Эксперт: Япония надеялась, что сотрудничество с Россией просто бизнес, а оказалось – геополитика

Энергоресурсы являются одним из основных орудий шантажа путинской России, которым она пользуется в отношении зависимых от ее поставок стран. Так же РФ поступила и с Японией, национализировав указом президента компанию “Сахалин энерджи инвестмент компани”, акционерами которой были и две японские компании: Mitsui, Mitsubishi. Почему Россия применила против Японии именно газовый шантаж, перед какой дилеммой стоит теперь страна Восходящего солнца и могут ли такие действия РФ обернуться против нее самой, рассказал в эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UA эксперт энергетического рынка Геннадий Рябцев.

Почему этот проект “Сахалин-2” настолько стратегически важен?

– Стратегически он важен для Японии, поскольку 9% импорта природного газа, который потребляется в этой стране, идут именно из Сахалина, и этот проект был рассчитан на долгие годы. В планах Японии было продолжение сотрудничества с российской компанией “Газпром”, которой принадлежало 50% акций в этом проекте, и даже расширение сотрудничества, поскольку существуют еще проекты “Сахалин-1”, ”Арктик СПГ”. Целый ряд перспективных проектов также должен был развиваться на протяжении ближайших 10-20 лет, поскольку газовый рынок и газодобыча являются очень инерционными сферами деятельности. Все участники этого рынка привыкли мыслить и планировать на десятилетия вперед. Сейчас получается, что правила нарушены, и нарушены они российской стороной. Скорее всего, Mitsui, Mitsubishi нужно будет принимать болезненные для них решения, поскольку очень сомнительно, что руководство этих компаний пойдет на уступки российской стороне или будет выступать в роли просителей в новом проекте. 

Как Япония могла соглашаться на подобный проект с Россией? Разве они не думали о том, что Российская Федерация может повернуть вот так эту историю: национализация, упреки в сторону партнеров?

– Ну как всегда, надеялись на то, что существует только бизнес, существуют взаимовыгодные экономические отношения, стратегическое партнерство. Но, как мы видим, оказалось, что никакого стратегического партнерства не задумывалось, а были некие геополитические устремления. Теперь мы видим, что в отместку за введенные санкции РФ пытается укусить всех, до кого сможет дотянуться. Да, укусы, безусловно, болезненные, однако всё это, в конце концов, приведет к тому, что у них не останется партнеров, ведь даже китайские компании, на которые возлагают большие надежды, они же тоже мотают на ус, и я думаю, десять раз подумают прежде, чем подписывать эти соглашения. Ведь точно так же, как и японцев, их могут кинуть в любой самый подходящий, с точки зрения Российской Федерации, для этого момент. Так что перспективы дальнейшего сотрудничества с российскими компаниями даже для тех компаний, государств, которые не осудили действия России в Украине, достаточно туманные. Это прекрасно эти компании и государства понимают. Мы видим, как осторожничают китайцы с теми же нефтегазовыми проектами, с тем же вторым “Арктик СПГ”. Как подходят китайские государственные банки к подписанию каких-то соглашений с российским бизнесом и пытаются не проводить большие транзакции, чтобы не попасть под вторичные санкции. Ведь любой бизнес, финансовый, газовый или любой другой, безусловно, за стабильность, за отсутствие каких-то резких изменений, за стабильную прибыль, и ему непонятно, что такое политическая мотивация, политическая целесообразность. Тут даже не нужно быть каким-то предсказателем и футурологом, чтобы понять, что в долгосрочной перспективе с Российской Федерацией никто не станет сотрудничать в долгосрочных проектах, в том числе и такие государства, как Иран, Северная Корея и прочие государства-изгои.

Какие сейчас есть ресурсы и возможности у Японии отреагировать на такую позицию России?

– Существуют всевозможные арбитражные суды, куда можно подать иск, поскольку то, что сейчас произошло, – указ президента Путина явно нарушает те условия, которые были подписаны в контракте, заключенном при “Сахалин-energy” и распределении долей в этом совместном предприятии. Кроме того, этот указ говорит о создании некоего предприятия с российской пропиской. Это означает, что и споры будут, как я понимаю, решаться не в международных арбитражных судах, не по британскому праву, к примеру, а я так понимаю, по праву того, что называется правом в Российской Федерации. А раз так, то весьма сомнительно, что на это согласится японская сторона. Скорее всего, мы действительно станем свидетелями новых разбирательств в международных арбитражах. Скорее всего, эти решения будут приняты и против российского вмешательства в деятельность этого консорциума, но кому от этого легче? Скорее всего, мы увидим и выход японских компаний Mitsui, Mitsubishi из соответствующего проекта, как это намерена сделать корпорация Shell, которой принадлежало также 27% акций в этом самом проекте. Причем, они выходят уже явно и об этом заявляли уже неоднократно. Сейчас интрига в том, кто, собственно говоря, захочет купить вот эту долю акций 27,5%. Если китайские компании проявят интерес, тогда вполне возможно, что и к японцам особых претензий российская сторона предъявлять не будет. Если же нет, тогда нужно рубить с плеча: если никто не заинтересован, ну, и гори оно всё голубым пламенем! Я так подозреваю, что тогда будут просто жечь газ на факелах, поскольку никому этот газ в мире, вообще не будет нужен.

Если бы не было того соперничества Японии и Российской Федерации по Курилам, возможно, даже нашего сейчас разговора, такой темы не было как Сахалин-2 и национализация Российской Федерацией предприятия? 

– Курилы – это, скажем так, тот крючочек, которым можно размахивать каждый раз, когда происходит обострение отношений между двумя государствами. Это действительно парадоксальная ситуация, когда два государства, которые входят в G20, не имеют до сих пор мирного договора. Вот уже сколько лет прошло с 1945 года, и до сих пор фактически два государства только имеют перемирие. То есть, состояние войны, по праву, никто не отменял, а перемирие в любой момент может быть нарушено. И тут же достаточно сомнительные действия предпринимаются российской стороной. Они то и дело говорят о них, как о возможных местах расположения неких военных баз. Хотя, что можно делать на этих островах – тоже большой вопрос, и кто там собирается грозить чем-либо Японии с этих островов, поскольку жизнь там явно, судя по погоде, не сахар. Что же касается дальнейшей судьбы всех международных нефтегазовых проектов Российской Федерации, думаю, в ближайшее время станет ясно, что от них вообще ничего не останется. Они будут развиваться по инерции, без каких-либо существенных вложений в развитие технологий, в увеличение количества буровых установок или увеличение количества пробуренных скважин. Это все будет заморожено, и мы увидим, что даже при тех огромных ресурсах, которые сейчас получает Россия из-за спровоцированного ею конфликта и как следствие – резкого скачка цен на энергоносители, она не имеет дальнейшего развития. Как только место РФ на мировом рынке природного газа, нефти, других традиционных энергоресурсов займут другие государства, которые сейчас спят и видят, чтобы выдавить Россию с этого рынка, то окажется, что все то энергетическое оружие, которое использовалось Россией до последнего времени, станет абсолютно бесполезным. А раз так, то из одного из мировых лидеров, которым, безусловно, была Российская Федерация, она превратится в такой себе закрытый за железным занавесом квази-Советский Союз, но без тех возможностей, которые были у тогдашнего государства.

Читайте также:

США ведут переговоры с союзниками о присоединении к ленд-лизу для бесперебойных поставок вооружения в Украину – эксперт

Зеленский подтвердил переговоры с Турцией и ООН по экспорту украинского зерна из заблокированных РФ портов

Президент Украины и премьер Швеции сделали первое совместное заявление в истории отношений двух стран

Прямой эфир