В Вашингтоне с 9 по 11 июля проходит саммит НАТО. Основной темой встречи лидеров 32 стран стала Украина, а именно — усиление обороны и поддержка в противостоянии российской агрессии. Оборотность страны существенно усилят истребителей F-16, о старте поставок которых также шла речь на саммите.
Долгожданные истребители для Украины
На саммите НАТО стало известно, что Дания и Нидерланды уже начали процесс поставок F-16 в Украину. Первые истребители уже в пути, заявил государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Энтони Блинкен.
“Системы противовоздушной обороны (ПВО) были задачей номер один для Украины и, как следствие, и для Альянса, который ее поддерживает. И я рад сообщить, что передача самолетов F-16 из Дании и Нидерландов уже идет. И эти истребители будут летать в небе Украины уже этим летом для того, чтобы Украина могла продолжать эффективно защищаться от российской агрессии”, — сказал Блинкен.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подтвердил, что уже этим летом в небе над Украиной будут летать F-16.
“Мы обещали, что летом 2024 года в украинском небе будут биться F-16, и это обещание выполнено. Вопрос поставок, поступления первой волны F-16 уже решен. Но на самом деле нам нужно больше самолетов”, — заявил глава украинского МИД.
Также стало известно, что Норвегия передаст Украине 6 истребителей F-16, поставки планируют начать уже в этом году. Об этом заявил премьер-министр Йонас Гар Стере.
“Способность Украины защитить себя от атак с воздуха имеет решающее значение в ее оборонительной битве против россии. Норвегия приняла решение передать в дар Украине шесть истребителей F-16”, — цитирует слова министра NRK.
Кроме того, Швеция готова передать Украине истребители Gripen, когда завершатся программы по поставкам истребителей F-16. Об этом заявил министр обороны Швеции Тобис Бильстрем.
“Это не просто вопрос получения самолетов и обучения пилотов. Это сложные системы и реализовывать две из них одновременно было слишком сложно”, — пояснил он изданию “Голос Америки”.
Во время посещения Президентского фонда и Института Рональда Рейгана президент Украины Владимир Зеленский сообщил, сколько истребителей необходимо ВСУ для отражения российской агрессии.
“Россия использует 300 боевых самолетов против Украины. Нам нужно как минимум 128 самолетов, чтобы противостоять им. И эти цифры известны нашим партнерам”, — подчеркнул Зеленский.
Всего, по подсчетам издания Forbes, в соответствии с актуальными договоренностями, Украина должна получить как минимум до 2028 года около 85 истребителей F-16. Их передают четыре государства-члена НАТО — Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия.
В конце мая первая группа украинских пилотов уже завершила обучение на военной базе в Аризоне (США).
Мнения экспертов
Как Россия готовится к поставкам F-16 в Украину? Какие функции будут выполнять истребители? Как Украина может защитить F-16 от российских ударов? Смогут ли западные самолеты переломить ход войны? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Богдан Долинце, эксперт по вопросам развития авиационного рынка;
- Константин Криволап, авиационный эксперт;
- Анатолий Храпчинский, эксперт в сфере авиации;
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”;
- Иван Варченко, эксперт по вопросам национальной безопасности.
БОГДАН ДОЛИНЦЕ: РФ усиливает систему ПВО для защиты от F-16
— Политические процессы, связанные с передачей истребителей, уже фактически закрыты, все необходимые разрешения уже получены. Остается только несколько важных составляющих. Во-первых, подготовка личного состава — наземных служб и пилотов. Насколько мы понимаем, подготовка уже практически завершилась. Во-вторых, важна инфраструктурная составляющая. Было достаточно времени для создания инфраструктуры, в том числе для передачи необходимых запасных частей, перевозки необходимого эксплуатационного оборудования.
Фактически остается последний этап — обеспечение безопасности этих бортов и непосредственно их передислокация.
В последние недели достаточно активно Россия осуществляет массированные удары, в том числе и по авиационной инфраструктуре. За последние два месяца многие ключевые украинские аэродромы чуть ли не каждый раз были целью врага. Это говорит о том, что враг видит в этих аэродромах возможность для будущего развертывания F-16.
Даже если эти самолеты будут базироваться на тыловых аэропортах, в отдаленности от линии фронта, все равно при боевых вылетах необходимо будет где-то временно осуществлять посадку для дозаправки и загрузки боекомплекта, потому что радиус действия F-16 составит порядка 500 км.
Россия усиливает систему ПВО (в том числе и на границе с Украиной, а не только на линии фронта). Это создаст определенные сложности для работы истребителей.
Появление первой эскадрильи F-16 (от 12 до 20 истребителей) в нынешних условиях не переломит ход войны.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: F-16 откроют новую фазу войны
— В зависимости от того, какие будут стоять радары, какими ракетами истребитель будет оснащен, в том числе и для ударов по территории Российской Федерации, от этого и будет зависеть использование F-16 в Украине.
Диапазон задач, которые может быть выполнять истребитель, широкий — от охоты за крылатыми ракетами и “Шахедами” до нанесения дальних ударов по территории России. Некоторые ракеты, которыми можно оснастить F-16, могут бить на расстояние до 900 км. Но я думаю, пока что этого не будет. Думаю, будет постепенное наращивание мощности и увеличение дальности, на которую нам будет разрешено бить по территории России.
F-16 появятся на фоне других усилений украинской обороны — поставки дополнительных средств ПВО для защиты аэродромов. Британцы считают, что для защиты одного аэродрома нужны два Patriot (“Пэтриот) и два NASAMS. Также должны запустить программу по эксплуатации SAAB 340 — самолета дальнего радиолокационного выявления.
Существуют специальные арочные укрытия. Есть так называемый второй уровень защиты, когда с помощью земли и железобетонных блоков делаются валы, которые защищают самолет от пролетающих над ним обломков, остатков ракет и так далее.
Я не хочу, чтобы мы думали, что завтра появятся F-16 и на этом закончится война. Это только начало еще одной сложной фазы войны.
Для F-16 не проблема сбивать крылатые ракеты. Но я считаю, что у нас самая острая проблема — это КАБы (сверхтяжелые корректируемые авиабомбы). Если бы еще в прошлом году у нас были F-16, наше население бы не знало, что такое КАБ. Лучше всего, если проблема с КАБами будет решаться совместно — американский ЗРК Patriot плюс F-16. Радиус действия истребителя по таким целям — до 550 км.
Как только с территории Румынии или Польши полетит хотя бы один самолет и совершит какие-то боевые действия в отношении России, тут же эта страна будет признана стороной конфликта. Поэтому взлетать F-16 будут с территории Украины. Для истребителей Украина не такая уж и большая страна, имеющегося радиуса действия вполне достаточно. Я не думаю, что истребители будут находиться близко к границе с РФ или линии боевого столкновения.
АНАТОЛИЙ ХРАПЧИНСКИЙ: F-16 сыграют существенную роль в закрытии неба Украины
— F-16 будут хорошим противостоянием российским самолетам. Большинство российских самолетов — это модернизированные советские самолеты.
Россия заявляет, что у них есть самолеты пятого поколения. На самом деле, тут есть много вопросов. Если мы говорим про Су-57, то скорее, это самолеты 4+ поколения. Все, что касается Су-35, Су-34 и остальных самолетов, которые были якобы разработаны уже при России, то это самолеты 4 поколения и без каких-либо “плюсов”.
С 2012 года, когда РФ начала активно продавать свои самолеты, большинство из них было оборудовано французской авионикой. Сейчас с учетом санкций и ограничений, Россия не может получать качественные электронные компоненты для своих самолетов. Они и дальше будут опускаться в своем качестве и возможностях выполнения задач. Поэтому все, что мы слышим о российских самолетах — это завышенные тактико-технические характеристики.
Самолет F-16 многофункционален и выполнение им задач зависит от вооружения. Мы в принципе говорим о выполнении этим самолетом разного класса задач. Все будет зависеть от того, какие задачи будут поставлены Силами обороны — либо защищать воздушное пространство Украины от массированных ракетных ударов и также ударов, допустим, дронами Shahed (“Шахед”), либо же это будет работа по прифронтовой линии, по российской авиации, которая сбрасывает КАБы и которая запускает ракеты малой и средней дальности.
Нидерланды разрешили использование самолетов F-16 против территории РФ. И тут все зависит от глобальной тактики ведения боя, которую выберут наши Силы обороны. В экспертной среде наблюдается слишком заниженная оценка этих самолетов по их возможностям. До сих пор нет в открытом доступе информации о том, какая будет модификация — Block 50 или Block 70. Также не говорится, что есть скрытые тактико-технические характеристики, есть сверхвозможности, которые могут использовать пилоты.
Я бы сказал, что этот самолет не будет геймченджером, но при этом он будет играть существенную роль в закрытии воздушного пространства Украины.
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: Силы обороны создали условия для того, чтобы F-16 чувствовали себя уверенно над Черным морем
— Вражеская тактическая авиация чувствует себя пока более-менее вольготно на определенных участках в небе над Черным морем и проявляет очень высокую активность. Мы это отмечаем фактически каждый день. Бывают попытки атаковать те или иные позиции Сил обороны Украины или критическую инфраструктуру южных регионов именно с бортов тактической авиации.
Силы обороны и в частности Военно-морские силы ВС Украины уже создали все условия для того, чтобы F-16 чувствовали себя более уверенно в украинском небе, в том числе над Крымом.
Во-первых, отодвинут российский флот, во-вторых — продолжается работа по уничтожению сил и средств противовоздушной обороны оккупантов во временно оккупированном Крыму. Небо над полуостровом постепенно освобождается от влияния российской ПВО. Соответственно, усиливается наша авиационная компонента и врагу остается действовать только в северо-восточной части Черного моря.
Насколько спокойно оккупанты себя будут чувствовать там, куда перебазируют флот, — это вопрос времени. Существует наша дроновая флотилия, появится западная авиация. В любом случае авиационная компонента — это то, что для нас очень важно.
Если мы создадим эшелонированную систему ПВО по всему фронту, что включает средства малого и среднего радиуса действия, то, соответственно, авиационная компонента ее только усилит. И логично, что вражеская авиация, с ее ФАБами, КАБами не сможет подлетать настолько близко, как она это делает сейчас.
ИВАН ВАРЧЕНКО: Достаточное количество истребителей позволит установить контроль над линией фронта
— Россияне понимают, что у них заканчивается период, когда они могут безраздельно работать авиацией в прифронтовой зоне. Они стараются минимизировать для себя траты на первом этапе появление F-16 в Украине. Поэтому и бьют по местам для взлета и посадки этих самолетов, местам для дозаправки. Они стараются уничтожить или хотя бы повредить инфраструктуру, позволяющую работать с истребителями F-16.
Россияне стараются подтянуть ближе к Украине свои противовоздушные комплексы. Несмотря на то, что они их часто теряют. Но они понимают, что им очень важно уменьшить влияние первого этапа появления в небе этих истребителей. Они мечтают сбить какой-то F-16 и предоставить это как величайшую победу российского оружия.
Достаточное количество истребителей, объединенное с достаточным количеством огневых возможностей по уничтожению российской противовоздушной инфраструктуры, позволят нам в очень быстрое время завоевать воздушное пространство и установить свой контроль над линией фронта. Это позволит лишить россиян возможности безнаказанно работать в воздухе.
Читайте также: Справедливый мир vs капитуляция: путинские “мирные инициативы” проанализировали эксперты