Доплавались: что было и что стало с Черноморским флотом РФ

Минус, по меньшей мере, 20 кораблей разных калибров и вынужденный побег из Крыма в Новороссийск. Таковы реалии некогда хваленого Черноморского флота РФ. Сумма потерь Кремля на морском поприще — более 5 млрд долларов.

Под раздачу украинских военных часто попадает и Керченский (Крымский) мост — незаконное и логистически важное для России сооружение. Военные базы, склады боеприпасов и портовая инфраструктура тоже под прицельным огнем ВСУ.

Что было и что стало с Черноморским флотом РФ, как изменилось присутствие РФ в украинском Крыму — в новом выпуске проекта Failed State ведущий Денис Похила анализирует вместе с экспертами:

  • Дмитрием Плетенчуком, спикером Военно-морских сил Вооруженных сил Украины;
  • Павлом Лакийчуком, руководителем военных программ Центра глобалистики “Стратегия ХХI”.

80 боевых кораблей и катеров, около 200 судов обеспечения. Таким был потенциал Черноморского флота России до полномасштабной войны против Украины, по состоянию на начало 2022 года. Так называемая витрина российской морской мощи стала одной из самых объемных статей расходов федерального бюджета. Особенно после оккупации в 2014 году украинского Крыма.

Развитая портовая инфраструктура, аэродромы, заводы для восстановления кораблей, учебные заведения для будущих поколений моряков — все это обильно финансировалось кремлевской машиной. И не в последнюю очередь — для устрашения соседей. Мол, чтобы неповадно было конкурирующим флотам и флотилиям зариться на морскую сферу влияния Кремля.

Преуспеть всюду — основная цель страны-агрессора. РФ грезила о полном контроле над Черным морем.

Черноморский флот РФ всегда был, можно сказать, элитным, он фактически был витриной “русского мира”. И корабельный, и личный состав флота комплектовался по приоритетному принципу. Служить в Крыму хотели многие, потому что, во-первых, они получали двойную зарплату (потому что служили за границей). Во-вторых, в Крыму — это не в Североморске все-таки служить, и не на Дальнем Востоке. Вкладывались россияне в Черноморский флот основательно, по всем параметрам развития инфраструктуры”, — отмечает Дмитрий Плетенчук.

Черноморский флот, который достался России, — это лишь осколок советского Черноморского флота, который был вспомогательным в составе военно-морского флота СССР.

Во время холодной войны советский флот действительно можно было назвать настоящим морским флотом. Надежды на него возлагались немыслимые — советское правительство амбиционно грозилось развернуть корабли и подводные лодки по всему миру. Крейсеры, эсминцы, фрегаты и даже авианосцы — весь этот список планировали натыкать в каждое море на карте мира, чтобы очертить не границы, но горизонты влияния Советов.

Забавно, что позже СССР будет использовать эти же корабли, чтобы заполнить полки советских магазинов бутылочками “Пепси”. Нет для Советов вещи, которая не сможет послужить денежным средством. Речь о феноменальной идее американского гиганта “Пепси” продавать лимонад в обмен на горячительные напитки и корабли советского производства. Оригинальная форма ползучей демилитаризации страны-противника.

17 единиц бывших боевых кораблей выкупила компания прежде, чем Советский Союз потряс мир своим распадом. По состоянию на 1990 год “Пепси” парадоксально и номинально стала владелицей седьмого сильнейшего подводного флота в мире.

Если еще до распада СССР с развитием флота не заладилось, то что говорить о попытках реанимировать отрасль Россией. Надежды Кремля на полноценно и однозначно украинский Крым не оправдались. Пока весь мир считает мощь военно-морских сил по тоннажу, делая ставки на крупные судна, Россия экономит и заменяет большие старые кораблями — меньшими новыми. Впрочем, ни первые, ни вторые Черноморский регион прикрыть не могут. И обеспечить господство для РФ — тоже.

“Корабли, которые считались самыми новыми, оказались в результате чуть ли не самыми бесполезными. Корабли, которые считались достаточно грозным оружием, те же самые большие десантные корабли, оказались не способными отбивать атаки маломерных быстроходных целей, такие как дроны. Но для нас там еще все равно достаточно много целей. И у ЧФ достаточно еще боевых единиц, которые могут нести опасность. Но в целом уровень технического оснащения этих кораблей был продемонстрирован на этой войне, и многие стереотипы были сломаны за счет нашей изобретательности”, — подчеркнул Дмитрий Плетенчук.

Первым на дно отправился пресловутый крейсер “Москва”. Отрицание, гнев и снова отрицание — три любимые формы информационных ловушек россиян. Пропагандисты по сей день выдумывают сказки об истинных причинах потопления судна. Рабочей выбрали версию пожара на крейсере. И этот пожар, мол, заставил сдетонировать боеприпас. Почему и как это произошло, в Минобороны РФ додумывать не стали.

Путин отрапортовал, что ему пообещали изготовить около 50 новых кораблей. К слову, это на два военных корабля больше, чем в прошлом году, и вдвое больше, чем среднегодовой показатель за предыдущее десятилетие.

Но Россия уже не может использовать Севастополь, Бердянск и Феодосию в качестве мест базирования кораблей. Переезжать уцелевшим составом в срочном порядке пришлось в тесный коммерческий порт “Новороссийск”.

“Технически у РФ осталось три флота и две флотилии, потому что утрата корабля первого ранга, которым являлся крейсер “Москва”, автоматически понижает уровень”, — пояснил Дмитрий Плетенчук.

Все цели, которые выбрала Украина для ударов по мощностям страны-агрессора, оправдали средства.

“Перед группировкой сил военно-морского флота России в Черном море к началу полномасштабного вторжения ставилось четыре главных задачи. Блокада побережья, блокада противника с моря. Третья — морская десантная операция, как составляющая задачи по поддержке сухопутных войск на приморском направлении. И четвертая — нанесение ударов вглубь территории нашей страны. Мы лишили Черноморский флот способности выполнять эту задачу”, — прокомментировал Павел Лакийчук.

Что же осталось у России в конечном итоге? До и после флагмана российского флота — ракетного крейсера “Москва” — посыпались и другие кирпичики ЧФ России. Открыл “парад” потоплений большой десантный корабль “Саратов” — в марте 2022 года он ушел на дно вблизи Бердянска вместе с боекомплектами и припасами для захватчиков Мариуполя и Гуляйполя. Катера “Серна” и несколько “Рапторов” тоже легли тяжелым грузом около острова Змеиный.

Там же в скором времени был не “убит”, но “ранен” украинскими беспилотниками “Всеволод Бобров” — новое судно тылового обеспечения, которое только спустилось с конвейера, и сразу же угодило на ремонт.

“Даже несмотря на то, что ряд кораблей, носителей “Калибров”, был подбит, поврежден, часть из них была введена в состав флота повторно”, — уточнил Павел Лакийчук.

“Они показали неспособность отбивать атаки морских дронов. Это видно на кадрах, когда с большого десантного корабля проекта 775 они пытались противодействовать дронам ручным оружием, просто свешиваясь за борт”, — добавил Дмитрий Плетенчук.

Также пострадали “Спасатель Василий Бех”, “Оленегорский горняк” и “Адмирал Макаров”, с которого россияне запускали ракеты по украинским нефтебазам в начале полномасштабной войны. Буксир “Спасатель Василий Бех”, к примеру, восстановлению не подлежит. У “Оленегорского горняка” шансы тоже не самые высокие — при буксировке судно сильно кренит. “Адмирал Макаров” же, говорят, снова выходит на боевые дежурства.

“Сейчас Украина на море демонстрирует формирование новой концепции ведения боевых действий. И по результатам этой войны, возможно, будет пересматриваться применение флотов в закрытых театрах, такие как Балтийское море, Черное море, ряд средиземных акваторий”, — отметил Павел Лакийчук.

Также под прицелом находятся судоремонтные заводы в Крыму. Вследствие ракетной атаки сильно пострадал судоремонтный завод в Севастополе. Storm Shadow подбили российскую подводную лодку, восстанавливать которую для России будет нерентабельно. Да и ремонтной базы в Крыму для россиян уже не осталось.

“В отличие от надводных кораблей, которые отслеживаются средствами радиолокации, подводная лодка вышла из базы в подводном положении, и мы ее не видим. Нужна только гидроакустика. Чтобы выявить подводную лодку, необходимо сбрасывать гидроакустические буи. Это такой буй, внизу которого находится гидроакустическая станция, а сверху — средства связи, которые передают информацию”, — пояснил Павел Лакийчук.

“Спросите у “Аскольда”, спросите у “Ростова-на-Дону”, у “Минска”, у судна “Коммуна” — как ремонтируются судна и корабли в Крыму. Мы не позволим использовать Крым как ремонтную базу. Мы это говорили открыто, откровенно, честно — не услышали”, — сказал Дмитрий Плетенчук.

Российское судостроение едва успевает за потерями своих кораблей в войне против Украины. Именно украинские ракеты и беспилотники топят или взрывают тоннаж вражеского флота почти так же быстро, как страна-агрессор может его наращивать.

Ночь на 24 марта 2024 года стала особенно богатой пораженными целями Черноморского флота в Севастополе. Пострадали большие десантные корабли “Ямал” и “Азов”, разведывательный корабль “Иван Хурс”.

Карта остатков Черноморского флота выглядит удручающе. Причем, на момент полномасштабного вторжения России картина была лучше лишь в номинальном смысле. Во многом из-за того, что крейсер “Москва” еще стоял на воде, а не разлагался на морском дне.

Что же теперь? Заводы не поспевают за потерями, заказы превышают возможности, а защищенных портов для россиян в Черноморском регионе не просто нет, а никогда и не было.

Не то, что довести до ума, но сберечь и защитить то оккупированное, украденное — страна-агрессор не смогла. Возможно, впору кремлевским чиновникам научиться отпускать? Это умение дало бы России шанс оспорить и не передавать из поколения в поколение свое звание failed state — несостоявшегося государства.

Предыдущие выпуски проекта Failed State:

Прямой эфир