Как российский теневой флот обходит санкции — разбор (ВИДЕО)

Танкер Eagle S теневого флота РФ. Фото: gettyimages.com

Евросоюз ищет новые способы ограничить деятельность российского теневого флота, заявила министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен. Несмотря на спад экспорта нефти из-за введенных партнерами Украины ограничений, Россия в ближайшие месяцы может увеличить объемы продажи топлива, считают эксперты. Как Москва обходит санкции, рассказывает FREEДОМ.

Дубай стал центром деятельности фирм, обеспечивающих работу российского теневого флота, пришли к выводу журналисты телеканала Yle. Им удалось проследить адреса 60 таких подставных компаний. В частности, на одну из них зарегистрирован танкер Eagle S, экипаж которого подозревают в повреждении подводного кабеля в Балтийском море в декабре 2024 года. Суда теневого флота приносят не только миллионы долларов в бюджет страны-агрессора, но и угрожают безопасности европейского судоходства. Руководство Евросоюза ищет способы сделать санкции в отношении нефтяного сектора России более эффективными.

“Это огромная проблема. Если, например, в Балтийском море случится крупный разлив нефти, как мы сможем привлечь кого-то к ответственности? Мы активно работаем над этим — не только внутри правительства и с юристами в министерстве, но и в сотрудничестве с партнерскими странами, постоянно улучшая механизмы реагирования”, — заявила министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен. 

По информации уполномоченного президента Украины по вопросам санкционной политики Владислава Власюка, сейчас под санкциями находится 300 судов российского теневого флота. 24 февраля 2025 года в ЕС объявили о 16-м пакете ограничений в отношении России. Брюссель не только расширил список подсанкционных танкеров, но и ввел ограничения в отношении юридических и физических лиц, которые обслуживают теневой флот страны-агрессора. В третью годовщину полномасштабного вторжения Российской Федерации в Украину Лондон также объявил о санкциях в отношении российского теневого флота. По словам, премьер-министра Великобритании Кира Стармера, эту тему будут обсуждать участники G7 (Group of Seven, “Группа семи”).

“Я уверен, что страны “Группы семи” должны быть готовы взять на себя большую ответственность, включая соблюдение ограничения цен на нефть, введение санкций в отношении российских нефтяных гигантов и преследование банков, которые позволяют обходить санкции”, — подчеркнул британский премьер.

27 февраля 2025 года вступило в силу решение США о санкциях в отношении крупнейших нефтяных российских компаний. В результате с ними перестали сотрудничать их главные клиенты. В феврале 2025-го экспорт российского топлива в Турцию снизился вчетверо. Страна находится на третьем месте по объему закупок российской нефти после Китая и Индии.

“Итоговые объемы экспорта упали до самого низкого уровня с декабря 2022 года после того, как от российской нефти отказался крупнейший турецкий нефтепереработчик — стамбульская Turkiye Petrol Rafinerileri (Tupras). Компания перестала принимать грузы нефти Urals, требуя, чтобы они соответствовали санкционным ограничениям, в частности, ценовому потолку, который установлен на уровне 60 долларов за баррель. Замену российской нефти турецкие нефтеперерабатывающие заводы ищут в Африке, наращивая закупки из региона до 5-летних максимумов”, — пишет издание The Moscow Times.

Теневой флот России является серьезным вызовом для глобальной безопасности. По разным оценкам, он включает от 650 до 1 000 танкеров, которые обеспечивают до 70% морских поставок российской сырой нефти. Это больше 17% всего мирового нефтетанкерного флота. Под ограничениями находятся не более половины всех судов. По мнению аналитиков, несмотря на спад нефтяного экспорта, уже в марте  Россия восстановит поставки в Китай, который является главным покупателем топлива страны-агрессора.

“По данным Лондонской фондовой биржи, к российско-китайскому маршруту поставок присоединились 11 танкеров, не подпадающих под санкции США, в том числе Serena и Naxos, которые ранее поставляли российскую нефть в Индию. По словам сотрудников компании Vortexa, эти суда подняли загрузку нефти российской марки ESPO в феврале до 920 тыс. баррелей в сутки, по сравнению с 860 тыс. баррелей в сутки в январе”, — пишет Reuters. 

РФ использует разные методы обхода санкций. Популярной практикой является манипуляция навигационными системами судов. Таким образом они становятся фактически невидимыми для морских радаров. Еще один метод, который использует Кремль — смешивание российской и иностранной нефти. Так удается избежать маркировки о российском происхождении топлива. Кроме того, компании страны-агрессора и зарегистрированные на них танкеры зачастую имеют запутанную форму собственности, что усложняет внесение их в санкционные списки.

Читайте также: Гибридные войны: как Путин использует теневой флот РФ в диверсиях против НАТО

Напомним, в январе НАТО объявил, что в ответ на серию диверсий в Балтийском море запускает миссию Baltic Sentry (“Балтийский страж”) для защиты подводной инфраструктуры. 

Читайте также: Работаем над новыми ограничениями для РФ: как в ЕС голосовали за 16-й пакет санкций (ВИДЕО)

Прямой эфир