Украина получит 1,6 млрд фунтов стерлингов экспортного финансирования от Великобритании для закупки более 5 тысяч ракет ПВО, заявил премьер-министр Кир Стармер по итогам саммита Securing Our Future в Лондоне, который состоялся 2 марта. Производство ракет будет организовано в Белфасте, что также создаст рабочие места в оборонной промышленности.
Кроме этого президент Франции Эммануэль Макрон и премьер Великобритании разработали совместный план перемирия в Украине, который предполагает прекращение боевых действий в воздухе, на море и в энергетическом секторе сроком на месяц.
Европейские лидеры призвали к увеличению оборонных расходов
Правительство Великобритании подтвердило, что его страна продолжит военную помощь Украине и усилит давление на Россию. Стармер также анонсировал создание “коалиции доброй воли” для защиты возможного мирного соглашения.
“Во-первых, мы продолжим предоставлять военную помощь и усиливать экономическое давление на Россию, чтобы укрепить Украину сейчас. Во-вторых, мы согласны, что любой длительный мир должен гарантировать суверенитет и безопасность Украины, и Украина должна быть за столом переговоров. В-третьих, в случае мирного соглашения мы продолжим укреплять оборонные возможности Украины, чтобы сдержать любое будущее вторжение. В-четвертых, мы пойдем дальше, чтобы создать коалицию желающих защитить соглашение в Украине и гарантировать мир”, — заявил премьер-министр Великобритании Кир Стармер.
В свою очередь президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул, что Европа не примет мирное соглашение, заключенное без участия Украины.
“Надо понимать, что фронт сегодня — это эквивалент линии Париж — Будапешт. В случае всеобщего прекращения огня было бы очень сложно проверить, соблюдается ли перемирие по всей линии фронта”, — заявил Макрон.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европа должна превратить Украину “в стального дикобраза, неперевариваемого потенциальными захватчиками”, а канцлер Германии Олаф Шольц подчеркнул необходимость сильной украинской армии.
Премьер-министр Польши Дональд Туск сообщил, что 6 марта Европейский Совет проведет специальное заседание по вопросам безопасности и справедливого мира. Он подчеркнул, что ЕС не собирается идти на уступки России и намерен продолжать поддержку Украины.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что любое мирное соглашение с Россией должно включать конкретные гарантии безопасности, исключающие возможность новой агрессии.
“Мы сегодня не говорим о тех или иных уступках, потому что это будет неправильный разговор. Мы получаем подобные сигналы от партнеров, в частности, от Соединенных Штатов, но все должны понять, что Украина никогда не признает какие-либо территории, оккупированные Россией, российскими территориями. Для Украины это будет временная оккупация в зависимости от поддержки”, — сказал Зеленский.
Президент подчеркнул, что партнеры уже предлагают различные варианты урегулирования, но Украина будет рассматривать только те предложения, которые исключают повторение конфликта в будущем.
Поддержка Украины и европейские планы на будущее в оценках экспертов
Отстранится ли администрация США от помощи Украине в ближайшее время? Как будет развиваться ситуация в стратегической перспективе? Какие “бонусы” получила Украина на саммите в Лондоне? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДOM ответили:
- Владимир Фесенко, политолог;
- Ярослав Божко, глава Центра политических исследований “Доктрина”;
- Игорь Попов, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина”;
- Владимир Хандогий, президент общественной организации “Украинская ассоциация внешней политики”.
ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: Разработка плана о прекращении огня — ключевое событие саммита
— Когда мы говорим о Европе, часто автоматически имеем в виду Европейский Союз. Однако встреча, проходящая сегодня в Лондоне, не случайна — Великобритания больше не является членом ЕС. Примечательно и то, что на саммите присутствовал генеральный секретарь НАТО. Символично, что на совместном фото участников он оказался в заднем ряду. Возможно, это лишь случайность, но нельзя не отметить, что роль НАТО сегодня несколько отошла на второй план. Тем не менее, отдельные страны НАТО, такие как Великобритания и Норвегия, остаются активными партнерами Украины.
Важен не только саммит в Лондоне, но и решения, принятые Великобританией накануне. Они касаются значительного увеличения финансовой и военной поддержки Украины. Это можно считать прологом к аналогичным решениям со стороны других государств и самого Европейского Союза. Однако в ЕС существует процедурная проблема: лидеры таких стран, как Венгрия и Словакия, могут блокировать совместные решения. Именно для преодоления таких вызовов и созываются саммиты, подобные лондонскому или предыдущему в Париже, инициированному президентом Макроном.
Эти встречи — попытка выработать общее видение без участия стран, которые не проявляют солидарности в поддержке Украины. Одним из возможных решений становится создание совместных фондов. Этот вопрос уже обсуждался в Париже и, вероятно, затрагивался и сегодня. Основная идея — формирование внебюджетных оборонных фондов для многократного увеличения военных расходов, включая поддержку Украины.
Вопрос о создании совместных вооруженных сил ЕС остается делом будущего. Сейчас же речь идет о финансовых механизмах для быстрого укрепления обороноспособности Европы. В первую очередь это касается увеличения оборонного производства, в том числе производства артиллерийских снарядов, систем ПВО, ракетного оружия и другой критически важной техники.
На саммите обсуждалось несколько ключевых тем. Во-первых, речь шла о формировании общей позиции относительно европейского военного контингента, который может быть создан после окончания войны. Во-вторых, премьер-министр Великобритании Кит Стармер заявил о формировании коалиции стран, готовых поддерживать Украину. Очевидно, что не все государства согласятся на это, и к этому нужно относиться спокойно. Однако сам механизм коалиции уже доказал свою эффективность: мы видели коалиции дронов, танков, F-16 и других видов вооружения.
Теперь может быть создана коалиция стран, готовых направить свои войска в Украину в качестве сил сдерживания. Великобритания намерена сыграть ведущую роль в её формировании. Президент Чехии Петр Павел также призвал к созданию коалиции “справедливого мира” для Украины.
Участие Турции в саммите также примечательно. Несмотря на то, что она не входит в ЕС, ее роль как посредника в возможных переговорах остается важной. Кроме того, обсуждается возможность ее участия в контингенте миротворческих сил в Украине.
Одним из главных заявлений саммита стало сообщение о том, что Великобритания и Франция совместно с Украиной разрабатывают план прекращения огня. Это важный шаг, поскольку некоторые представители администрации Трампа делают ошибочные выводы, будто Зеленский выступает против мирного урегулирования. Однако на самом деле именно Россия занимает жесткую позицию, отказываясь от прекращения боевых действий без подписания мирного соглашения на ее условиях.
Украина готова к переговорам, но при условии, что будут учитываться ее интересы, а не продиктованные Россией условия. Поэтому важно, чтобы формировалась совместная позиция с европейскими партнерами. Очевидно, что на саммите обсуждалась и будущая роль Европы в мирных переговорах.
Совместный план прекращения огня, разработанный европейскими странами и Украиной, может стать основой для переговоров. Это соответствует ключевой идее Трампа, который считает, что сначала должно быть прекращение огня, а затем мирные переговоры. Россия же придерживается противоположной позиции: сначала мирное соглашение на ее условиях, а затем прекращение войны.
Москва не скрывает, что хочет добиться соглашения с односторонними уступками со стороны Украины, что неприемлемо. Если следовать такому сценарию, переговоры могут затянуться на годы, что также не устраивает Украину.
Нам необходимо не просто прекращение огня, а такое его закрепление, которое исключит новую войну в будущем. Именно этот вопрос требует особого внимания. Важно использовать идею Трампа о прекращении огня, но адаптировать ее к украинским интересам.
Кит Стармер предлагает использовать концепцию, которая нравится Трампу, а затем совместно работать над ее реализацией. Это также может помочь преодолеть сложности, возникшие в переговорах с Вашингтоном.
Таким образом, можно снять ложное представление о том, что Украина якобы против мирного урегулирования. Напротив, Украина выступает за прекращение войны, но на справедливых условиях. Великобритания и Франция предлагают компромиссный вариант, который может стать основой для дипломатического решения конфликта.
ЯРОСЛАВ БОЖКО: Лондону важно сохранить крепкие связи с Вашингтоном
— Во-первых, нужно понимать, что Великобритания, Европа и Украина сейчас находятся в специфическом положении, где США стремятся минимизировать их влияние, договариваясь напрямую с Россией. Вашингтон ищет для себя потенциальные выгоды от таких соглашений, включая возможный отрыв России от Китая — геополитического противника США.
В этих условиях Евросоюз занял жесткую проукраинскую позицию, отвергая предложения США как нереалистичные и полностью солидаризуясь с Киевом. Лондон, в свою очередь, поддерживает эту позицию, но при этом старается сохранить роль посредника между Европой и США, что соответствует его традиционной дипломатической стратегии.
Великобритания стремится удерживать связи с Соединенными Штатами, поскольку ее роль переговорщика всегда была важной частью внешнеполитического капитала. Лондон традиционно позиционирует себя как государство, обладающее большими дипломатическими возможностями, чем сам ЕС.
Таким образом, Великобритания и ЕС вынуждены продолжать поддержку Украины вооружением, финансами и дипломатическими ресурсами, несмотря на фактический выход США из этой архитектуры. Однако это решение не стало следствием одного лишь скандального разговора Трампа и Зеленского в Белом доме.
Хотя эта встреча выглядела крайне напряженной, политика Вашингтона по передаче обязательств по безопасности на плечи Европы формировалась задолго до нее.
Эта тенденция наблюдалась и при Байдене, когда США неохотно предоставляли Украине запрашиваемую военную помощь, регулярно отсылая её к европейским партнёрам. Примером может служить история с F-16, которые в конечном итоге передавались в первую очередь европейскими государствами, а не непосредственно США.
В сложившейся ситуации США стремятся минимизировать свои затраты на европейскую безопасность, Европа — сохранить роль США в этом процессе, а Великобритания — одновременно удерживать влияние как в ЕС, так и в Вашингтоне. Кит Стармер демонстрирует поддержку Украины, но при этом использует риторику, понятную Белому дому, позиционируя себя как удобного посредника.
Однако ключевой момент заключается в том, что США уже не вернутся к политике Байдена в сфере безопасности. Это завершенный этап. Полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году лишь ускорило этот процесс.
Для Вашингтона стало очевиднее, что Европа не является приоритетной зоной стратегических инвестиций США в сфере безопасности. Трамп и его команда сумели максимально жестко и публично разыграть этот тезис, который давно циркулировал в американском истеблишменте, но не озвучивался демократами в силу их более сдержанного подхода.
Трамп же, напротив, пытается сделать из этого тезиса крупный политический проект, представив его как глобальный разворот США. Это не означает, что Америка становится врагом Украины, но структура обязательств Вашингтона будет пересматриваться, причем не только в отношениях с Киевом, но и с Европой в целом — включая ЕС, Великобританию, Турцию и другие страны.
Именно поэтому на саммите присутствовали не только представители Евросоюза и Великобритании, но также Канада и Турция. Это отражает новую реальность, в которой НАТО становится менее зависимым от США, что беспокоит многие страны. Конкретные параметры этих изменений пока не ясны и остаются предметом дипломатических торгов.
Сложившаяся ситуация связана не только с Украиной, но и с изменением глобального баланса сил. Китай сумел потеснить США в ряде регионов — в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке. Он контролирует значительную часть внешней торговли Северной Кореи и оказывает все большее влияние на Россию.
В результате для США становится невозможным игнорировать первостепенное значение Азии. Вашингтон будет уделять больше внимания Индо-Тихоокеанскому региону и значительно меньше — Европе и трансатлантическому единству.
Дополнительную неопределенность вносит ситуация внутри самой Демократической партии США. Вопрос, какие идеи в ней возобладают в будущем, остается открытым, поскольку смена лиц неизбежно приведет к изменению политического курса.
ИГОРЬ ПОПОВ: План завершения войны должен учитывать также интересы США
— Российская агрессия против Украины показала несостоятельность старых механизмов обеспечения безопасности. В результате Украина оказалась в центре мировой повестки и была приглашена на ведущие международные площадки. Это дает ей полное право и возможность предлагать механизмы, реформы и решения, которые должен принять мир или хотя бы его цивилизованная часть, чтобы остановить войну в Украине и предотвратить подобные конфликты в будущем. Именно поэтому украинские инициативы находят поддержку в ООН, а на саммитах высшего уровня Украина всегда занимает центральное место в дискуссиях.
Если проанализировать состав участников недавнего саммита, становится очевидно, что Украина активно сотрудничает с западным альянсом. Несмотря на определенные разногласия с нынешним руководством США, остаются вопросы, по которым у Украины нет единой позиции со всеми странами Запада. Например, Украина до сих пор не получила приглашение в НАТО, а перспективы европейской интеграции рассматриваются странами ЕС не одинаково. В связи с этим все чаще говорят о формировании так называемой “коалиции решительных” — объединения западных стран, готовых более решительно поддерживать Украину.
Завершение войны справедливым и стабильным миром — это ключевая цель, о которой недавно говорил глава Офиса президента Андрей Ермак. В эту коалицию могут войти Канада, Турция, Франция, скандинавские страны, Польша, Чехия и другие государства. Их выбор во многом определил премьер-министр Великобритании, как хозяин саммита. Недавние заявления европейских политиков в поддержку Украины были крайне важными и своевременными. Владимир Зеленский лично встречался с их авторами, стремясь перевести моральную поддержку в практическую плоскость и добиться конкретных решений.
Сейчас обсуждается возможная альтернатива российско-американскому плану завершения войны в Украине — более системное решение, которое не ограничится прекращением боевых действий, а создаст прочные механизмы санкционного давления на Россию и исключит риск разморозки ситуации в краткосрочной перспективе. Этот план должен установить баланс сил, систему гарантий и механизм разрешения споров, чтобы мир был устойчивым.
Великобритания выполняет решение “Большой семерки”, принятое полгода назад. Важно отметить, что, несмотря на то что предоставляемые средства называются кредитом, фактически это не долг Украины. Великобритания выпускает долговые обязательства, которые погасит сама за счет процентов от замороженных российских активов. Для Украины это безвозмездная помощь, и хотелось бы, чтобы все партнёры следовали такому подходу, а не пытались позже превратить помощь в долговые обязательства.
Эти деньги крайне важны, но их недостаточно для того, чтобы Украина получила решающее преимущество в войне и стабильное финансирование своих вооруженных сил. Поэтому мы ожидаем конкретных решений как от встречи в Лондоне, так и от экстраординарного саммита руководства ЕС 6 марта. Ожидается, что там будут приняты решения в финансовой сфере, в сфере безопасности, а также увеличены бюджеты на оборону в странах-партнерах.
Для сравнения: в 2020 году ЕС выделил 3 трлн евро на борьбу с COVID-19, из которых 1,5 трлн евро были напечатаны дополнительно. Если угроза, исходящая от России, воспринимается как более серьезная, чем пандемия, ЕС может объявить чрезвычайное положение, ускорить финансирование оборонной промышленности и усилить свои вооружённые силы. Это стало бы мощным сигналом решительности в сдерживании потенциальной агрессии.
На прошлой неделе британский премьер Кит Стармер посетил Белый дом, где прошли предварительные консультации. Разногласия в овальном кабинете касаются не мелких деталей вроде дресс-кода, а принципиально разных подходов к завершению войны. Простое прекращение огня и ослабление санкций против России не создадут долгосрочного мира.
С самого начала после избрания Трампа украинская сторона предлагала организовать переговоры с привлечением ЕС и Великобритании. Несмотря на Brexit, Лондон остается ключевым игроком в вопросах европейской безопасности. Именно совместные консультации могли бы привести к стабильному и комплексному мирному плану. Сейчас к этому формату снова возвращаются, но личных контактов украинской и американской власти в ближайшее время, вероятно, не будет. Поэтому роль посредников, вероятно, возьмут на себя Великобритания и Франция.
Разработка плана завершения войны должна учитывать и интересы США. Дональд Трамп претендует на Нобелевскую премию мира, и ему важно представить ситуацию так, чтобы никто не мог сказать, что он упустил шанс установить мир. Это значит, что американская сторона тоже будет вынуждена идти на компромиссы и серьезно рассматривать предложения, разрабатываемые сейчас в Лондоне и ЕС.
В совместном плане Украины, Франции, Великобритании и ряда европейских стран будут учтены ключевые вопросы и сформированы предложения. Однако без участия США навряд ли удастся убедить Кремль принять этот план. Поэтому европейские страны должны учитывать американские интересы и не включать в документ положения, которые Вашингтон категорически не примет.
Опыт подобных переговоров показывает, что в каждом плане есть пункт, который должен быть вычеркнут одной из сторон, чтобы создать иллюзию компромисса. Возможно, такие дипломатические маневры будут использованы и в этот раз.
Очевидно, что война в Украине — слишком сложная проблема, чтобы ее можно было решить быстро. Нас ожидает долгая фаза челночной дипломатии, пока все участники не согласуют хотя бы основные параметры будущего мирного соглашения.
ВЛАДИМИР ХАНДОГИЙ: Страны Европы уже ориентируются на заключение устойчивого мира
— На сегодняшний день Великобритания фактически взяла на себя лидерские позиции в поддержке Украины в российско-украинской войне. Соединенные Штаты отошли от этой роли, что было заметно еще на саммите “Рамштайн”, где ведущую роль играл представитель Великобритании. США присутствовали лишь как один из участников, поэтому никаких изменений в их позиции не произошло.
Возникает вопрос: во-первых, у Великобритании недостаточно собственных ресурсов для поддержки Украины без поставок американского оружия. Руководство страны, в частности премьер-министр, заявляло, что обеспечение дальнейшей безопасности Украины без участия Соединенных Штатов будет неполным, нестабильным и недостаточно гарантированным.
Во-вторых, существует сложность в отношениях между руководством США и нынешним британским правительством, в частности Кейром Стармером. Некоторые американские политики, в том числе Илон Маск, прямо заявили, что Британии следует пересмотреть свое руководство и политическую линию.
Эта ситуация, безусловно, играет роль в Европе. Однако предположение, что Стармер сможет договориться с Трампом, вызывает скептицизм. Возможно, переговоры будет вести кто-то другой — британский или европейский представитель.
Сейчас в странах Евросоюза происходит обновление руководства. Германия, например, опередила события: после избрания Трампа президентом США она объявила досрочные выборы, на которых победили консерваторы. Таким образом, Германия сумела выстроить политический баланс между американскими республиканцами и своими внутренними элитами.
Французский президент Макрон встречался с Трампом, используя свой международный вес. Однако у руководства Великобритании нет аналогичного авторитета в глазах нынешней администрации США.
Таким образом, Украина будет опираться на поддержку Великобритании и других стран “Рамштайна”, которые не намерены выходить из этой коалиции. Однако акцент их внимания уже смещается с войны на заключение устойчивого мира. Это подтверждают недавние заявления их представителей.
При обсуждении мира важно понимать, что другой стороной переговоров неизбежно будет Россия. Если речь идет о мирном соглашении, то Россия станет участником этого процесса. Если же речь идёт о продолжении войны, то Великобритания и Франция теоретически могут принять в ней более активное участие, хотя они воздерживаются от этого уже четвертый год. Можно быть уверенным, что они не вступят в войну добровольно.
Какие плюсы есть для Украины? Мы получили поддержку ведущих европейских стран, членов Совета Безопасности ООН, ядерных держав — Великобритании и Франции. Кроме того, мы получили оружие, финансирование и некоторое время для продолжения оборонной политики.
Как будет развиваться ситуация в стратегической перспективе? Очевидно, британское руководство хочет предложить новую систему безопасности, где будут учтены интересы ЕС. Возможно, это будет новый договор между США, Россией, Евросоюзом и Великобританией, куда могут войти и другие страны. Такой договор может стать основой для устойчивого мира — именно о таком подходе говорил президент Зеленский. Украина стремится к миру, но с учетом своих национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета.
Если ключевыми фигурами в переговорах окажутся политики вроде Мелани Мерц (условно), американского канцлера Австрии и других подобных лидеров, то Трамп, вероятно, будет вести с ними переговоры иначе. В этом случае план может быть постепенно консолидирован и представлен Путину. Собственно, к этому и стремится руководство Украины — сформировать единую позицию Европы, которая уже меняется по отношению к войне, и выработать стратегические решения не на месяцы или годы, а как минимум на десятилетия.
Опыт показывает, что международные договоренности работают примерно 25 лет, после чего требуют обновления. НАТО удалось существовать уже три таких цикла, но в целом большинство соглашений недолговечны.
За последние 10 лет Украина и Россия подписали множество соглашений, включая Минские договоренности и протокол, который утверждал Совет Безопасности ООН. Однако российская сторона уклонялась от подписания ключевых документов. Минские соглашения, переговорные группы, многочисленные попытки прекращения огня — все это в итоге не принесло устойчивого мира.
Мир наступит только тогда, когда он станет экономически выгодным для ключевых стран: Китая, Индии, Великобритании, США, а также для бизнеса в Украине и России. Только тогда появится реальный шанс на долгосрочное соглашение. Если же ограничиться подписанием очередного документа без серьезных гарантий и экономических стимулов, он не принесёт никаких реальных изменений.
Читайте также: Политический шторм: как встреча Зеленского и Трампа повлияет на Украину и ее союзников