Годовщина освобождения Херсона, проблема выборов во время войны и разговор Ермака с Салливаном: итоги недели подводим с советником главы ОПУ Михаилом Подоляком

Михаил Подоляк. Фото: uatv.ua

Годовщина освобождения Херсона — значение для деоккупации всей области, базовые темы разговора главы Офиса президента Украины (ОПУ) Андрея Ермака и советника президента США по вопросам нацбезопасности Джейка Салливана, переговоры о членстве Украины в ЕС, выборы во время войны и продолжение процесса декоммунизации — эти и иные темы уходящей недели в интервью телеканалу FREEДOM прокомментировал советник главы ОПУ Михаил Подоляк.

Ведущий — Сакен Аймурзаев.

Обстрел Киева

— Россия сегодня обстреляла Киев. С чем вы связываете эту активизацию?

— Россия имеет выраженную ненависть к нам, и поэтому будет продолжать использовать геноцидные практики. Атака гражданского населения — это непосредственное проявление этой геноцидной практики. Тем более, что мы входим в определенные климатические условия — температура понижается. А у России есть преимущества в авиации, чтобы наносить удары по критической инфраструктуре или по гражданскому населению, которое находится в городах. И Россия будет продолжать это делать.

Российская Федерация люто ненавидит Украину, и попытается максимально, пока идет война, причинить нам ущерб в любом виде.

Годовщина освобождения Херсона

— Сегодня — годовщина освобождения Херсона. Тем не менее, часть области еще оккупирована. Как сегодня видится значение освобождения Херсона?

— Я бы выделил три важных аспекта. Первое — Россия умеет и любит проигрывать. Херсон был единственным крупным городом, который оккупанты захватили с момента начала полномасштабного вторжения.

Второе — Россия там устраивала свои вакханальные танцы по поводу того, что “мы сюда пришли навсегда”. Но как оказывается, российское “навсегда”— это очень короткий промежуток времени.

То есть Россия умеет убегать, Россия умеет проигрывать, Россия не навсегда.

Третье — Россия люто ненавидит даже те места, которые она захватила и сказала, что это российская территория. Как только она оттуда выбита, посмотрите, что она сегодня делает с Херсоном. Она просто под ноль пытается снести город, используя артиллерию, баллистику, используя все ресурсы для того, чтобы убивать гражданское население в Херсоне.

Это очередной пример, который должен поставить мозги на место людям, которые искренне считают, что Россия пришла кого-то освобождать или заводить в “русский мир”. Нет — Россия пришла убивать.

Поэтому нам необходимо в любом случае деоккупировать всю территорию, иначе там не будет жизни, это будут мертвые земли. Российская Федерация хочет превратить наши восточные и южные регионы в мертвые земли. Никакого “русского мира” там не будет.

— То есть цель РФ — не захват территорий, а создать на них, грубо говоря, пустыню?

— “Русский мир” не приходит развивать, он не может развить собственную территорию. Вы посмотрите, Российская Федерация, за исключением нескольких крупных городов, — абсолютно отсталая, нищая территория с неухоженными городами, поселками, с неухоженной инфраструктурой. Там люди прозябают. Вот то же самое Россия хочет устроить на наших территориях.

Заходя на ту или иную территорию Украины, она хочет превратить их в мертвые, выжженные земли. Она сегодня это делает, уничтожая все артиллерией, авиацией.

Она это делает и на оккупированных территориях, и по всей Украине.

Россия подсознательно понимает, что ей не удастся здесь закрепиться. Россия здесь не останется, она вынуждена будет убегать и потом платить по счетам. Но до момента, пока она полностью отсюда не убежит и не проиграет войну, она хочет максимально разрушить нашу инфраструктуру, убить максимальное количество гражданского населения, и на многие годы вперед создать нам экономические трудности. Вот в этом стоит задача “русского мира”.

“Русский мир” — это всегда разрушение, уничтожение и выжженная земля.

Разговор Ермака и Салливана

— Состоялся телефонный разговор главы Офиса президента Украины Андрея Ермака с советником президента США по вопросам национальной безопасности Джейком Салливаном. Есть ли у руководства двух стран стратегическое понимание ситуации на фронте? Особенно после того, как весь мир обсуждал статью главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного, что начали говорить о “затяжной войне” как о факте.

— Понимание фронта Украины сегодня идеальное. И когда говорят “затяжная война”, конечно, она такой и будет, если мы будем получать необходимое оружие по чайной ложке.

В статье господина Залужного четко сказано — высокотехнологический прорыв обеспечит доминирование Украины на фронте. Что это значит? Это значит большое количество дронов. Это значит большое количество РЭБ и иных радиоэлектронных средств, которые позволяют контролировать пространство, подавлять российскую авиацию, дроны. Это большое количество дальнобойных ракет с разным радиусом действия, которые позволяют эффективно уничтожать боеспособность России на подходе. Это большое количество противоминных тралов, которые позволят более эффективно продвигаться вперед. И главное — авиационная компонента, чтобы убрать российское доминирование в воздухе по линии фронта и таким образом облегчить продвижение вперед.

Украина, любая иная одна страна даже при объемных инвестициях в оборонную промышленность не в состоянии воспроизвести такое количество техники, потому что она слишком быстро используется из-за интенсивности войны.

И если мы не хотим затяжную войну, тогда нужно понимать, сколько какого оружия, на каком этапе нужно дать Украине.

Затяжная война очень важна для России. Потому что это позволяет дестабилизировать не только восточноевропейский регион, но и многие регионы в мире. И множество конфликтов в разных регионах мира позволяет рассеивать внимание демократического сообщества. В таких условиях Россия себя будет чувствовать более комфортно, потому что будет понимать, что не только она выглядит уродливо.

Поэтому, если мы не хотим допустить затяжную войну, нужно:

  • первое — нужно более четко и скрупулезно считать математику [по количеству необходимого оружия];
  • второе – нужно более четко понимать, что такое современная война, что это не вопрос предоставления 32-33 танков;
  • третье — нужно быстрее инвестировать в преимущественное производство — в те же дроны, ракеты, тралы, авиационные компоненты.

И нельзя думать, что если мы отложим принятие решений сегодня, то завтра проблема разрешится сама по себе, и война сойдет на нет. Ничего подобного.

Если мы правильно не доинвестируем Украину, мы мало того, что получим затяжной конфликт, так мы еще и получим его масштабирование. И тогда цена безопасности на глобальном рынке для стран демократий резко возрастет. То есть сегодня это цена помощи Украине, завтра — это цена помощи десяткам стран.

— Также Ермак и Салливан обсудили ситуацию на Ближнем Востоке. Есть ли в мире четкое понимание связки войны в Украине и в Израиле? Что мы еще можем сделать, чтобы укрепить это понимание?

— Это однозначно звенья одной цепи, это очевидно.

На сегодняшний день главным донатором, главным заинтересантом глобальной нестабильности является Российская Федерация. 7 октября ХАМАС зашел в Израиль, чтобы вырезать людей. Это произошло после примера, который РФ показала в Украине, то есть, что в ХХI веке допустима геноцидная война. Кроме того, Российская Федерация [помогает ХАМАСУ] дает консультативную помощь, обеспечивает развединформацией, проработкой сценариев, как одновременно использовать разные виды оружия. То есть это звенья одной цепи.

Проблему Ближнего Востока мы не решим без решения проблемы существования России в нынешнем виде. Это значит, что одновременно нужно помогать Украине (которая устраняет ключевую угрозу — Российскую Федерацию) и Израилю (который должен решить вопрос несуществования террористической организации ХАМАС). И после уничтожения ХАМАСа идет резкое уменьшение влияния на регион Ирана, Сирии и так далее.

Только в едином пакете военная помощь Украине и Израилю действительно приведет к решению.

— И третий пункт разговора Ермака и Салливана — украинская формула мира. Как развивается процесс после саммита по формуле мира, который прошел на Мальте?

— Я бы выделил две составляющие, они идут параллельно.

Первая часть — это фиксация в глобальном общественном мнении того фактора, что мир в Украине возможен только в случае, когда будет соблюдена территориальная целостность и полный суверенитет Украины. То есть российские войска должны покинуть нашу территорию. Любые другие компромиссные варианты не будут приводить к окончанию войны. Наоборот, они будут приводить к масштабированию войны в том или ином виде — она на какое-то время превратится в гибридную, потом опять перейдет в горячую фазу.

Даже страны нейтрального лагеря точно понимают, что такое формула мира. Они точно понимают, как можно получить стабильный мир, а не мир на капитулянтских условиях, что предполагает оставить российские войска на оккупированной территории.

Вторая часть более объемная. Она касается различных направлений — детей, экологической безопасности, ядерной безопасности, продовольственной безопасности, энергетической безопасности  и так далее. Страны и по ним выходят с конкретными предложениями и пытаются активно эти пункты прорабатывать.

Есть понимание, что Россия не просто зашла на территорию и проводит там геноцидные практики, но Россия еще и параллельно разрушает аспекты других типов глобальной безопасности — продовольственная, энергетическая, ядерная, экологическая и так далее.

Все эти вопросы обсуждаются, ищутся возможности их решения. Это два параллельных трека, по которым мы, наверное, получим неплохие решения.

Для нас приоритетным является освобождение всей территории. Это более сложный трек. Он предполагает обязательное поражение России и по линии фронта, и в принципе, как страны. Все, что касается других аспектов формулы мира, то они более интенсивно развиваются.

Возможность начала переговоров о членстве Украины в ЕС

— 8 ноября в Брюсселе объявили долгожданное решение о возможности начала переговоров по вступлению Украины в Евросоюз. Что означает это решение?

— Это важный параметр, потому что Европейская комиссия четко рекомендует Европейскому Союзу, как коллективному органу, то есть национальным правительствам стран-членов ЕС, начинать политический процесс переговоров с Украиной.

Для нас это означает, что мы точно понимаем, ради чего сегодня сражается страна, какое будущее ждет наших детей, где мы будем находиться завтра, и за что мы платим эту невероятную цену в войне.

Кроме того, решение Еврокомиссии показывает всем, что Украина, несмотря на тяжелейшие военные условия, продолжает проводить реформы. Прежде всего, реформы правосудия — это судебная система, антикоррупционная система. Мы хотим получить более эффективное государство, государство, которое будет конкурентным на общеевропейском экономическом рынке, а для этого нужно убрать остаточные советские маркеры, которые долгое время не давали стране выглядеть более прозрачно, более эффективно.

То есть это очень важный параметр о том, что такое Украина сегодня, как она выглядит, куда она идет, и какой она будет завтра.

После решения Еврокомиссии в декабре должно быть принято решение о начале переговорного процесса. Понятно, что какие-то страны будут вести дискуссии. Мы сегодня видим уже заявление представителей Венгрии, которые говорят, что еще не время вести переговоры по Украине. Но эта внутренняя дискуссия в Европейском Союзе, думаю, будет проведена успешно и эффективно. Потому что Европейский Союз имеет определенный набор ценностей, в рамках которых они свои дискуссии проводят.

И после запуска политической части переговорного процесса мы сможем перейти к дальнейшему решению тех или иных трансформационных задач, которые перед нами стоят.

Выборы во время войны

— Уже все руководители Украины, во главе с президентом Зеленским, заявили о невозможности проведения выборов в условиях войны. Тем не менее, инсинуации продолжаются, что якобы Запад давит на нас и заставляет их провести.

— Дискуссия будет в любом случае продолжаться, потому что в демократических сообществах любые дискуссии не останавливаются на раз-два. И мы спокойно будем к этому относиться.

Мы будем продолжать повторять, что на сегодняшний день нет решения базовых вопросов, касающиеся возможности организации избирательного процесса, возможности организации наблюдения за процессом, возможности обеспечения голосовательного права на линии фронта и в прифронтовых зонах, обеспечение безопасности по всей территории Украины и так далее. Большие трудности будут с уточнением реестра избирателей, с учетом того, что у нас очень много внутренне перемещенных лиц, много лиц, которые переехали за границу.

То есть, есть вопросы, которые пока не имеют решения.

Вторая важная составляющая — нет и не может быть никакого давления со стороны наших западных партнеров. Они прекрасно понимают, в каком состоянии находится Украина, что такое война. Война идет на всей территории Украины, она затрагивает все аспекты и политической, и социальной, и экономической жизни страны. Поэтому никакого давления не может быть.

И из второго вытекает третье — есть прекрасное понимание того, что легитимность власти будет продолжаться ровно столько, сколько нужно в рамках войны. Это никак не ущемляет демократичность тех процессов, которые проходят в Украине, и никак не влияет на легитимность власти — ни на внутреннем, ни на внешнем рынке.

М четвертая составляющая — конечно же, Российская Федерация будет продолжать свои примитивные информационные кампании по этому поводу, которые, по их мнению, должны дискредитировать Украину. Но это на сегодняшний день, после 20 месяцев войны — невозможно. И наши партнеры, и мы внутри страны прекрасно понимаем, что происходит, как это выглядит, и что является подоплекой возможности или невозможности проведения того или иного процесса.

Декоммунизация продолжается

— Кабинет министров Украины исключил из реестра памятников культуры памятник Пушкину, памятник Щорсу и могилу генерала Ватутина в Киеве, Одессе и других городах. То есть декоммунизация продолжается. Видны ли ее горизонты?

— Нам нужно сформировать аутентичное, автономное культурное пространство. Да, сегодня оно может формироваться достаточно жестко, но это оправдано тем, что мы находимся в состоянии, в том числе, культурной войны со страной-агрессором.

Мы должны получить то культурное пространство, которое будет точно для всех показывать, что Украина — это Украина. Что она имеет свое представление об историческом процессе, о культурном процессе, о литературном, музыкальном, любом другом процессе. И она сама будет определять пантеон героев или пантеон лиц, которые для Украины важны.

Таким образом, будет убран еще один фактор постоянного присутствия РФ на постсоветском пространстве. Россия через культурные продукты всегда пыталась доказать, что она первична с точки зрения формирования вашего представления о том, кто вы есть, как вы должны думать, что вы должны читать и тому подобное.

Безусловно, этот процесс должен был проходить в Украине гораздо раньше, задолго до начала полномасштабного вторжения, в течение всех лет независимости. Тем не менее, неплохо, что этот процесс происходит сегодня.

Мне кажется, что сегодня по этому направлению у нас в обществе установился очень четкий консенсус. Общество точно понимает, что оно хочет выглядеть совершенно иначе, а не как одна из неопределенных постсоветских стран, находящихся до сих пор под влиянием российской исторической традиции.

Санкции против российских медиа

Канада ввела новый пакет санкций против России. На этот раз под ограничения попали все центральные российские СМИ. Меня все время удивляет, почему российские корреспонденты работают в западных странах, получают аккредитации. В этой связи стоит ли продвигать санкции против росСМИ?

— Почему на Западе работают российские корреспонденты? Я на этот вопрос всегда отвечаю просто — демократия. Но вы все равно толерантно относитесь даже к чужеродной точке зрение, даже к тому, что выглядит не совсем как журналистика, а как пропагандистика. Вы все равно даете возможность, в этом и есть феномен демократии, феномен свободы. Вы все равно готовы дискутировать, вы все равно готовы слушать. Вы все равно готовы дать право представителю российских медиа возможность продолжать пропагандировать свои ценности, потому что вы хотите в дискуссии объяснить, почему эти ценности вредоносны, почему они не эффективны.

Я считаю, что в связи с нынешним типом поведения России на внешнем рынке нужно максимально жестко ограничить присутствие российского пропагандистского компонента, где бы то ни было. Нужно максимально жестко запрещать формальное присутствие российских медиа в любой стране. И поэтому санкции, санкции, еще раз санкции.

Россия должна быть полностью изолирована и закрыта железным занавесом. Неважно, она будет его строить изнутри, или это будет построена внешне. Главное — уменьшить присутствие России в любом виде на внешних рынках: в культурном, в информационном, в пропагандистском.

Поэтому я с большой симпатией отношусь к решению канадского правительства. Они правильно делают. И мне хотелось бы, чтобы другие страны присоединялись к максимально жесткому ограничению информационного присутствия России, где бы то ни было.

Прямой эфир