В Украине идет жатва: большинство полей, которые еще несколько недель назад были золотисто-желтыми от богатого урожая, убраны. А фермеры уже готовятся к севу озимых культур. Но есть проблема: как продать урожай, если не работают черноморские порты, передает FREEДОМ.
Практически завершена уборочная кампания в Одесской области.
“На севере [региона] отдельные фермеры еще завершают сбор урожая, так как там чуть позже было дозревание. Но в целом пшеница и ячмень — основные культуры, процесс уборки которых был завершен еще в июне и июле”, — говорит глава Ассоциации овощеводов пригородных районов Одессы Денис Ткаченко.
Фермеры рассказывают, что на богатых черноземах собрали хороший урожай. Весенние дожди и солнечное начало лета компенсировали недостаток удобрений в почве. Сейчас назревает другая проблема: как продать зерно, если не работают черноморские порты.
“За бесценок фермер отдает сегодня урожай с поля. Цены на горюче-смазочные и другие составляющие растут, а цены на зерновые — нет. Будет сложно входить в новый сезон”, — констатирует Денис Ткаченко.
В Администрации морских портов Украины говорят, что “зерновой коридор” перестал работать почти месяц назад. Однако еще с апреля российская сторона перестала принимать суда из “Южного” — одного из трех черноморских портов-участников зерновой сделки. А за несколько недель до заявлений о выходе начала блокировать работу сделки на уровне инспекции судов в Стамбуле (Турция).
“Они регистрировали и инспектировали только суда, которые шли в порты “Одесса” и “Черноморск” — только два судна в сутки. Это ничто по сравнению с тем, что необходимо, с тем, какая была потребность. Поэтому можно лишь условно говорить, что зерновая сделка работала — она почти не работала”, — комментирует заместитель директора государственного предприятия “Администрации морских портов Украины” Дмитрий Баринов.
Уже после публичного объявления о выходе из зерновой сделки Россия стала обстреливать черноморские морские порты, уничтожая их инфраструктуру.
“Противник использовал как минимум 5 видов ракет, которые маневрировали вокруг портовой инфраструктуры. Пытаясь попасть в порт, враг также атаковал гражданскую и церковную, как стало известно, инфраструктуру”, — комментировала атаки начальник Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк.
Блокировка работы портов — это удар по экспорту зерновой продукции. За последний год работы благодаря зерновой инициативе Украине удалось экспортировать более 33 млн тонн агропродукции.
“Это повлияло на цены. Они быстро пошли вниз, где-то на 20% снизились мировые цены на агропродукцию. Это положительно, конечно. Лучшим месяцем для зерновой инициативы был октябрь прошлого года: порты большой Одессы отгрузили более 4 млн тонн”, — говорит заместитель директора государственного предприятия “Администрации морских портов Украины” Дмитрий Баринов.
Экономисты прогнозируют: остановка зерновой сделки повлечет за собой повышение цен на зерно в мире, но не критическое. За полтора года полномасштабного вторжения РФ в Украину рынок адаптировался к нестабильности поставок.
“Теряем “зерновой коридор” — это неприятно. Но это не смертельно для стабильности, для курса гривны. Это небольшой, но неприятный удар в первую очередь по аграриям”, — отметил партнер Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза.
Экономисты уверяют: остановка работы зерновой инициативы окажет незначительное влияние на украинскую экономику. Больше всего пострадают аграрии, которые к концу года будут нуждаться в поддержке государства.
“Все, что можно сделать с точки зрения узкого менеджмента, — поддержать аграриев деньгами. Но если будут какие-то более приоритетные задачи, например, построить завод с дронами, то не знаю. Есть программа 5-7-9 (программа доступных кредитов под 7-9%, — ред.), там нужно снизить объемы. Скорее всего, аграриев там оставят и увеличат им лимиты”, — полагает Григорий Кукуруза.
Украинский план выхода из ситуации — сохранение договора с Турцией и ООН. Россия же может просто не участвовать в этой инициативе.
“Президент Владимир Зеленский сказал, что все имеют право на стабильность. И Черноморская зерновая инициатива может и должна работать и дальше. Если без России, то без России. По поводу экспорта зерна — это договор с Турцией и ООН. И он продолжает действовать”, — заявил вице-премьер-министр Украины Александр Кубраков.
Тем временем для экспорта зерна в Украине продолжают функционировать так называемые “сухие коридоры”, при помощи которых перевозка зерна к портам Европы осуществляется наземным транспортом. Продолжают работу также порты Дуная, однако по ним российская армия также пытается наносить удары.
Напомним, постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила: Соединенные Штаты Америки располагают информацией о том, что Россия уже готова возобновить участие в переговорах по зерновому соглашению.