Феномен “хороших русских” с точки зрения Украины: интервью с политологом Олегом Саакяном

Олег Саакян. Фото: uatv.ua

С 2022 года выражение “хорошие русские” стало устойчивым по отношению к людям, которые в знак несогласия с действиями президента РФ, развязавшего войну против Украины, демонстративно уехали из России и стали такой себе действенной оппозицией в экзиле.

Действительно ли “хорошие русские” хорошие в контексте понимания ситуации в Украине, стоит ли им верить, и для кого, собственно говоря, они хорошие — в эфире телеканала FREEДОМ говорили с политологом Олегом Саакяном.

Либеральные россияне, которые выехали из РФ, в целом критикуют режим Путина, поддерживают Украину, но, как только заходит речь о коллективной ответственности, для них это как красная тряпка для быка. Почему?

— Я тоже не разделяю идею коллективной ответственности относительно россиян. Та дискуссия и тот призыв к ответственности, которые есть, он не про коллективную ответственность.

Либеральные россияне либо российские либералы — это вообще очень интересно, как именно россияне характеризуют собственную оппозицию. Либеральным либо консервативным можно быть лишь к чему-то.

Они не как альтернатива существующему укладу, а как просто либеральная часть в рамках существующего некоего российского уклада.

Когда мы ищем “хороших русских”, мы подходим эмоционально, пытаемся найти своих в числе россиян. Но надо помнить, что россияне — даже самые антивоенные, даже самые антипутинские — они являются патриотами своей страны. И поэтому, конечно, они будут любить свою страну больше, чем Украину. 

Конечно же, они будут действовать через другую культурную призму, не через украинскую. Ожидать, что непутинский россиянин будет действовать так же, как украинец — это самобманываться, идти в тот же миф о “братских народах”, о “единстве” и прочем.

Если мы говорим о самом феномене данных русских российской оппозиции, которая сейчас декларирует свою антипутинскую позицию, то надо понимать, что они выращены в той же самой культуре, как и их другие соотечественники, которые поддерживают всю эту вакханалию Путина.

Мы понимаем, что те три доминанты, которые присутствуют в российской культуре, на которой базируется Путин, они также присутствуют и в них. Это идеи о великой культуре. Это идея о маленьком человеку. И это культ насилия. То есть, сила как приемлемое мерило решения справедливости в социальной иерархии, определяющая межличностные или коллективные отношения.

Мы должны выходить из собственной стратегии собственных планов. И тогда, поверьте, “хороших русских” станет гораздо больше, причем, во всех пониманиях. И в самом превратном понимании: имеются в виду русские, которые уже не смогут прийти в Украину воевать, либо останутся в украинской земле. Ну, и заканчивая самым гуманистическим пониманием русских как как тех, кто являются нашими союзниками в построении безопасного пространства на восток от нас.

— Недавно проукраинские активисты пикетировали выступление российского оппозиционного писателя и публициста Виктора Шендеровича в Вильнюсе. Он называл российских военных “нашими ребятами” и призывал посетителей концерта отдать деньги основателю ЧВК “Вагнер” Пригожину. С другой стороны — он выступает против путинского режима. Как понять этот феномен?

— Они живут сейчас на страничках произведений Ремарка и проживают все эти трагедии: свой среди чужих, чужой среди своих. А на самом деле — чужие всюду. И они проходят собственную эволюцию прохождения вот этих хронических хворей российско-политической культуры и вообще российской культуры.

Они сейчас выдавливают из себя по капле империализм, проходят осуждение, развенчание и переваривание в себе этого сталинизма. И в общем-то, сейчас они рефлексируют и отчасти, и от того, что происходит в сегодняшнем дне. 

Когда Шендерович говорит, что это “наши ребята”, и “они не несут ответственность”, он опять же является носителем этого вируса режима, в котором одна из доминант — это маленький человек, который ничего не решает.

Каждый россиянин сейчас сдавал экзамен на то, является ли он гражданином или является он подданным. И часть россиян сдала этот экзамен — они сделали хоть что-то, какое-то действие, какое-то движение, некое заявление, хотя бы что-то минимальное в противодействии российской войне и действиям Путина.

Они уже могут сказать: я не безмолвствовал, я не наблюдал, я не был частью этого преступления, я ему противился как мог в силу своих возможностей. 

Когда Шендерович говорит “наши ребята” или часть российской оппозиции говорит “они не несут ответственность, их погнали на убой” — ну, извините, у них не чип встроен в мозг, который ими управляет. Они не зомби, они граждане.

Они допустили эту ситуацию. А потом дружно пошли в эту топку войны, горнило, помогать Путину еще дольше сидеть при власти и отправлять еще большее количество людей под убой. Поэтому они являются соучастниками преступления, начиная с момента, когда они отказались от своей ответственности за собственное государство.

Российско-украинская война показала то, что Россия не нужна самим россиянам. Тех, кому она действительно нужна, кто действительно за нее беспокоится, оказалось абсолютно единицы. И большая часть этих людей уехали за границу.

Это неуникальное в истории России явление, но, тем не менее, Россия — такая себе брошенная страна, которая оказалась ненужной для собственных граждан. 

— Совместных усилий мы действительно не видим. Мы видим только поодиночные пикеты где-то на площади, которые сразу же пресекаются. Люди запуганы в Российской Федерации либо же они просто пытаются это обойти стороной?

— Есть сейчас ответственные и безответственные русские. И вот те, которые ответственны, они чувствуют эту ответственность на себе, что-то делают, либо не могут этого делать, но пытаются какими-то другими способами коммуницировать в своей среде.

А есть большая часть, извините, стада, которая не чувствует ответственность, не чувствует потребности. Они говорят: мы люди маленькие. И ловушка здесь для цивилизованного мира не только в ядерном оружии у России, в режиме и так далее, она в том, куда уже мир попадал несколько раз.

Когда путинский режим посыплется, будет соблазн сделать вид, что с этим все беды ушли в историю, и дальше особо работать не надо, и анализировать, и замещать эти компоненты российской культуры тоже вроде бы как не надо, это все сделает эволюция.

На эти грабли уже наступали после распада Российской империи. В результате в уже в раннем Советском Союзе реанимировали образ Екатерины, Ивана Грозного, собирательство земель, идея о братских народах и всей этой прочей ереси, которая стала частью политического мифа. Когда Советский Союз развалился, мир снова закрыл глаза, сделал вид, что все плохое ушло.

Сейчас долг Украины сделать так, чтобы мир снова не наступил на эти грабли.

— То есть вы придерживаетесь мнения, что если режим Путина падет, ситуация особо не изменится с так называемым рашизмом?

Появится окно возможностей для того, чтобы преодолеть рашизм. Но рашизм в российских учебниках по истории, в произведениях искусства, в российском кино и всем остальном пласте вытаскивать придется еще достаточно долго, и он не уйдет вместе с Путиным. Рашизм похоронит Путина, а не Путин его. 

Прямой эфир