Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко в прямом эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UA рассказал о ситуации в городе по состоянию на 2 июня, а также о том, сколько мариупольцев осталось в оккупации, и когда Украина освободит Мариуполь и Азовское море.
— Что известно о ситуации в Мариуполе на сегодня, 2 июня?
— Их цель остается прежней. Они собираются и дальше вывозить металлопрокат всех видов. Слябы и рулонную сталь, которая до сих пор хранится в порту и принадлежит компании Метинвест. Первая партия ушла пару дней назад на судне РМ-3 в сторону Ростова-на-Дону. Было погружено две с половиной тысячи тонн.
Сегодня-завтра ожидается второй заход в порт подобного судна для дальнейшей погрузки. От глобального разворовывания спасает только то, что глубоководная часть порта и канал заблокирован нашими судами. Россияне их не подняли. Плюс, отсутствие электричества. Фактически там работает один кран, который осуществляет погрузку. Поэтому перевалка даже 2,5 тысяч тонн осуществляется несколько суток, хотя при нормальной работе это дело на пол дня.
В первую очередь они собираются вывезти металл. Также, в порту хранилось около 3,5 тысяч тонн зерна. По нашей информации они попытались его загрузить, но что-то пошло не так. Возник пожар, они его залили при попытке тушения. Зерно фактически испорчено. В его вывозе нету никакого смысла. Поэтому пока только металл.
В дальнейшем порт будет для них основной перевалочной базой.
— Как мариупольцы относятся к оккупационной власти?
— Недовольство оккупационной властью нарастает даже у тех, кто соблюдал условный нейтралитет… Впереди оккупантов ждут сюрпризы. Во-первых, мариупольцы привыкли ко всем проявлениям демократии и не держать в себе то, что они думают. Они быстро выходят на улицу высказать свое мнение и неважно какое. Во-вторых, за последние восемь лет они привыкли, что если власть что-то обещает, то власть должна это сделать в те сроки, в которые обещала. На этом и “подрываются” оккупанты.
Обстрелы закончились, пришла весна, потеплело и жизнь эмоционально стала немного легче. Люди сейчас приводят голову в порядок и адекватно начинают воспринимать то, что происходит. Их пытаются пичкать пропагандой на каждом шагу, однако не очень успешно.
Недовольство в городе растет. Мы наблюдаем абсолютный саботаж. Город оказался абсолютно недружественным к оккупации. Люди без принуждения не включаются в работу: ни по очистке завалов, ни в работу оккупационной администрации, ни в работу школ. В Мариуполе смогли найти всего 53 учителя на анонсированные 9 школ. Мариупольцы не воспринимают оккупацию.
— Сколько было мариупольцев и сколько осталось?
— По последним данным, в городе от 150 до 170 тысяч человек. В данный момент, мы наблюдаем тенденцию возврата людей в город, в связи с тем, что остановлена нормальная эвакуация. Люди вынуждены из оккупированной части Запорожской и Херсонской областей возвращаться домой.
— Для чего России иностранные суда под юрисдикцией “Донецкой народной республики”? Ведь использовать их вряд ли смогут долго, как минимум потому что их не смогут обслуживать.
— Я бы не был настолько оптимистичен в этом плане. Во-первых, суда спокойно смогут курсировать Азовским морем, акваторией Черного моря, особенно на подконтрольной России территории. Это грузовые суда. Они могут использоваться для перевозки того, что российские войска хотят украсть в городе.
Во-вторых, глобально порт “ДНР” нужен с точки зрения транспорта. Это уголь. Его надо возить в Россию. Это остатки металла, зерно и т. д. Суда для этой задачи подойдут. Ремонтировать теоретически их можно.
Вряд ли они запустят наш Азовский судоремонтный завод, но где-то в акватории Крыма, Азовского моря или на территории России точно есть места, где можно отремонтировать. Сами суда целые и с ними ничего не произошло, поэтому сейчас ремонтировать ничего и не надо. Это вполне в российском духе – забрать то, что есть, что плохо лежит и использовать. Они так поступили с самолетами и лизингодателями.
— Как долго можно будет эксплуатировать эти суда?
— Какой-никакой торговый флот в Российской Федерации существует. Так что они в состоянии ремонтировать и эти суда будут обслуживать тоже. Их заберут, переименуют, перекрасят, спрячут и потом они смогут ходить и в акватории Средиземного моря. С судами у Российской Федерации ситуация лучше, чем с самолетами.
— Есть ли у властей наработки по деоккупации Мариуполя и Азовского моря?
— Мы общаемся с военными и оптимистично смотрим в будущее. Пусть не через 2-3 месяца, но мы уверены, что к концу года вернемся домой. На данный момент подготовка плана по восстановлению города в процессе. Речь идет не только об инфраструктуре и не только о жилой застройке. Мы смотрим какой будет экономика города. Также, учитываем заявления компании группы “Метинвест” о том, что они будут восстанавливать завод. И мы понимаем, что речь идет о “белой металлургии”.
Мы проведем диверсификацию экономики. Это будет туризм и порт будет использоваться (равно как и вся остальная акватория) для транспортного, пассажирского и туристического сообщения. Порт для нас важен. Военная победа наконец-то разблокирует для нас полностью судоходство Азовским и Черным морями. И мы в полном объеме сможем использовать свой потенциал.
Читайте также:
С новой реактивной артиллерией ВСУ смогут уверенно планировать контрнаступление уже в июле — Жданов