Доступ к “серым” схемам закрыт, а “железный занавес” все ближе: новый пакет санкций против РФ проанализировали эксперты

Иллюстрация: gettyimages.com

Впервые с начала полномасштабного вторжения России в Украину санкции Евросоюза ударят по поставкам российского газа. Новые ограничения направлены на сокращение доходов России от экспорта сжиженного природного газа. 

Евросоюз запретил перевалку СПГ через порты ЕС и ввел пункт, который позволит аннулировать некоторые контракты на поставку российского топлива. Также в санкционном списке — нефтяные танкеры и корабли, перевозившие боеприпасы из КНДР в РФ. Помимо секторальных ограничений, под санкции попали 116 физических и юридических лиц. 

Новые санкции для РФ

После трех с половиной месяцев работы над очередным — 14-м пакетом ограничений в отношении России — 24 июня Европейский Совет принял положительное решение. Как заявляют в Брюсселе, новый санкционный пакет перекроет Москве доступ к “серым схемам” и ударит по энергетическому сектору страны-агрессора.

“Мы все — жертвы российской агрессии. И поэтому крайне важно, чтобы мы продолжали помогать Украине, потому что Россия понимает только силу. И я довольна шагами, предпринятыми совсем недавно — использованием российских замороженных активов. Я ценю 14-й пакет санкций, а также шаги, которые мы собираемся предпринять, чтобы сделать невозможным или как минимум затрудненным использование Россией теневого флота в регионе Балтийского моря”, — заявила министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен.

На сайте Евросовета пишут, что 14-й пакет санкций предусматривает ограничения в семи секторах. Прежде всего — энергетики.  Теперь под запретом — перевалка сжиженного природного газа из России. Кроме того, Брюссель не разрешает инвестировать и предоставлять мощности, технологии и услуги для строительства новых российских СПГ-проектов, среди которых — “Арктик СПГ 2” и “Мурманск СПГ”.

“Для того, чтобы гарантировать, что мощности ЕС не будут использоваться для перевалки российского сжиженного природного газа в третьи страны, и тем самым снизить значительные доходы, которые Россия получает от продажи и транспортировки СПГ, ЕС запретит услуги по перегрузке российского СПГ на территории ЕС с целью перевалки в третьи страны”, — из заявления на сайте Европейского Совета.

Евросоюз вводит меры усиленного контроля за поставками комплектующих для военно-промышленного комплекса Российской Федерации и товарами двойного назначения. Согласно исследованию украинской Независимой антикоррупционной комиссии, Россия до сих пор получает станки и другое оборудование для ВПК из 17 государств. Чуть более 40% импорта приходится на немецкие концерны, 16,5% — на японские, более 7,5% —  на компании из США. Эксперты проанализировали и детали сбитых ВСУ российских самолетов. 

В нескольких образцах истребителей серий Су и Ту тоже нашли западные комплектующие. Если речь идет о комплектующих, то почти 64% — происхождение Соединенные Штаты Америки. Это американские компании. И это в российских самолетах. На втором месте Япония, дальше идет Швейцария, а дальше другие.

“Европейские страны — Германия, Франция, Нидерланды, Болгария и так далее. Мы проанализировали всего 2000 комплектующих, мы нашли истоки примерно двухсот различных западных компаний, которые поставляли эти комплектующие из 22 государств. И важно отметить такой факт, что 54% ​​этих комплектующих принадлежали к так называемому критическому списку”, — рассказала исполнительный директор Независимой антикоррупционной комиссии Елена Тригуб.

“Было решено, что операторы ЕС, продающие военные товары третьим странам, должны будут внедрить дополнительные механизмы, способные выявлять и оценивать риски реэкспорта их в Россию, и снижать их. Кроме того, операторы ЕС, передающие промышленные ноу-хау для производства товаров на поле боя коммерческим партнерам третьих стран, теперь должны будут включать контрактные положения, гарантирующие, что такие ноу-хау не будут использоваться для товаров, предназначенных для России”, — говорится в заявлении на сайте Европейского Совета.

Под ограничения попал и российский аналог системы SWIFT — Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Банкам и другим финучреждениям стран ЕС запрещено пользоваться СПФС напрямую и проводить транзакции с юридическими лицами, подключенными к системе.

“Наши санкции уже значительно ослабили российскую экономику и помешали Путину реализовать свои планы по уничтожению Украины, хотя он все еще продолжает незаконную агрессию, направленную против мирных жителей и гражданской инфраструктуры. 14-й пакет санкций демонстрирует наше единство в поддержке Украины и стремлении ограничить преступную деятельность России против украинцев, включая усилия по обходу мер ЕС”, — заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Кроме того, Брюссель запретил российским резидентам финансировать политические партии, фонды, неправительственные организации и медиа на территории Евросоюза. Под ограничения попали авиаперелеты российских судов в европейском воздушном пространстве и грузоперевозки по территории ЕС. 

В правительстве Финляндии заявили — союзники вскоре начнут работу над 15-м пакетом санкций, а информационное агентство Reuters пишет, что страны Евросоюза обсуждают пакет мер в отношении дружественной Кремлю Беларуси.

Мнения экспертов

Насколько разрушительным для Кремля стал 14-й пакет санкций ЕС? Чего будет лишена РФ? Что будет с природным сжиженным газом и теневым флотом России? Как санкции повлияют на финансовые операции? Сможет ли Кремль обходить новые ограничения ЕС? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Максим Гардус, коммуникационный менеджер движения Razom We Stand;
  • Владимир Бужан, эксперт Центра Экономического Восстановления;
  • Андрей Закревский, заместитель директора Ассоциации энергетических и природных ресурсов Украины;
  • Александр Савченко, доктор экономических наук, общественный деятель, ректор Международного института бизнеса.

МАКСИМ ГАРДУС: Наконец-то СПГ вошел в санкционный пакет

— Вопрос газа — основное достижение этого пакета санкций. Работа над этим вопросом и переговоры относительно него шли очень долго, в принципе, еще с начала полномасштабной агрессии РФ. Украина твердо стояла на своей позиции о том, что Европа и США должны ввести полное эмбарго на покупку всех углеводородов из России — нефть, газ как трубопроводный, так и сжиженный, уголь. Поскольку это половина доходов российского бюджета от экспорта. А треть бюджета идет на финансирование войны. 

Мы видим, что эти санкции вводятся достаточно неспешно и слишком медленно. И то, что наконец, добрались до СПГ (сжиженный природный газ, — ред.) — это очень хорошо, поскольку если импорт российской нефти в Европу существенно упал, то экспорт газа из России в ЕС за время полномасштабной войны вырос. Это очень плохо, поскольку получается, что Европа одной рукой помогает Украине, а другой рукой как бы помогает России. 

Мы крайне рады, что СПГ наконец-то вошел в санкционный пакет. Очень хорошо, что туда вошли и новые проекты по сжижению газа на Северном Ледовитом океане — в Мурманске и на о. Ямал. Эти проекты абсолютно невозможны без европейских инвестиций, а у россиян нет достаточных технологий по постройке ледовых танкеров для перевозки газа. Этот проект просто не будет работать. 

Пока что речь не идет о полном запрете импорта российского газа в ЕС. Речь пока что всего лишь о запрете перегрузки газа в Европе, который идет в третьи страны другим контрагентам. Если рассматривать это как первый шаг, то это очень хорошо. Мы надеемся, что в следующих пакетах мы увидим полное эмбарго на российский газ в ЕС.

Санкции вводились очень медленно и заранее анонсировались. Это позволило РФ создать целую инфраструктуру обхода санкций, которая состоит из теневого флота, подставных компаний, фальшивых брокеров, фальшивых страховых компаний, судовладельцев. Теперь в ЕС заявляют, что будут бороться не только с прямым нарушением санкций, но и будут контролировать инфраструктуру обхода санкций. 

Еще один позитивный сигнал о том, что Дания, которая владеет монополией на выход из Балтийского моря в Мировой океан, собирается запретить судам теневого флота проходить через свои территориальные воды. Причем Дания воспользуется для этого экологической аргументацией, а не санкционной аргументацией. 

Мы видим, что идет бурное развитие торговли через дружественные России страны — Армению, Грузию, Казахстан. Им Германия и прочие страны ЕС продают товары, которые дальше идут в РФ. Соответственно, это обеспечивается теневой инфраструктурой кредита, активами и параллельно европейской системе платежей, потому что через SWIFT такое не проведешь, это будет слишком видно. Поэтому тут речь скорее о препятствии таким сделкам, чтобы нарушителям санкций было труднее проводить свои операции. 

Санкции довольно ощутимо ударили по Газпрому, который из некогда донора российского бюджета теперь стал убыточной организацией. У остальных организаций тоже определенные проблемы, потому что у них изымают все средства на войну при помощи специальных платежей. Сейчас облагается налогом, в принципе, добыча с каждой вышки, каждая скважина. Из-за этого у Газпрома, Роснефти нет средств на разведку месторождений. 

ВЛАДИМИР БУЖАН: В ЕС будут вычислять теневой флот РФ

— Если говорить об этапности, то сначала в ЕС старались ударить по потребителю, который покупает нефть, по добыче нефти в России и экспорту технологий. Теперь пришла очередь теневого флота. Долго тянули с этим вопросом, потому что многие европейские компании и страны могут зарабатывать на этом. Новый пакет санкций касается не только теневого флота, но и непосредственно ограничений на перевозку и перегрузку на базе европейских терминалов. И это составляет довольно серьезную часть доходов терминалов в Нидерландах и Германии, но это важная мера, которая позволит бороться с теневым флотом.

Также ввели санкции против компаний третьих стран — это более 60 компаний, которые занимались торговлей двойного назначения. Если говорить о кораблях, то сегодня Европа пытается вычислить, какими кораблями производилась перевозка российских энергоносителей, которые не регулировались по установленному ценовому коридору. Также они пытаются найти корабли, которые использовались для перевозки товаров двойного назначения, и, естественно, против них акцентировано ввести санкции. 

14-й пакет санкций касается 27 кораблей теневого флота — они теперь не могут заходить в порты. Но мы ожидаем, что список будет расширен и вычислят все 400 кораблей теневого флота. 

Россияне будут стараться закупать новые корабли и расширять теневой флот. Также, я думаю, они будут стараться использовать третьи страны для торговли. Например. РФ имеет контроль над Индией и индийской нефтегазовой отраслью. Кремлю довольно выгодно экспортировать в Индию свою нефть для того, чтобы потом экспортировать нефтепродукты уже непосредственно на европейский рынок. 

РФ нужно искать внешние рынки для газа и нефти. Они резко развернулись в сторону Азии —  Индия и Китай. Но вся инфраструктура по транспортировке была завязана на Европу. Для Китая и Индии у РФ довольно ограниченные возможности и их используют на полную мощность. 

Сейчас нефть и нефтепродукты перевозятся в первую очередь по железной дороге в Азию. Нужна новая инфраструктура — нефтепроводы, газопроводы, расширение пропускной способности. Кроме того, Индия и Китай, чувствуя что Россия от них сильно зависит, начинают выкручивать руки. Например, рассчитываются с РФ в национальной валюте. 

АНДРЕЙ ЗАКРЕВСКИЙ: Уже залит фундамент железного занавеса для РФ

— Европейский союз залил фундамент железного занавеса, который упадет рано или поздно. Победные рассказы россиян по поводу того, что количество российского СПГ превысило американское, связано с тем, что начиная с середины 2023 года сжиженный природный газ в большей степени Европа брала самостоятельно в Африке и Азии. И количество американского СПГ в Европе уменьшилось где-то до 15-16% в среднем. То есть вот об этом балансе СПГ в Европу. В мае неожиданно в Азии стали дорожать цены. Американцы сразу направили свои суда со сжиженным природным газом в Азию и на 2% уменьшили свою долю в Европе. А Россия на 1% увеличила. 

Получилось, что Россия со своими 15% вдруг стала больше, чем Америка с 14%. Для Европы хорошо диверсифицировать поставки для того, чтобы ни от кого не зависеть — ни от Америки, ни от России. Сейчас фиксируются те договоренности, которые были с Россией. Европейским странам говорят, что долгосрочные договоры с РФ, которые были заключены с РФ до полномасштабного вторжения, трогать не будут, но правила игры меняются. Теперь они не имеют права перепродавать этот сжиженный природный газ. Евросоюз теперь вообще отказывается от российского газа. 

Европейский Союз пока отстает в вопросе санкций от Японии, Великобритании, Канады. Напрямую от российского газа отказались всего лишь Германия, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Австрия планирует отказаться. 

Ситуация с российским аналогом SWIFT — это потрясающий момент. Там есть важная строчка о том, что банки и финансовые учреждения, которые подсоединить к российскому аналогу SWIFT попадают под санкции. Нельзя стать шлюзом между мировой системой и российским аналогом, все эти каналы перекрываются. 

За нарушение — запрет на расчет виртуальными деньгами. Туда также внесли криптовалютные организации. То, что криптовалютные операции полностью анонимные — это миф. 

Я думаю, что 16 и 17 пакеты санкций сделают так, что железный занавес для России с ее природным газом в Европу окончательно захлопнется.

АЛЕКСАНДР САВЧЕНКО: Издержки в процессе обхода санкций будут расти

— 14-й пакет после того, как там были озвучены санкции на экспорт газа и нефти в Евросоюз, ограничение цен на нефтепродукты и на нефть, является, я считаю, самым сильным. Как только он заработает, то РФ может недосчитаться, 0,5% ВВП. Это много. Конечно, это не смертельные санкции, но они будут чувствительные. И это касается экспорта сжиженного газа в первую очередь. Во вторую очередь, по моему мнению, это касается импорта запрещенных товаров и услуг из третьих стран. Речь о продукции, которая прямо или опосредованно используется в военно-промышленном комплексе. 

Евросоюз четко заявил, что теперь компании, которые находятся в Европе, отвечают не только за поставку своих товаров в третьи страны, но и отвечают за то, чтобы санкционная продукция не попала в РФ через посредников. Это очень важное условие. По сути, впервые Евросоюз предусмотрел наказание даже за такую в целом честную деятельность. 

В основном финансовые компании, которые работали с российским аналогом SWIFT были в Казахстане и Узбекистане. Но некоторые платежные системы размещались и в Европе. Вот именно о них идет речь. Теперь они, по сути, будут избегать любых операций с российской платежной системой. Более того, там есть механизм вторичных санкций. Я ожидаю огромного всплеска новых требований западных партнеров к своим восточным соседям — банкам Турции, ОАЭ, центральноазиатских республик. Это, конечно, очень сильно ослабит платежный механизм. Жизнь усложняется, транзакционные издержки обхода санкций будут расти. 

В начале действия санкций дополнительные издержки по обходу были где-то на уровне 10-15%. С конца прошлого года они выросли до 20%. А вот после 14-го пакета санкций допускают уже 25-30%. Это означает, что запрещенный импорт в Россию или экспорт из нее будет стоить где-то 30% от контрактной цены. А это очень дорого. Это приведет к большим потерям и для бизнеса, и для бюджета. Российские компании будут искать новые механизмы обхода санкций, и, к сожалению, такие обходные пути будут найдены.  

Читайте также: Как в 1990-х, но с юанем: что будет с экономикой России после новых санкций — ответили эксперты 

Прямой эфир