Докатались: величие российского автопрома оказалось дутым

Новые “Искра”, “Аура”, перерождение “Волги” и “Москвича”. Может показаться, что Россия действительно озадачилась реанимацией своего автопрома. Виной всему санкции. В 2022 году с российского рынка исчезла каждая пятая модель автомобиля, и распиаренное властями импортозамещение кризис не прикрыло. Российский автопром не переживал такого падения за всю историю.

Как Путин своей войной против Украины уничтожил авторынок РФ — в новом выпуске проекта Failed State ведущий Денис Похила анализирует вместе с экспертами:

  • Олегом Пендзиным, исполнительным директором Экономического дискуссионного клуба;
  • Алексеем Мочаловым, автомобильным журналистом.

Производство автомобилей России ни разу не переживало такого падения. Даже во время мирового финансового кризиса в 2009 году в России было выпущено 729 тысяч автомобилей — на 50 тысяч больше, чем в 2022 году. А уход топовых автомобильных брендов полностью добил российский рынок.

Для спасения ситуации российские власти разрешили производить “упрощенные” модели авто — по нормам сборки 1990-х годов. О подушках безопасности и системах оповещения экстренных служб об аварии можно забыть. Кроме того, в Москве декриминализировали параллельный импорт, но не учли, что схема предусматривает трехкратное удорожание даже самых бюджетных автомобилей.

Из менее глобальных решений — власти разрешили производителям ставить в автомобили двигатели экологического класса “Евро-0” с выхлопом по нормативам 1988 года. Они были запрещены в России еще в 2002-м.

Также теперь можно не устанавливать системы, к которым у производителей нет доступа из-за санкций или дефицита чипов. К примеру, антиблокировочные системы (ABS) и системы контроля устойчивости автомобиля (ESP).

“Вполне возможно, это будет автомобиль российского производства. Вполне возможно, в этом автомобиле не будет ABS. Вполне возможно, в этом автомобиле не будет подушек безопасности. Вполне возможно, в этом автомобиле будет стоять двигатель еще времен ВАЗ 2101. Но сваренный кузов будет, пусть и со щелями. Но у него в любом случае будет хоть этот, но автомобиль”, — комментирует Олег Пендзин.

Несмотря на санкции, достать комплектующие на любой автомобиль в России все еще возможно — на “сером” рынке, и чаще всего не оригинальные, а китайские запчасти.

“Спрос российского потребителя на более или менее качественные автомобили европейского производства реализовывался за счет “серого” импорта из стран ближайшего зарубежья. Тот же Казахстан, Туркменистан, Армения, Азербайджан нарастили объем закупки автомобилей европейских брендов в 4-5 раз. Когда фирменные сервисы в странах ближнего зарубежья начали активно проводить политику регистрации автомобилей, которые были проданы на российский рынок, то европейские производители резко ограничили поставки, чтобы не попасть под вторичные санкции”, — поясняет Пендзин.

“Вездесущие китайцы” — так окрестили экспортеров из КНР в “АвтоВАЗе”. И фактически стряхнули с себя всю вину за неудачи в продаже “Лады Весты” (Lada Vesta). Как отметили в “АвтоВАЗе”, сейчас данный автомобиль в более-менее приемлемой комплектации продается исключительно в кредит. Мол, Китай контролирует 90% российского легкового авторынка именно в финансовом выражении, сетуют в компании.

Более того, для выпуска “Лады Весты” не хватает китайских запчастей. Завод столкнулся с дефицитом элементарных ступичных гаек. И это в стране, чья долгота и широта позволяют такого рода потребность перекрыть. Вот только деньги идут не на народные интересы, а на убийство украинцев.

В пиар российского автопрома вливаются баснословные деньги. Чего только стоит федеральному бюджету одна поездка Путина за рулем “Лады Ауры”. Примечательно, что катался военный преступник по трассе, которой планирует соединить Россию с Китаем.

Еще одна из основных проблем — низкая платежеспособность россиян, им покупать даже отечественные авто не за что. В 2024 году доступность автомобилей в стране упала до исторического минимума, пишет The Moscow Times. На покупку недорогой новой машины гражданину РФ понадобится, по меньшей мере, 41 зарплата, а подержанной — 17 зарплат.

“Достаточно иметь одну машину на один подъезд, и раз в месяц попросить соседа отвезти, например, в поликлинику. Думаю, что большинство людей так и справляются, потому что налоги достаточно высоки”, — говорит Алексей Мочалов.

А доходы — нет. И ситуация усугубилась с уходом европейских заводов из РФ, что существенно сократило количество рабочих мест. По состоянию на начало 2022 года в России работали 18 автомобильных производств, половина из них — полностью иностранные, иные 9 финансировались Западом частично либо вообще собирали иномарки по купленным лицензиям. К середине 2023 года функционировать продолжили лишь 6 производств. А 45% собираемых и производимых авто в России просто исчезли, оставив после себя флер растущих цен, дефицита и невосполнимое чувство утраты.

Одной из идей Путина по поддержке автопрома было пересадить на отечественные машины всех чиновников.

Пересадить на российский автопром Путин попытался даже своего северокорейского союзника Ким Чен Ына. Российский лимузин в стиле ретро Aurus Senat уже колесит улицами Пхеньяна. Северокорейский диктатор подарок не оценил, но принял. Даже несмотря на то, что Aurus Senat буквально напичкан “вражескими” запчастями — южнокорейскими деталями. Стоимость такого номинально российского продукта — более 500 тысяч долларов.

После развала СССР не было ни одного российского автомобиля, который бы выпускался из отечественных комплектующих на 100%. У легендарной “Нивы” 20% комплектующих были импортными. Lada Vestа собиралась за счет импорта на 60%. Lada Granta тоже ехала благодаря чужим деталям.

“Сегодня в России полностью локализовать производство автомобилей невозможно. И завозить комплектующие нельзя из-за санкционных ограничений. Вот они оказались в патовой ситуации, когда сами создать не могут, а использовать могут только “серые” схемы. А с ними очень большие проблемы”, — говорит Олег Пендзин.

“Представить себе, что кто-то из крупных брендов вернется в Россию даже после завершения войны, мне очень сложно. Надо быть очень оптимистичными людьми, чтобы возвращаться. Хотя многие бренды, которые работали в России, все-таки обладали определенным оптимизмом”, — добавляет Алексей Мочалов.

Миф о легендарном великом российском автопроме оказался раздут до невероятных масштабов. И окончательно лопнул, как мыльный пузырь, после введенных санкций. Неспособность производить свои детали и запчасти, импортировать комплектующие, уход с рынка западных автогигантов — стали не просто потрясением, а и началом конца российского автопрома.

Китай — один из немногих нынешних партнеров России — совершил настоящую экспансию, наводнив рынок РФ своими моделями, и поставив “монстра” российского автопрома “АвтоВАЗ” в зависимость от поставок китайских комплектующих.

Скоро у россиян появится альтернатива китайскому ширпотребу. В страну планируют ввозить новые иностранные марки авто — из Индии, Ирана и африканской Уганды.

Предыдущие выпуски проекта Failed State:

Прямой эфир