Mirage, F-16 и Gripen: особенности самолетов оценил Криволап

Константин Криволап. Фото: rbc.ua

В свое время Европа задалась вопросом создать универсальный самолет на все случаи жизни. Однако авиаконструкторы из разных стран не пришли к единому мнению, как именно должен выглядеть такой истребитель. Таким образом в каждой стране появились свои самолеты, которые сейчас могут поступить на вооружение в Украину. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал авиационный эксперт Константин Криволап.

“Заявления о том, что у Mirage плохая маневренность — это некоторое преувеличение. Потому что сама аэродинамическая схема “утка” предполагает, что центр тяжести и центр аэродинамических сил расположен очень близко, и эти самолеты обладают некоторой неустойчивостью. Но неустойчивость истребителя для него, если ею правильно пользоваться, — это хорошо, потому что это очень высокая маневренность. А если центр тяжести и центр аэродинамических сил существенно разнесены, то это получается устойчивое корыто, на котором очень трудно повернуть”, — сказал он.

Криволап обратил внимание, что Mirage, F-16 и Gripen имеют небольшие размеры.

“Я не вижу в самолетах Mirage каких-то дополнительных преимуществ, за исключением одного — они способны носить Storm Shadow и SCALP-EG — крылатые ракеты, которые сейчас мы запускаем с самолета Су-24. И, кроме того, они еще способны нести управляемую бомбу Hammer, специально созданную для этого самолета. Gripen может делать то же самое с точки зрения эксплуатации и возможностей”, — пояснил авиаэксперт.

По его словам, обслуживание Mirage требует особых условий.

“Обслуживание Mirage — это отдельная технологическая экосреда, это совершенно другое оборудование на аэродромах, это совершенно другие приспособления, подъемно-транспортное оборудование под самолетом, заправочные горловины и так далее. F-16 — это своя экологическая среда. Gripen — это тоже своя среда, но там разница в других подходах — технологических. Gripen обслуживается не только на аэродроме, но и в полевых условиях: приезжают специалисты на автобан, заправляют самолет, проверяют уровни оборудование. 20 минут — и он готов к вылету. Если происходят какие-то серьезные вещи, то их надо делать либо в специализированных центрах, либо на заводе в Швеции”, — рассказал Криволап.

Что касается F-16, то эксперт заметил, что большее число работ по его обслуживанию можно сделать на аэродроме.

“Замена двигателя — 20 минут. Это фантастический показатель, я не знаю еще таких аналогичных вещей, потому что машина была сконструирована именно как платформа, которую собирают как “лего”. Mirage — это совершенно другая конструкция, это другая среда”, — обратил он внимание.

Читайте также: Как Mirage и F-16 помогут Украине и сколько их необходимо ВСУ — ответ авиаэксперта 

Прямой эфир