Мост через Чонгарский пролив пробит: как изменится ситуация на Южном фронте

Повреждения на Чонгарском мосту. Фото: t.me/vanek_nikolaev

В ночь на 22 июня Вооруженные силы Украины нанесли удар по мосту через Чонгарский пролив в Азовском море. Он соединяет аннексированный Крымский полуостров с оккупированным городом Мелитополем Запорожской области.

Дорога через Чонгар — кратчайший путь из Крыма в Мелитополь и далее к Южному фронту. Украинские военные аналитики отмечают, что в результате удара по мосту нарушена логистика российских оккупационных войск. 

Подробности удара по мосту через Сиваш

Как сообщила руководительница объединенного пресс-центра оперативного командования “Юг” Наталья Гуменюк на брифинге 27 июня, атака по Чонгарскому мосту является продолжением украинского контрнаступления.

“Огневой контроль есть даже на таких отдаленных участках, которые оккупанты считали для нас недостижимыми. Сейчас, когда у них усложнена логистика через Чонгарское направление [из Крыма], они вынуждены использовать Армянское направление. Но этот путь намного ближе к позициям Сил обороны”, — сказала она.

По словам Гуменюк, оккупанты не могут использовать путь через Армянск на полную мощность.

“Это создает внутреннее напряжение, которое основывается на материальных проблемах и моральной неуверенности. Это продолжение нашего контрнаступления, только уже в головах, сознании и логистике врага”, — сказала Гуменюк.

Мост пробит насквозь в двух местах.

Повреждения на Чонгарском мосту. Фото: t.me/vanek_nikolaev

Российские СМИ пишут, что удары были нанесены как по основному, так и по дублирующему мосту через Чонгар, который сейчас не используется. На следующий день после удара российские военные возвели понтонную переправу. Об этом свидетельствуют снимки спутника Planet Labs, которые опубликовал проект “Схемы” (“Радіо Свобода”).

Спутниковый снимок понтонной переправы через залив Сиваш. Фото: t.me/cxemu/3470

На время, пока мост ремонтируют, все легковые машины и автобусы направляют в Армянск, а грузовой транспорт — в Перекоп. Там действуют пункты пропуска оккупантов в Херсонскую область.

Оценки экспертов

О том, насколько теперь сложнее стало российским оккупантам снабжать войска в оккупированном Крыму в эфире FREEДОМ рассуждали:

  • Рефат Чубаров, глава Меджлиса крымскотатарского народа;
  • Иван Ступак, военный эксперт Украинского института будущего;
  • Денис Попович, военный обозреватель;
  • Сергей Грабский, военный эксперт.

РЕФАТ ЧУБАРОВ: Логистика оккупантов на юге становится все более незащищенной

— Повреждением Чонгарского моста крайне усложнилась логистика российских оккупантов, поскольку основной грузовой поток шел из оккупированного Крыма. По оккупированной территории Украины автомобили с боекомплектом направлялись из России в Крым.

Теперь, разумеется, этот поток будет продолжаться, но необходимо будет его осуществлять через пункты перехода “Каланчак” и “Чаплынка”. Это очень усложняет само движение — эти дороги намного слабее, чем трасса по маршруту: Джанкой — Мелитополь — Мариуполь — Ростов.

Ударом по мосту очень ослаблены возможности России поставлять часть военного снаряжения и боеприпасов, которая ранее была значительной.

Россияне очень дозируют пропуск грузовых поездов, пассажирские идут по графику. Ограничен проезд и грузовых автомобилей. Также россияне запустили паромную переправу. Но видимо этого недостаточно, поэтому сухопутный коридор для российских оккупационных войск имел особое значение.

ИВАН СТУПАК: Похожие события происходили накануне освобождения Херсона

— История повторяется по спирали. Пропагандистские российские телеканалы сразу после удара показали фрагменты моста, отверстия в нем. Снова какой-то гауляйтер ходит, рассказывает, что это ни на что не повлияет. И сразу же мы вспоминаем события годичной давности.

Примерно в это же время год назад украинские военнослужащие начали расстреливать из дальнобойных систем Антоновский мост в Херсоне.

Тогда же и заместитель главы оккупационной администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов приезжал к мосту и говорил перед камерами, что это ни на что не повлияет, Херсон якобы “останется русским”. По прошествии года нет уже Стремоусова (убит 9 ноября 2022 года, — ред.). Наши военнослужащие уже вернули Херсон, нет того моста.

Чонгарский мост работает, но он годится для дальнейшего использования с ограниченными возможностями.

Что будет делать РФ? Наверное, как это было с Антоновским мостом, попытается бетонировать отверстие от снарядов, усилить его и постелить металлический лист толщиной в 10 сантиметров, как это было в Херсоне.

Но мост оказался теперь уже в зоне поражения наших военнослужащих. “Прилеты” теперь будут периодическими или даже регулярными.

Не исключено, что какое-то количество людей запланировали покинуть оккупированную территорию Херсонской области, перебраться в Крым в надежде успеть вовремя перед тем ка мосты будут полностью уничтожены.

Не забывайте, что на оккупированной территории Запорожской и Херсонской областей находится большое количество коллаборантов — это беглецы из прошлой власти. Например, местную “службу безопасности” в Херсонской области возглавляет бывший глава украинской спецслужбы Александр Якименко. Я уверен, что он в огромной нервозности оттуда смотрит на происходящее. Он внимательно следит, чтобы быть готовым к моменту, когда ситуация с переправой станет критической. Чтобы вовремя покинуть территорию.

ДЕНИС ПОПОВИЧ: У российских войск пока остаются пути отхода и снабжения

— Уничтожены важные логистические цепочки, которые были важны для армии страны-агрессора. Чонгарский мостовой переход — это кратчайший путь из Крыма как раз к Мелитополю для снабжения российской армии, которая базируется в Запорожской области. На сегодняшний день образовались существенные очереди в районе Армянска-Красноперекопска, который остался единственной логистической артерией для снабжения российской армии в Приазовье.

И это по сравнению с Чонгаром очень существенный крюк — более 100 километров приходится объезжать, чтобы доставить грузы в распоряжение частей российской армии, которая защищается на Приазовье.

Поставки боеприпасов будут возможны, безусловно. Просто другие условия возникают — увеличение “плеча” снабжения, состояние дорог — все это играет большую роль. И главное — время. Все это увеличивает затраты.

Новый путь, который образовался в связи с уничтожением Чонгарского мостового перехода, ведь пролегает чуточку ближе к позициям украинской армии. То есть появляется больше средств для огневого воздействия. Не просто ракетами, а где-то даже “Градами” можно достать эту дорогу, где-то — ствольной артиллерией.

Уничтожение грузового транспорта тоже может стать проблемой для оккупантов.

Оккупанту пока еще удастся отступить по трассе Армянск — Красноперекопск. Можно отступать в сторону Мариуполя, двигаться к территориям, которые граничат с Украиной, то есть в Новоазовск. Можно уйти морем через Бердянск и далее через Керченский пролив в сторону Новороссийска.

Мы видим последовательное уничтожение пунктов логистического обеспечения оккупантов на правобережье Херсонской области. Ровно год назад таким же образом обстреливали мосты — Антоновский, Дарьевский, а также мост через тогда еще существующую Каховскую ГЭС. Им пришлось уйти из Херсона ввиду того, что логистика была затруднена именно из-за атак по мостам.

СЕРГЕЙ ГРАБСКИЙ: Оккупанты лихорадочно ищут запасные пути для перевозки грузов 

— Удар по Чонгарскому мосту это был достаточно серьезным вызовом для противника. Российские военные уже возвели понтоны и переправу, пытаясь восстановить пропускную способность этого участка и сейчас наращивают усилия по ремонту моста.

После взрыва на Крымском мосту они так и не смогли вернуть ему нормальное транспортное состояние. Поэтому они сейчас лихорадочно пытаются найти любые пути, которые позволят им нарастить пропускную способность столь важного участка. 

По некоторым данным, через Чонгарский мост проходило до 70% всех потоков грузов и вооружения на Запорожское направление. Наша задача усложнить его работу.

https://www.youtube.com/watch?v=mOfwZkiYAFU&ab_channel=FREE%D0%94OM.LIVE

Читайте также: Оккупанты и коллаборанты пытаются выехать с территории Крыма

Прямой эфир