Украина вместе с партнерами успешно реализовала сложный, но очень важный проект — вывоз своей агропродукции морем. Страна продолжает экспортировать зерно морским коридором после того как Россия приложила максимум усилий, чтобы заблокировать украинскую агропродукцию.
Созданный Военно-морскими силами Вооруженных сил Украины морской коридор с августа 2023 года обеспечил экспорт почти 22 млн тонн продукции. Объемы могут быть увеличены на еще на четверть, отмечают в правительстве Украины.
Экспорту есть куда расти
Как сообщил вице-премьер-министр по восстановлению Украины Александр Кубраков, с августа “зерновым коридором” воспользовались более 700 судов.
Вице-премьер указал, что перевалка идет из трех портов Большой Одессы — “Черноморска”, “Одессы” и “Пивденного”. В ночь на 10 февраля они в очередной раз были атакованы российскими дронами.
“К сожалению, имеем повреждения инфраструктуры для перевалки и уничтоженное зерно”, — сообщил Кубраков.
По его словам, с 18 июля прошлого года — последнего дня работы “зернового коридора”— в результате атак РФ на морские порты Украины повреждено почти 200 объектов портовой инфраструктуры, пострадало более 26 гражданских лиц.
“В то же время, портовики достаточно быстро восстанавливаются… Более того, ежедневно увеличивают объемы перевалки”, — отметил вице-премьер.
Он отметил, что более 22 млн тонн за полгода — не предел. Можно увеличить объемы на четверть, если удасться достичь безопасности на сопутствующих объектах инфраструктуры — сети автомобильных дорог и железной дороги.
Украина экспортировала по морю десятки миллионов тонн агропродукции после того, как РФ вышла из Черноморской зерновой инициативы семь месяцев назад. С тех пор страна-агрессор всячески старается помешать продаже украинского зерна за рубеж.
Как сообщалось, 10 августа 2023 года Украина анонсировала новые временные маршруты для торговых судов, которые входят/выходят из морских портов Украины. Эти маршруты основным образом использовались для отправки гражданских судов, находившихся в украинских портах, таких как “Черноморск”, “Одесса” и “Южный”, со времени начала полномасштабного вторжения России 24 февраля 2022 года.
Параллельно в государствах Европейского Союза происходят реформы агропромышленного комплекса, которые опосредованно влияют на положение дел украинских компаний. К примеру, 11 февраля возле украинско-польского пункта пропуска “Ягодин-Дорогуск” бастующие польские аграрии вскрыли украинские грузовики и высыпали часть зерна. Украина обратилась к полиции Польши с требованием открыть дело по факту случившегося. Инцидент расследуют польские правоохранители.
Из-за блокировок через Польшу в январе 2024 года транзитом проследовало меньше 5% экспортируемого Украиной зерна, чем в прошлом году. Об этом заявил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Тарас Высоцкий. Он добавил, что Украина делает все возможное, чтобы обезопасить экспорт украинской агропродукции по морскому коридору. Однако в условиях войны для Украины важны все логистические пути.
Читайте также: Корабли НАТО и усиление ПВО — залог более эффективной работы “зернового коридора”, — Гапон
Комментарии специалистов
Российская армия обстреливает украинскую припортовую инфраструктуру, минирует акваторию Черного моря и угрожает безопасности судоходства. Однако даже несмотря на это Украине удалось наладить эффективную работу “зернового коридора”, констатируют эксперты. Подробно о перспективах морских маршрутов в эфире телеканала FREEДОМ говорили:
- Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба;
- Ольга Трофимцева, и. о. министра аграрной политики и продовольствия в 2019 г., посол по особым поручениям в МИД Украины в 2022-2023 гг.;
- Михаил Непран, первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины;
- Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета.
ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Россия блокировала украинское зерно в том числе из-за конкуренции
— Юго-Восточная Азия и Китай — это наши традиционные рынки. С началом крупномасштабного вторжения РФ, по сути, весь морской экспорт, а он составлял основу украинского экспорта, был заблокирован. Был потом введен “зерновой коридор” с очень сложной процедурой досмотра кораблей, с постоянным блокированием прохождения кораблей через Босфор и Дарданеллы в связи с затягиванием процесса осмотра. В любом случае, Российская Федерация сделала все для того, чтобы этот процесс явно был в значительно меньшем объеме, чем это было до войны.
Просто нужно понимать, что РФ является конкурентом Украины на зерновых рынках. Действия России привели к тому, что, например, в тот же Египет, который был достаточно крупным потребителем украинского зерна, доля экспорта уменьшилась практически в полтора раза. Впоследствии недостающую часть стала поставлять Россия.
Интерес Украины был в том, чтобы восстановить “зерновой коридор” после того, когда РФ из него вышла, и начались очень серьезные угрозы в связи с безопасностью кораблей. Нужно было найти безопасный маршрут по Черному морю вместе с нашими партнерами, которые были заинтересованы в этом процессе, и потихонечку восстанавливать объемы экспорта, которые Украина вывозит через море.
Почему это важно? Мы с вами знаем ситуацию, которая сложилась на западной границе. Мы в курсе тех процессов, которые которыми сопровождается украинский экспорт на европейский рынок. Там очень жесткая конкуренция, и не всегда наши конкуренты — европейские аграрии — используют методы конкурентной борьбы.
Потому что блокирование границы однозначно — это неконкурентные методы борьбы.
Для нас крайне важным было восстановление в полном объеме морского пути. И он пошел через территориальные воды наших партнеров — Болгарии и Румынии.
Достаточно большой объем взяла на себя Румыния, в том числе и по перегрузке балкеров, которые уходили из дунайских портов перегружались в более крупные корабли в Констанце. То есть этот процесс занял определенное время.
Есть надежда, что этот положительный процесс будет продолжаться. Хотя, еще раз говорю, россияне имели попытки достаточно серьезно повлиять на него и путем минирования, и выводя свои корабли в акваторию Черного моря. Но активная работа украинских Военно-морских сил привела к тому, что на сегодняшний момент трафик более-менее безопасен. Что, кстати, и отразилось на стоимости страхования судов, которые идут по этому морскому коридору.
Ни один корабль не выйдет из порта, если груз и само судно не застраховано соответствующим образом. Стоимость страховки, естественно, предусматривает и военные риски, которыми подвергаются судна. То, что на сегодняшний момент Украина частично берет на себя эти риски, и то, что стоимость страхования существенно уменьшилась, дает достаточно позитивную перспективу.
Когда был просто “зерновой коридор”, везли только аграрную продукцию. После того как Украина проложила свой более-менее безопасный путь, поехала и металлургическая продукция.
ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: Убыток украинскому агропромышленному комплексу оценивается на уровне 8,7 млрд долл
— Украинский зерновой коридор работает стабильно. Это уже позитив. То есть у нас нет каких-то срывов, форс-мажорных ситуаций, которые бы привели к тому, что наши партнеры, например, владельцы судов, а также страховые компании излишне нервничали. Соответственно, это очень большой плюс для нас.
Мы не можем сказать, что мы вышли уже совсем на 100% тех объемов, которые мы имели перед большой войной. Но, тем не менее, мы мы постепенно приближаемся к этим цифрам.
Мы видим, что, во-первых, наши противовоздушные силы тоже совершенствуются с каждым днем, и, соответственно, это тоже вносит свою лепту в стабилизацию работы и в улучшение условий работы “зернового коридора”. Соответственно, мы заходим в 2024 год с оптимизмом, опять же глядя на цифры как минимум января-декабря прошлого года.
Фактически сейчас прямой убыток украинскому агропромышленному комплексу оценивается на уровне 8,7 млрд долл. И можно сказать, что до 30% капитала, который был вложен в украинский АПК, был за это время либо уничтожен полностью, либо значительным образом поврежден. В первую очередь страдают, естественно, сельскохозяйственная техника и объекты инфраструктуры.
Соответственно, это все в комплексе дает возможность расширить это узкое горлышко экспорта для того, чтобы украинский АПК на всю свою мощность имел возможность не не только производить продукцию, но и ее продавать в привычных объемах для того, чтобы приносить валютную выручку для Украины.
МИХАИЛ НЕПРАН: Страхование судов — один из важнейших вопросов работы “зернового коридора”
— Чудодейственные украинские морские дроны — это наш успех. С другой стороны, есть политическая и, самое главное, финансовая поддержка со стороны одного из ключевых союзников — Великобритании.
По большому счету, кроме военной угрозы есть еще и большая проблема — это страховка суден. Чем больше проблем на море, тем дороже страховка. Ни одно судно не выйдет из порта, если оно не застраховано.
Где у нас самая старая, самая крупная, самая авторитетная страховая компания в мире? В Лондоне находится рынок страховых компаний Ллойдс, который уже на протяжении 14 лет специализируется на страховании морских грузов. Так вот, когда начинал действовать морской коридор, инициатором этого процесса выступило украинское правительство. Но это очень большие деньги, это сотни миллионов долларов. Украина не смогла бы полностью покрыть страховые.
В содружестве с пулом страховых компаний, с помощью гарантий, которые дали наши западные союзники, смогли обеспечить и страхование. Это была вторая по значимости гарантия после гарантии безопасности от украинских Военно-морских сил.
Морское соглашение под эгидой ООН было заключено до этого от безысходности. У нас не было тогда сил и возможностей взять полностью под контроль и гарантировать безопасность судоходства. Удалось это или нет? На тот момент это был хороший вариант.
Россияне с первого дня всячески тормозили процесс. И через год коридор, по сути, прекратил свое действие, потому что россияне потопили идею желанием затормозить и не дать возможности вывозить грузы. Поэтому ООН была разочарована.
Оказывается, мы можем без них. Были разочарованы и турки, потому что они на этом имели не только политические, но и экономические дивиденды. Но на этом зарабатываем мы и те союзники, которые вместе с нами. Нам помогают Болгария и Румыния.
Учитывая проблемы, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции в Европу, морские пути для нас — ключевой вариант, который поможет снять проблемы с Польшей, Венгрией и Словакией и другими странами, которые ставят вопрос о запрете украинского сельскохозяйственного экспорта.
ДЕНИС МАРЧУК: У Украины есть все шансы выйти на довоенный показатель экспорта сельхозпродукции
— Безопасность в Черном море обеспечена Вооруженными силами Украины. Декабрь был тоже очень хорошим показателем в этом направлении — только аграрной продукции экспортировано около 6,8 млн тонн. Поэтому чем больше мы будем говорить о безопасности, тем больше мы будем иметь прохождения коммерческих судов на территории Украины. Цифры тоже говорят сами за себя.
Если с августа 2023 года по сегодняшний день более 660 кораблей уже вышли из Украины, загрузились продукцией, то еще более 100 кораблей ожидают своего прихода. Это даст возможность в ближайшее время еще перевезти более 3 млн тонн различной продукции, в том числе больше продукции, конечно, сельскохозяйственной… То есть действительно выходим на те показатели, которые имели в довоенный период.
Сейчас работают только порты Большой Одессы. Но даже они не на 100% еще загружены. Поэтому потенциал роста есть.
Будем надеяться, что это будет действительно приводить к экспорту новой продукции, потому что на этот маркетинговый год нам нужно еще экспортировать около 40 млн тонн зерновых и масличных культур.
Планы на этот сезон, чтобы это была цифра не меньше, чтобы товаропроизводители, которые экспортировали свою продукцию, имели возможность выходить с финансированием новой посевной кампании, которая уже активно готовится. На конец февраля уже юг Украины начинает постепенно выходить в поля. Поэтому от этого будет зависеть продуктивность нашего сельского хозяйства на следующий год.
Читайте также: Украина не дает возможности России полностью контролировать Черное море — подробности (ВИДЕО)