Кремль меняет тактику: о решении массово применять авиацию на фронте — в разборе Мацуки

Алексей Мацука. Фото: uatv.ua

“Кремль готов поменять тактику на фронте и массово задействовать авиацию в ходе этой войны” — такие сообщения опубликовали сразу несколько зарубежных СМИ. Мол, Москва до сих пор военные самолеты “берегла”. Но теперь наземное наступление буксирует, ракетные атаки давно не так эффективны, как рассчитывали в России… Вот и могут достать дополнительный козырь, стремясь перевести войну в новую фазу.

Это попытка запугивания или действительно готовится эскалация? Каковы шансы, что над Киевом, Львовом, Одессой и другими городами могут пролетать российские истребители и бомбардировщики? Об этом — в авторской рубрике шеф-редактора телеканала FREEДОМ Алексея Мацуки.

Слухи или предупреждение?

Все началось с публикации Financial Times, которая со ссылкой на источники в западной разведке написала, что Россия накапливает самолеты вблизи границы с Украиной. Якобы для того, чтобы поддержать захлебывающееся наземное наступление.

“Вероятно, более 80 процентов воздушных бортов в сохранности и доступны. Поэтому мы ожидаем, что они готовятся к воздушной кампании и попытаются благодаря атакам вывести из строя ПВО Украины”, — из публикации Financial Times.

Через два дня после этой публикации появилась еще одна — на этот раз оппозиционного российского интернет издания “Важные истории”, которое со ссылкой уже на источник, близкий к российскому Минобороны, сообщило, что армия РФ готовится массово применять авиацию в Украине. Утверждалось, что российские самолеты и вертолеты “будут массово сбивать”, но у ВСУ все равно могут возникнуть сложности.

“Раньше авиацию берегли, она почти не залетала в зону действия украинской ПВО. Теперь решили сменить тактику”, — из публикации “Важных историй”.

Естественно, эти новости разошлись и в Украине — и взволновали многих. Президент Зеленский призвал украинцев не бояться таких сообщений, заверив, что сегодня Украина имеет лучшую защиту ПВО за все время независимости.

“Бояться нет смысла. Ожидать от них цветов нет желания и тоже нет смысла. Верить в то, что они говорят — точно нет практики доверять им. Поэтому рассчитывать на себя и относиться к этим заявлениям как просто к еще одной психологической атаке со стороны Российской Федерации”, — сказал президент Украины Владимир Зеленский.

Сдержаннее отреагировали Соединенные Штаты. Глава Пентагона Ллойд Остин прямо такую угрозу не опроверг, но заявил журналистам, что пока США не наблюдают концентрации российской авиации у границ Украины.

“Что касается того, наращивает ли Россия авиацию для какого-то массированного удара, то мы сейчас этого не видим. Но мы знаем, что у России остается значительное количество авиации в запасе. Именно поэтому мы подчеркиваем, что нам нужно сделать все возможное, чтобы дать Украине как можно больше возможностей противовоздушной обороны”, — подчеркнул министр обороны США Ллойд Остин.

Спикер командования воздушных сил Украины, комментируя публикацию Financial Times, такую возможность тоже не опроверг. Но сказал — нельзя утверждать, что авиацию “стягивают” к линии фронта и границам Украины. Это ж не танки, такое определение в принципе некорректно для воздушных бортов.

“Нельзя стянуть авиацию к границам, это не артиллерия, не БМП, не личный состав. Это авиация, которая должна быть на аэродромах, она как была “стянута”, скажем так, в начале войны, она там так и осталась. Это сотни самолетов и вертолетов. В начале агрессии это было 750, сейчас в соответствии с заданиями эта цифра может изменяться в ту или иную сторону”, — пояснил спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

И в этой ситуации давайте попробуем разобраться, есть ли хоть какие-то признаки, что авиаудар может произойти в обозримом будущем? И что способно сказать военным, что такая смена тактики готовится?

Баланс сил

Украинская разведка подтверждает озвученную ВВС оценку — у России сейчас порядка 750 бортов. Располагают информацией о 450 самолетах тактической авиации и трехстах вертолетах, половина из которых ударные. Все они распределены примерно по 40 аэродромах, как на территории России и Беларуси, так и на оккупированных территориях Украины. На расстоянии, которое превышает дальность работы имеющихся у Киева боеприпасов к “Хаймарсам”.

“Они расположены в основном на территории Российской Федерации не менее чем в 200 километрах от границы, сосредоточены в разных местах, но за пределами нашей досягаемости”, — проинформировал представитель украинской военной разведки Андрей Юсов.

Таким образом, хоть в относительной близости Россия и сосредоточила часть своего воздушного флота, и в Вашингтоне, и в Киеве считают, что масштабные воздушные операции по всей территории Украины маловероятны. Но что, если в Кремле на это и рассчитывают? Ведь в отличие от наземных сил, перемещение которых занимает время и его отлично видно со спутников, авиационную технику можно “стянуть” к месту выполнения заданий и за полчаса. Сможет ли в таком случае Украина отбить такую атаку своими силами ПВО и имеющейся авиацией? 

Очевидно, что если по количеству личного состава, военной техники и артиллерии Украина вот-вот выйдет на паритет с Россией — как минимум качественно — то в отношении авиации серьезный дисбаланс. Эксперты оценивали количественное преимущество России в авиационной технике в десять раз, в этот авиапарк входят и истребители пятого поколения (по крайней мере, как их позиционируют россияне).

“По всей территории России российские ВВС, вероятно, хранят почти невредимый парк из 1500 военных самолетов…  несмотря на потерю более 130 машин с начала вторжения”, — из отчета Министерства обороны Великобритании.

Украинское командование Воздушных сил оценивает авиационные потери России примерно в 300 самолетов и 300 вертолетов, большая часть которых пришлась на начало вторжения, когда Москва еще применяла свою авиацию над территорией Украины.

“Пропаганда российская вкладывала в уши обычных россиян слова Конашенкова, что Воздушные силы Украины вследствие нескольких удачных ударов в первые дни были уничтожены. Один раз они “уничтожили” наши Воздушные силы, второй раз, третий. Ну, и летчики российские, наверное, и сами поверили в чудесную российскую пропаганду и летели бомбить Украину, как у себя дома. Думали, что воздушное пространство не контролируется — именно тогда они получили большие потери в воздухе”, — рассказал спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

Но если авиационная техника у Москвы действительно есть, то недостаток квалифицированных российских летчиков военные эксперты сегодня считают самой большой слабостью ВВС России. И как раз нехватка пилотов не позволяет российской армии использовать авиацию в больших масштабах, чем сейчас.

“Еще в марте прошлого года ходила информация о том, что в самолеты сажают недоученных курсантов. Возможно, с тех пор активизировали обучение и через 11 месяцев смогли экстренно доучить большую партию экипажей. Но, зная эффективность российской армии и власти, это сомнительно”, — озвучил оценку военный эксперт Ян Матвеев.

Кроме того, западные аналитики указывают на то, что нехватка пилотов объясняется и тем, что подобных операций, которые могут осуществить в Украине, Воздушные силы РФ еще не проводили в принципе. А потому, учитывая все особенности подавления ПВО, да еще и западного образца, большинство российских летчиков с такой задачей могут просто не справиться.

А вот справятся ли украинские Воздушные силы, если Россия — вопреки всему — таки решится на массовый авианалет?

Украинский план

Безусловно, для Киева ситуацию значительно облегчили бы современные истребители. Особенно F-16, которые позволили бы вести равнозначный воздушный бой.

“Чтобы защитить Украину, нам нужно усилить не только нашу противовоздушную оборону, но и авиацию, включая F-16, по которым Украина ведет переговоры с нашими иностранными партнерами”, — отметил представитель украинской военной разведки Андрей Юсов.

Недавно издание Politico опубликовало фрагменты письма, которое пятеро членов Палаты представителей США адресовали президенту Байдену. Законодатели утверждают, что истребители “могут оказаться решающими для контроля над воздушным пространством Украины в этом году”.

“F-16 или аналогичные истребители четвертого поколения обеспечат Украине высокомобильную платформу, с которой можно будет атаковать российские ракеты класса “воздух-воздух” и беспилотники, защищать украинские наземные силы, когда они вступают в бой с российскими войсками, а также атаковать российские истребители [в борьбе] за оспариваемое превосходство в воздухе”, — фрагмент обращения конгрессменов США, из публикации издания Politico.

Politico сообщает, что у такого решения есть сторонники в Пентагоне. В то же время в Вашингтоне есть и скептики, которые считают, что Украине больше нужна артиллерия, средства ПВО и боеприпасы к ним, чем истребители. Такую же позицию американского командования озвучила и Financial Times.

“На чем мы действительно должны сейчас сосредоточиться, так это на способности Украины защищать воздух, и они сделают это с помощью зенитной артиллерии, оснащенной соответствующими боеприпасами. Истребители не обладают и не будут столь же эффективны против российских ВВС, как комплексная система ПВО”, — из публикации Financial Times.

Да, передавать Киеву ПВО союзники пообещали — к примеру, на недавней встрече министров обороны НАТО в Брюсселе. Но для этого все равно нужно время. И если российская атака произойдет с недели на неделю, хватит ли имеющегося украинского ПВО, чтобы ее отразить?

Военная стратегия, которой придерживается Россия (а построена она на принципах еще советских), включает несколько способов для прорыва защиты ПВО. Это и пролет зон поражения средств обороны на максимальных скоростях, и бреющий полет, и уклонение от радаров на низкой высоте. Но если авиация — как по учебнику — будет лететь слишком низко, то тут же станет уязвимой для переносных ЗРК, тех же “Стингеров”. Поэтому, как ни старайся уклониться от удара, всегда найдутся контрмеры — вопрос в профессионализме личного состава.

В целом противодействие российским самолетам в глубине территории Украины будет отличаться от борьбы с крылатыми ракетами, говорят эксперты. Если ракета как правило летит по заложенной траектории, то истребитель может совершать маневры, что делает его более сложной и непредсказуемой целью.

“Пилот знает, когда его засекли, и может увести самолет из зоны поражения. Поэтому, конечно, эффективность ПВО несколько падает”, — подтвердил военный эксперт Ян Матвеев.

Тем не менее, эксперты сходятся на том, что хоть Украина и испытывает недостаток систем ПВО, статистика в 60-80% поражения запускаемых Россией ракет позволяет говорить о том, что выстроенная система защиты достаточно крепкая для того, чтобы нанести ощутимые потери, сделав цену новой авиационной кампании — если она начнется — невообразимо высокой.

“Благодаря нашей мощной системе ПВО можно говорить о том, что мы примерно половину всей привлеченной врагом авиации в таком случае “положим” уже на первой волне атаки”, — уточнил полковник ВСУ в запасе, военный летчик-инструктор Роман Свитан.

Но здесь надо понимать, что вероятнее всего Россия будет действовать несколько иначе, чем мы привыкли видеть в кино про Вторую мировую, когда летят сотни бомбардировщиков и скидывают десятки тысяч тонн бомб на большие города. По словам экспертов, современная тактика на одном направлении предполагает использование максимум 12-ти самолетов.

“Не исключено, что это может быть какая-то провокация перед годовщиной полномасштабного вторжения, потому что им нужно показать какие-то “результаты”. Но если и попробуют, то попробовать можно все, но я не думаю, что это принесет РФ какие-то достижения, а даже если и так, это возможно только за счет больших потерь”, — предположил эксперт Украинского милитарного центра Юрий Збанацкий.

И отсюда возникает вопрос — а какая вообще цель может оправдать для Москвы такие потери? Что вообще может стать результатом, который обойдется в половину всей уничтоженной авиации РФ — вместе с экипажами? Атака по командным центрам? Но очевидно же, что они тщательно прикрыты западными системами ПВО… И вот тут появляется версия, что авиацию действительно могут использовать. Но не так, как предсказывает западная пресса. Что цель — Донбасс.

Цель — Донбасс

Да, массовое использование авиации, о котором услышали журналисты, Москва вполне может готовить для поддержки наземного наступления на Донбассе — для реализации плана Путина захватить Донецкую и Луганскую области до конца марта. По оценкам аналитиков, если россияне начнут атаковать с воздуха, то это может принести им определенную пользу в поддержке наступления по суше. 

“Любое наступление без авиационной составляющей — это просто расход ресурсов. Поэтому и для нас очень важно, если мы готовимся наступать весной, нам очень нужна авиационная составляющая от союзников. Поскольку операции без авиации — это потоптаться на месте. Можно выполнить какие-то задачи, но не глобальные или масштабные”, — добавил полковник ВСУ в запасе, военный летчик-инструктор Роман Свитан.

По словам экспертов, 750 самолетов и вертолетов, которые Москва держит в запасе, могут быть также использованы на Харьковском и Запорожском направлениях. Кроме того, такое наступление может сопровождаться ракетной атакой, чтобы измотать ПВО.

“Даже если будет какое-либо агрессивное поведение России, оно будет связано с повышением интенсивности боев на определенных направлениях, в частности, на восточном направлении. Там могут быть увеличены удары именно штурмовой и бомбардировочной авиацией, армейской авиацией — это вертолеты К-52”, — прогнозирует спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

Именно поэтому Киев так настойчиво просит усилить поставки авиации. И прорыв возможен — во время встречи в Варшаве, где президент Байден собирает союзников. По предварительной информации, которую я получил из дипломатических источников, именно в Польше США могут официально дать “зеленый свет” на передачу Украине самолетов американского производства от тех европейских союзников Америки, которые ими располагают и готовы делиться. Да, сами Соединенные Штаты пока не готовы к поставкам — но это как минимум может быть первым шагом.    

А вот как все прошло в Варшаве — детально расскажу в новом выпуске моей авторской программы.

Прямой эфир