Аннексия Крыма: кто “сдал” полуостров россиянам и можно ли было избежать оккупации

Временно оккупированный Крым. Фото: qha.com.ua

28 февраля 2014 года Верховная Рада Автономной Республики Крым под давлением военнослужащих ВС РФ проголосовала за проведение так называемого “референдума” о статусе Крыма. В тот же день подразделения вооруженных сил страны-оккупанта начали блокирование украинских воинских частей на полуострове. Были захвачены аэропорты Бельбек и Симферополь, взяты под контроль сухопутные въезды в Крым со стороны материковой Украины.

Впрочем, до сих пор остаются открытыми вопросы, почему в 2014 году, когда “зеленые человечки” уже фактически оккупировали Крым, украинская власть заявила о небоеспособной армии Украины, которая не сможет вступить в вооруженный конфликт с врагом.

Благодаря стенограмме заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 28 февраля 2014 года, мы сегодня имеем возможность лучше понять обстоятельства, которые привели к оккупации Россией украинского Крыма.

Тогда на экстренном заседании СНБО, исполняющий обязанности министра обороны Игорь Тенюх заявил, что “сегодня мы сможем собрать со всей страны военную группировку численностью более 5 тыс. военнослужащих, способных выполнять боевую задачу. Их можем бросить в Крым, но это не решит проблемы полуострова“.

По моему убеждению, назначение на эту должность Тенюха — это огромная ошибка, которую мы все эти годы российско-украинской войны пытаемся исправить.

Начнем с того, что назначение Тенюха произошло по политическим квотам ВО “Свобода”. Человек не имел практического управленческого опыта — это была огромная ошибка, учитывая те тенденции, которые уже происходили в Крыму.

Что касается заявлений Тенюха, то надо начинать не с его оценки концентрации российских войск на границах Украины, а с его оценки боеспособности ВСУ. По его словам, в Крыму на тот момент было более 20 тыс. российских военных против 1,5-2 тыс. украинцев, готовых выполнять приказ о применении оружия.

Тенюх фактически официально тогда заявил врагу о том, что у нас ограниченное количество боеспособных войск. Это нонсенс, когда министр обороны страны выходит и говорит о том, что нам некем и нечем защищаться. Россия поняла, что серьезного сопротивления не будет. Своими заявлениями тогдашний министр обороны Украины фактически подтолкнул Россию на оккупацию наших территорий.

Выступая в суде по делу Виктора Януковича Тенюх процитировал слова Степана Полторака, который в то время возглавлял Национальную гвардию и, по словам Тенюха, тоже участвовал в заседании СНБО.

“Сразу же после меня выступил Степан Полторак. Дословно сказал: я предлагаю с гордо поднятыми флагами выводить наши части из Крыма”, — сказал Тенюх.

Полторак отреагировал на эти слова, назвав комментарии адмирала Тенюха “неадекватными”, а его самого — “напуганным”. Он напомнил, что на тот момент еще не был членом СНБО.

Все рассказы о том, что Украина не была готова давать отпор, не соответствуют действительности. В Крыму было сконцентрировано достаточное количество боеспособных войск. Вопрос в том, что была полная дезорганизация.

С этим утверждением соглашается и член Меджлиса крымскотатарского народа, бывший узник Кремля Ильми Умеров:

“Из 300 воинских частей в Крыму, пожалуй, 10-20 могли бы выступить хотя бы с боем. Если на тебя нападают, ты должен хотя бы свою воинскую часть защитить. Приказы же шли противоположного характера: не мешать, не оказывать никакого сопротивления, делать все, что скажут”.

Умеров возлагает ответственность за отсутствие сопротивления на тогдашнего спикера Верховной Рады, исполнявшего обязанности президента, Александра Турчинова.

“То, что этот “кровавый пастор” лишь третий день был исполняющим обязанности президента, не снимает вины с него. Тем более, на заседании СНБО он был за то, чтобы отдать приказ действовать согласно уставу, хотя армия в таких приказах не нуждается”, — вспоминает в интервью информационному агентству Qirim.News Ильми Умеров эти события.

Все разговоры относительно приказа стратегических партнеров по Крыму, где заявляют о том, что не стоит провоцировать РФ — это свидетельство государственного преступления. Министр обороны давал присягу на верность народу Украины. Соответственно, его конституционная обязанность — это защита территорий собственной страны. Но никаких мер по противодействию врагу не было проведено.

Первый этап гибридной войны в Украине начался с Крыма. Тогда российским спецслужбам удалось инкорпорировать местную власть, чтобы она была лояльной к российской военной оккупации. Именно с этого периода следует начать отсчет ошибок военно-политического руководства Украины, которые помешали эффективному противостоянию российской агрессии.

Первая. 5 марта 2014 года Шевченковский районный суд Киева вынес постановление о задержании “спикера” крымского парламента Владимира Константинова и “премьер-министра” автономии Сергея Аксенова. Их требовали доставить в суд для избрания меры пресечения.

В отношении Аксенова и Константинова правоохранительные органы Украины начали уголовное производство по ч. 1 ст. 109 УК республики. А именно “действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти”.

5 марта 2014 года Шевченковский суд Киева вынес постановление, а уже 7 марта делегация из Крыма во главе с Константиновым встретилась с депутатами Госдумы РФ. А затем пообщалась с сенаторами из Совета Федерации. Во время встреч “спикер” крымского парламента пообещал сделать все возможное, чтобы украинский полуостров присоединился к России.

Показателен тот факт, что Константинов, несмотря на постановление Шевченковского суда и расследование дела украинскими правоохранителями, летит в Москву.

Обращаю внимание, что воздушный коридор самолета с крымской делегацией коллаборационистов во главе с Константиновым пролегал над территорией Украины и обеспечивался украинской стороной. Поднять в воздух истребители и посадить на украинский аэродром самолет с предателями — это дело сугубо техническое.

Несмотря на то, что Шевченковский районный суд Киева вынес постановление о задержании Константинова, украинские военные никак не реагируют. Более того, они дают коридор как в Москву, так и в обратном направлении — из Москвы. Решение или команду о невмешательстве в это дело военные могли получить только от высшего политического руководства страны.

Соответственно, тогда возникает вопрос, что уже 7 марта 2014 года судьба украинского Крыма была решена не в пользу Украины. И решал ее не предатель Константинов. Это первая ошибка и поражение тогдашнего украинского военно-политического руководства.

Вторая. Вторая ключевая ошибка заключается в том, что только после проведения референдума в Крыму, а именно 17 марта 2014 года, объявляют частичную мобилизацию. Объявляют тогда, когда становится понятным, что Путин претендует не только на Крым, но и на восточные области Украины.

Только 17 марта отдается приказ о применении оружия украинскими военными при попытке штурма украинских частей. Обращаю внимание, что этот приказ идет вразрез с предыдущими приказами не поддаваться на провокации и не открывать огонь. В итоге мы имели полную деморализацию личного состава, который уже просто не понимал, какие приказы ему выполнять.

Третья. Отказ ввести военное положение в Крыму в феврале 2014 года был третьей стратегической ошибкой.

Обращаю внимание, что необъявление военного положения и одновременно применение Вооруженных сил внутри страны является грубым нарушением статьи 17 Конституции Украины, обязательств президента, предусмотренных 102-й и 106 статьями Конституции, а также статьи 4 закона “Об обороне Украины”, которая четко говорит, что в случае угрозы военной агрессии или реальной военной агрессии президент должен принять решение на применение Вооруженных сил, ввести военное положение и обратиться с представлением в Верховную Раду о признании состояния войны. Это три ключевых полномочия президента, которые были полностью проигнорированы.

Четвертая. Тогдашняя политическая власть Украины, которая не смогла оказать сопротивление российским оккупантам в Крыму, могла бы организовать сопротивление с помощью местного украинского и крымскотатарского населения. Сделать это можно было бы, в частности, путем массовой раздачи огнестрельного оружия, как это происходило в Киеве в начале полномасштабного российского вторжения. Это бы помогло проукраински настроенному населению самоорганизовываться.

Учитывая численность крымскотатарского и украинского населения, можно было бы говорить о нормальном функционировании вооруженного сопротивления. К сожалению, этого не произошло. Это еще один элемент предательства, который свидетельствует, что территории сдаются.

Открытым остается вопрос, почему сотрудники крымских управлений правоохранительных органов и специальных служб не защищали полуостров.

А дело в том, что некому было защищать. 90% сотрудников спецслужб оказались предателями. Украина в этом направлении никак не действует, сделала вид, что просто так произошло. Хотя именно они должны были противодействовать российской агрессии, подавлять антигосударственные митинги. Не делали этого, потому что сами были причастны к действиям России. Их фактически купили. Служба безопасности все время не блокировала влияние иностранных спецслужб, а “крышевала” нелегальный и легальный бизнес. Россия прекрасно об этом знала и дала им возможность продолжить свои дела, вступив в ряды ФСБ. Такая же ситуация была во время захвата части Донбасса.

Из этих ошибок вытекают и дальнейшие результаты российско-украинской войны.

Кроме того, добавлю, что в момент, когда Кремль понял, что имеет возможность продвигаться дальше и не получать никакого сопротивления своим действиям — это и стало сигналом для проведения “русской весны”, но уже на Востоке Украины.

В то же время экс-начальник Генерального штаба и главнокомандующий Вооруженными силами Украины (2012-2014 г.) генерал-полковник Владимир Замана в своих воспоминаниях в суде по делу о государственной измене беглого президента Виктора Януковича заявлял, что считает отказ ввести военное положение в Крыму в феврале 2014 года “стратегической ошибкой новой власти”.

По мнению Заманы, первопричина проблем Украины не в имперских амбициях Путина. Он всего лишь стервятник, захвативший то, что бесхозно валялось. А валялось именно потому, что никто в официальном Киеве не собирался защищать Крым. Вспомним, как новая власть с утра до ночи портфели делила…

21 марта 2014 года тогдашний исполняющий обязанности министра обороны Украины Игорь Тенюх заявил, что без команды самого высокого уровня армия не имеет права выполнять задачи подобного уровня.

“Для того, чтобы армия вмешалась, эти политики должны принять соответствующее политическое решение. Тогда Вооруженные силы начнут действовать! Сейчас, без политического решения, выполнять задачи армия не имеет права”, — заявил и.о. министра обороны.

Если бы украинская власть защитила Крым, не было бы войны на востоке. Война на Донбассе — это прямое следствие бездействия официального Киева в Крыму.

Открытым остается вопрос, как вернуть полуостров в состав Украины

Процесс будет очень тяжелый. Германия объединилась после 50 лет советской оккупации. Франция вернула земли Эльзас-Лотарингии после 40 лет немецкой оккупации. Украина должна действовать не только дипломатически, но и рассматривать военный способ.

Как отмечает глава Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов, страна-агрессор захватила Крымский полуостров для того, чтобы превратить его в огромную военную базу. Это позволяет контролировать большую часть южного побережья Украины. Он считает, что вернуть оккупированный Крым военным путем будет легче, чем отвоевать оккупированные территории Донецкой и Луганской областей.

“С военной точки зрения отвоевать Крым гораздо легче, чем Донбасс, где более 1000 км фронта и глубина более 200 км. В Крым есть две точки входа — с российской стороны и с нашей: Крымский мост и сухопутный перешеек. Вопрос отвоевания — это наши фронтовые операции: с российской стороны — путем разрушения коммуникаций, с нашей — путем давления. И тогда все — Крым изолирован”, — подчеркнул Буданов.

Верховная Рада Украины официально объявила датой начала оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года. Если бы в 2014 году в Крым не пустили “зеленых человечков”, Россия не вторглась бы на территорию Донбасса, заявил президент Украины Владимир Зеленский в интервью Axios on HBO.

“Если бы я тогда был президентом, мы бы там все умерли в Крыму, но мы бы туда “зеленых человечков” не пустили. А если бы не пустили туда “зеленых человечков”, то Россия не помогала бы сепаратистам и не была бы на востоке Украины”, — сказал Зеленский.

Военно-политический аналитик Дмитрий Снегирев, специально для FREEДOM

Предыдущие обзоры автора:

Прямой эфир