Какова ситуация с изменениями в Конституцию в части децентрализации, какие моменты вызывают дискуссии? Будут ли изменения в Конституцию соотноситься с требованиями Минских соглашений? Как инициатива президента Украины о множественном гражданстве отразится на жителях ОРДЛО и оккупированного Крыма, получивших российские паспорта?
Об этом и не только в программе “Взгляд с Банковой” телеканала UA говорим с народным депутатом (фракция “Слуга народа”), представителем президента Украины в Конституционном суде Украины Федором Вениславским.
Ведущая программы – Каролина Король.
– Какова ситуация с изменениями в Конституцию в части децентрализации? Когда парламент может принять их?
– Это очень существенный законопроект, который прошел длительную процедуру обсуждений с представителями практически всех заинтересованных субъектов: с ассоциацией органов местного самоуправления всех уровней, в экспертной среде, с представителями ученого мира. И подкомиссия конституционного реформирования в Комиссии по правовой реформе при президенте обобщила все предложения, которые не вызывают дискуссий и возражений и сформировала уже фактически готовый текст законопроекта.
Вместе с тем есть несколько положений этого законопроекта, которые требуют обсуждения уже в политическом аспекте, то есть с нашими коллегами в парламенте. Поскольку для утверждения законопроекта о внесении изменений в Конституцию нужно 300 голосов. Мы понимаем, что нужно провести предварительные консультации с нашими коллегами в парламенте, и в том числе с политической оппозицией, чтобы заручиться их поддержкой, либо учесть те пожелания, которые не будут на наш взгляд вредными для государства и для общества. И тогда мы можем этот законопроект выносить в зал [Рады на голосование].
На прошлой пленарной неделе всем народным депутатам Украины раздали итоговый свод всех предложений, обсуждений с комментариями. И объективно уже после Нового года мы сможем провести ряд консультаций и на следующей сессии есть надежда, что мы сможем отправить этот законопроект в Конституционный суд для получения заключения.
– Тема изменений в Конституцию довольно часто политизируется. Насколько можно назвать этот диалог, эти консультации успешными на данный момент?
– В консультациях, встречах, обсуждениях, о которых я говорил, принимали участие представители политической оппозиции. Мы приглашали всех. Приходили не все. Тем не менее представители депутатских фракций и групп, которые находятся в оппозиции к действующей власти, принимали участие, высказывали свои пожелания. И я думаю, что это достаточно существенный момент для того, чтобы можно было надеяться на их поддержку в зале.
Хотя в ходе таких общений многие депутаты от некоторых политических оппонентов говорят, что принципиально не будут поддерживать любые инициативы власти. Но я думаю, что если будут проанализированы и учтены их предложения, то и представители политической оппозиции могут поддержать этот законопроект.
– Вот в чем важность этих конституционных изменений в части децентрализации для обычных украинцев?
– Сфера жизненных интересов каждого гражданина Украины связана с тем населенным пунктом, в котором он проживает. По проекту изменений в Конституцию, все эти населенные пункты имеют название “громады”. В данном случае “громада” – это и населенный пункт определенного типа, и совокупность жителей.
Уже сейчас, даже без изменений в Конституцию, мы приняли ряд законов, которые уже начали действовать, по ним намного больше полномочий получили именно громады – то есть власть на местах. И в этом году, и в следующем на поддержку органов местного самоуправления выделяются рекордные суммы денег. Но без фундаментальных изменений в Конституцию органы местного самоуправления и территориальные громады не всегда их могут использовать адекватно, по целевому назначению. Но как только мы примем изменения в Конституцию, это уже будет комплексная реформа децентрализации. Власть на местах получит и полномочия, и финансовые ресурсы, необходимые для их реализации. И, соответственно, граждане смогут более активно вовлекаться в принятие решений для улучшения жизни на местах.
– Возможно, необходимо какое-то обучение, какие-то консультации для того, чтобы более целесообразно распределялись такие средства?
– Министерство регионального развития громад и территорий предоставляет очень сильную методологическую помощь органам местного самоуправления в том, чтобы они использовали новые ресурсы, новые возможности для комплексного решения проблем, которые возникают на местах. Эта деятельность ведется и в будущем будет еще расширяться.
– Будут ли эти изменения в Конституцию соотноситься с требованиями Минских соглашений, в которых обозначена децентрализация с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)?
– Если все искренне заинтересованы в выполнении Минских соглашений, то сам факт принятия закона о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации будет полностью в фарватере выполнения Минских соглашений.
В Минских соглашениях по поводу децентрализации сказано в целом, а не в отношении конкретных отдельных районов Донецкой и Луганской областей. То есть если мы полностью обеспечим процесс децентрализации во всех административно-территориальных единицах, то мы можем смело говорить, что выполнили условия Минских соглашений. Особый статус в данном случае как раз будет неразрывно связан с большими полномочиями органов местного самоуправления на всей территории Украины. Мы решим эту проблему более глобально, и у наших политических оппонентов не будет аргументов, чтобы говорить, что мы каким-то образом сдаем интересы Украины или идем на поводу у страны-агрессора по выполнению Минских соглашений. Это будет общая ситуация для всей Украины.
– А когда будет обнародован текст законопроекта о национальных сообществах? Потому что президент его появление анонсировал еще летом.
– На сегодняшний день есть закон о национальных меньшинствах. Он морально, идеологически и юридически существенно устарел. Сейчас заканчивается работа [Верховной Рады]. Думаю, что в следующем году мы сможем увидеть уже законопроект, который будет гарантировать статус национальных меньшинств в Украине.
– И еще хотелось бы остановиться на пакете законопроектов, касающихся множественного гражданства, которые президент недавно внес в Верховную Раду. Почему для закрепления возможности иметь несколько гражданств не нужно менять Конституцию Украины?
– Наши политические оппоненты сильно критикуют инициативы президента, но при этом умалчивают, что действующий закон Украины о гражданстве и так уже на протяжении многих лет де-факто позволяет иметь множественное гражданство. Потому что в действующем законе четко указано, что если гражданин Украины приобретает иностранное гражданство, он в отношениях с Украиной считается только гражданином Украины. А если иностранец приобретает украинское гражданство, то также в отношениях с Украиной он считается только гражданином Украины. Именно на этом положении и акцентируется внимание в законодательных инициативах президента.
Но сейчас есть существенное отличие. В действующем законодательстве для того, чтобы приобрести украинское гражданство, иностранец должен прекратить, выйти, либо подать декларацию об отказе либо об отсутствии иностранного гражданства. В инициативах президента предусмотрено, что это является необязательным, кроме тех стран, которые будут отнесены Кабинетом министров Украины к странам с повышенным миграционным риском. И, конечно же, это невозможно с гражданами страны-агрессора. Это прямо указано в законопроекте.
Исходя из этого, представители украинских национальных сообществ за рубежом, украинских диаспор – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Мексика, Аргентина и так далее – смогут иметь украинское гражданство, не выходя из гражданства иной страны. Либо если у них родные в первом, втором поколении – отец, мать, дедушка, бабушка – проживали на территориях, на которых в 1918 году было провозглашено Украинское государство после объединения Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики. Если они проживали на этих территориях, то им даже не нужно будет принимать гражданство. Им нужно будет просто приобрести гражданство путем территориального происхождения. В данном случае это отдельная процедура, более простая, которая не требует проживания в Украине на протяжении последних 5 лет и так далее.
То есть это очень существенная законодательная инициатива, которая позволит всем гражданам, которые чувствуют свою ментальную и психологическую связь с Украиной, приобрести украинское гражданство, оставаясь гражданами своих стран.
Но тут одновременно нужно акцентировать внимание на законопроекте “Об угрозах национальной безопасности, связанных с гражданством”, где президент инициирует то, чего на сегодняшний день нет. А именно – чтобы лица, которые имеют иностранное гражданство, не имели права занимать должности в органах государственной власти Украины. Действующее законодательство говорит, что для занятия должностей в органах исполнительной, судебной власти необходимо иметь гражданство Украины. Закон не связывает возможность занятия таких должностей с отсутствием иностранного гражданства. А я вам могу привести пример из практики: около 10 лет назад глава Апелляционного суда Харьковской области был одновременно судьей арбитражного суда в Москве. То есть он имел и украинское гражданство, и российское гражданство. А поскольку глава Апелляционного суда имеет доступ к государственной тайне, вне всякого сомнения – это существенная угроза национальной безопасности. Поэтому президент своими инициативами делает невозможными вот такие ситуации в будущем.
– Как принятие закона о множественном гражданстве отразится на жителях ОРДЛО и оккупированного Крыма, которые были вынуждены получить российские паспорта и при этом имеют паспорта граждан Украины?
– Во-первых, государство Украина не признает факт иностранного гражданства (в данном случае российского), которое лица получили насильственным путем, были вынуждены пойти на это в силу определенных угроз для их свободы, жизни, для нормального существования на временно оккупированных территориях. Мы считаем, что эти действия [России] нарушают международные стандарты в области прав человека, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. То есть в данном случае, на наш взгляд, эти документы (российские паспорта, – ред.) являются ничтожными и поэтому они особых юридических последствий за собой влечь не будут.
Если после возвращения временно оккупированных территорий граждане заявят, что их фактически принудили принять российское гражданство, никаких негативных последствий для украинского гражданства у них не возникает.
Плюс в законопроекте о множественном гражданстве четко сказано, что не может быть двойного гражданства со страной-оккупантом, страной-агрессором. То есть не может иметь гражданин Украины одновременно гражданство Российской Федерации.
Напомним, Владимир Зеленский подал на рассмотрение в Верховную Раду ряд законопроектов, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в сфере гражданства.
Читайте также: Арахамия рассказал о трех “предохранителях” в законопроектах о “множественном гражданстве” в Украине