потому что они могут меняться. Конечно, будем надеяться, что они будут меняться в сторону уменьшения. То есть как можно быстрее будет оглашено о том, что семь пунктов окончательно выполнены, и Украина может официально подавать заявку для начала переговоров о финальной интеграции, которая, в свою очередь, может растянуться на достаточно длительный период времени.

Но это абсолютно нормальный процесс, через который проходило большое количество стран, которые рано или поздно интегрировались в ЕС. Причем давайте не забывать, что не было, например, войны против этих стран, поэтому в каких-то вопросах они находились в более выигрышной ситуации, чем Украина.

С другой стороны, процессы послевоенного строительства, которые обязательно будут после нашей победы, в частности модернизации нашей экономики, мне кажется, они не будут затягивать интеграцию в Евросоюз, а, наоборот, их ускорять. Потому что это будет абсолютно уникальный случай, когда страна параллельно с войной и сразу после войны завершает процесс вступления в ЕС.

И, скорее всего, отношение в этом плане к Украине будет совсем другое, более позитивное и лояльное. Поскольку они видят, какие усилия мы прикладываем на этом пути. Уверен, у Украины этот процесс будет гораздо быстрее, [чем у других стран ЕС].

[В весеннем промежуточном отчете Еврокомиссии] следует ожидать, что некоторые пункты Украина полностью выполнила, и никаких претензий, замечаний к ним нет. Возможно, по некоторым пунктам будут некие замечания… Но к таким замечаниям надо относиться абсолютно спокойно — это рабочий бюрократический процесс. Украина, конечно, будет принимать это во внимание и достаточно оперативно вносить дополнительные изменения.

Тут надо отдать должное Евросоюзу: когда они такие документы готовят, они не просто содержат критические замечания, но и механизмы решения той или иной проблемы с указанием сроков.

Однако выполнить сразу все пожелания достаточно сложно в силу того, что это требует внесения огромного количества изменений в действующее законодательство. А они тянут за собой последующие изменения… И это только то, что происходит в контексте работы Верховной Рады, которая голосует за те или иные законы. Затем эти законы опускаются на более низкий уровень, соответственно, их нужно согласовывать с большим количеством нормативно-правовых актов. Они касаются разных сфер общественной жизни — децентрализации, экономического развития, гуманитарной политики и массы других вещей.

Что касается вопросов, связанных с регулированием деятельности СМИ, прав и свобод нацменьшинств: мы принимали в этих сферах определенные законы. Мне кажется, замечаний вообще никаких не будет, потому что на сегодняшний день уже было отмечено представителями ЕС, что Украина выполнила домашнее задание на максимальный балл, внесла все необходимые изменения.

Понятно, что, может быть отдельная позиция каких-то стран, например, той же Венгрии, которая может захотеть напомнить о себе и получить дополнительные преференции и бонусы. К этому тоже надо быть готовым, достаточно спокойно относиться и выполнять стоящие перед нашей страной задачи.

По моему мнению, все европейцы на сегодняшний день абсолютно солидарны, что Украина оперативно справляется с этими задачами. Несмотря на объективные обстоятельства в виде широкомасштабной войны, которую ведет Россия против Украины. С точки зрения внесения необходимых изменений мы как минимум не отстаем от графика, а дальше, возможно, будем идти с определенным опережением.

Прямой эфир