На данный момент в Черноморской зерновой инициативе участвуют морские порты Одесской области. Протокольно было закреплено ее расширение за счет Николаевского морского порта, но Россия не выполняет данное решение. Об этом сегодня, 19 июня, в эфире телеканала FREEДОМ рассказал заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
“Еще с ноября 2023 года, когда обсуждали второй этап подписания зернового соглашения, мы говорили о возможности присоединения портов Николаевской области. Это акватории, которые в довоенный период времени давали возможность экспортировать около 30% зерновых. Это серьезный потенциал, хорошая инфраструктура. Более того, это дало бы возможность удешевить логистику для украинских товаропроизводителей, потому что в цене сегодня логистика забирает очень большие деньги. Поэтому мы поднимали вопрос, чтобы хотя бы порт Николаева был задействован в Стамбульских соглашениях”, — сказал Марчук.
Он отметил, что до мая 2023 года кроме украинской стороны никто не поднимал вопрос расширения числа портов. В мае проходили переговоры об очередном продлении Черноморской зерновой инициативы, и Турции удалось поднять тему открытия Николаевского порта, чтобы хотя бы выпустить корабли, которые там еще стоят с 24 февраля 2022 года.
“Протокольно это было закреплено. Но де-факто на сегодняшний день эти корабли не вышли из порта. Обстрелы в этом регионе продолжаются, там неспокойно. Тем самым Россия в очередной раз демонстрирует свою дипломатическую неспособность договариваться и выполнять обязательства, взятые на себя перед партнерами. Мы говорим сейчас о Турции”, — рассказал эксперт.
Поэтому на данный момент “с Николаевским портом ничего не ясно”.
“Для нас очень важно хотя бы сохранить условия, которые мы уже имеем в рамках Стамбульского соглашения, возможность экспортировать портами Большой Одессы. Если мы посмотрим на последний месяц работы, они загружены на 20-30%, то есть потенциал увеличения их возможностей есть. Но это будет возможно, если будет нормально работать Стамбульское соглашение — имеется в виду работа комиссии по проверке кораблей, которая действует в Босфорском проливе. Только после этого мы можем говорить о том, что Стамбульские соглашения исполняются в полном объеме”, — резюмировал Марчук.
Читайте также: Россия украла украинского зерна на более 1 млрд долларов, — Марчук
Напомним, 17 мая срок действия Черноморской зерновой инициативы был продлен на два месяца.
Ситуация с зерновым коридором через Черное море по-прежнему остается сложной. Российская сторона продолжает блокировать проход судов. Также к этому добавилась опасность от взрыва мин, которые принесло в акваторию вследствие подрыва Каховской гидроэлектростанции.
Читайте также: Россия срывает зерновое соглашение: анализ причин провел эксперт