Украина экспортировала через черноморский морской коридор 15 миллионов тонн грузов, из которых 10 миллионов тонн — это агропромышленная продукция, в частности, зерно.
С октября 2023 года Украина вышла на объемы перевозок 3 миллиона тонн в месяц, и останавливаться на этом, похоже, не собирается.
Экспорт украинской агропродукции через “зерновой коридор”
По состоянию на начало 2024 года под погрузкой в портах “Одесса”, “Черноморск” и “Южный” находились 39 кораблей. Еще 83 были готовы зайти в украинские порты и экспортировать почти 2,5 миллиона тонн грузов.
“Подавляющее большинство грузов — это зерно, которого не хватает на глобальном Юге. А что касается работы “зернового коридора”, то он фактически вышел на свои мощности до полномасштабного вторжения”, — заявил в эфире марафона “Єдиних новин” спикер Военно-морских сил ВСУ Дмитрий Плетенчук.
Решающую роль в экспорте украинского зерна играет Румыния — через ее территорию проходит почти 60 % агропродукции. В 2023 году Украина экспортировала через румынский порт Констанца 36 миллионов тонн зерна, что на 50% больше, чем за год до этого.
По информации агентства Reuters, Бухарест стремится увеличить свою транзитную способность до 4 миллионов тонн в месяц. В настоящее время Румыния модернизирует железнодорожную и автомобильную инфраструктуру.
В марте 2024 года в румынском порту Констанца откроют дополнительную гавань для увеличения транзита зерна из Украины.
“Дунай в любой момент может превратиться из резервного маршрута экспорта сельскохозяйственной продукции в основной”, — написал в Facebook директор Украинского Дунайского пароходства Дмитрий Москаленко.
При этом для обеспечения безопасной работы украинского морского коридора Турция, Румыния и Болгария 11 января 2024 года подписали соглашение о совместном плане по обезвреживанию российских мин в Черном море.
Цель инициативы — обеспечение безопасности судоходства и поддержка экспорта украинской агропродукции. В Министерстве обороны Турции сообщили, что для разминирования задействуют по три минных тральщика от каждой страны и военный корабль. Также командующие ВМС трех стран сформируют комитет для управления операцией.
“С началом войны возникла угроза плавучих мин в Черном море. Мы договорились сформировать целевую группу по противоминным мерам против угрозы дрейфующих мин в Черном море. Сотрудничество в рамках подписанного соглашения внесет большой вклад в обеспечение безопасности судоходства в Черном море. Кроме того, я искренне верю, что эта инициатива укрепит тесное сотрудничество между нашими странами”, — заявил министр обороны Турции Яшар Гюлер.
Читайте также: Украина сумела увеличить объемы транзита агропродукции: как этому способствуют союзники (ВИДЕО)
Мнения экспертов
О значении “зернового коридора” для экономики Украины в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета;
- Ольга Трофимцева, и. о. министра аграрной политики и продовольствия (2019 г.), посол по особым поручениям в МИД Украины (2022-2023 гг.);
- Павел Мартышев, аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики;
- Александр Гапон, глава общественной организации “Украинская аграрная ассамблея”.
ДЕНИС МАРЧУК: Поставки оружия влияют на экспорт украинского зерна
— 2024 год более оптимистичный в контексте экспорта аграрной продукции, чем 2023-й. Потому что за декабрь нам удалось экспортировать практически довоенный показатель — более 6 миллионов тонн. А значительная часть — около 4,8 миллиона тонн — были отправлены через порты Одессы.
Новый гуманитарный коридор стал возможен благодаря Вооруженным силам Украины. И если этот потенциал будет сохраняться, нам удастся сделать экспорт всех запланированных объемов на 2023-2024 маркетинговый год.
Имея урожай порядка 80 миллионов тонн зерновых и масличных культур, в этом сезоне нам нужно экспортировать порядка 60 миллионов. Экспортируя по 3-4 миллиона, этого было бы недостаточно.
6 миллионов каждый месяц дает возможность экспортировать все переходные остатки, которые мы имеем. Государству это позволяет получить валютную выручку, а товаропроизводителям, готовящимся к весенней посевной кампании, получить деньги, которые должны быть задействованы в их работе.
Если мы не будем вовремя поставлять свою продукцию, мир окажется в ситуации, когда рост цен на продовольствие будет идти вверх. Эту ситуацию мы уже проходили в 2022 году, когда началось полномасштабное вторжение России, когда из-за отсутствия возможности морского экспорта цены буквально за март выросли более, чем на 15%. Мир это очень сильно ощутил на себе.
Поэтому в дальнейшем, чтобы этого не повторилось, Украина должна получать как можно больше различного вооружения, которое обеспечит безопасность прохождения кораблей и безопасность портовой инфраструктуры от ракетных обстрелов.
Это главные факторы, которые, так или иначе, могут влиять на решение и владельцев корабля, и экипажа заходить или не заходить на территорию Украины. Чем больше будет такого вооружения, тем эффективнее будет сотрудничество Украины со странами, которые готовы экспортировать украинское продовольствие.
ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: Экспортный коридор является хорошим фактором для снятия напряжения на зерновом рынке
— Последние цифры ушедшего 2023 года говорят о том, что в декабре показатели работы портов Одессы были уже практически на довоенном уровне. То есть этим путем перевалили и отгрузили на экспорт больше 4,5 миллиона тонн.
Это действительно очень хороший показатель и для экспорта как такового. Потому что мы знаем, что в том году Украина собрала, несмотря на все сложности, вызовы и проблемы, которые существуют у украинских фермеров, около 80 миллионов зерновых и масличных культур.
Большую часть этого урожая нужно экспортировать, потому что для внутреннего рынка так много зерновых и масличных не нужно. Их можно перерабатывать либо экспортировать в таком виде, как они есть.
И эти возможности, созданные гуманитарным украинским экспортным коридором, конечно же, являются сейчас очень хорошим фактором снятия напряжения на рынке, которое продолжает существовать. И давление на цены на внутреннем рынке также присутствует из-за того, что логистика остается таким “узким горлышком”, несмотря на все эти усилия.
Но ситуация, когда отгружаются миллионы тонн продукции, когда корабли заходят, успешно выходят с грузами и доставляют зерно по всему миру, стала хорошим фактором стабилизации на внутреннем рынке.
Почему это важно для Украины и для украинского агросектора? Это возможность планировать для наших фермеров. В этой сложной ситуации у них основная проблема как раз заключается в том, чтобы принимать решения о посевной компании уже 2024 года: что и сколько они будут сеять, чтобы потом собрать соответствующий урожай.
И такие новости влияют на те решения, которые принимают украинские фермеры. Они будут планировать свою работу, как минимум, на следующий сезон и планировать на два сезона вперед.
Фермеры понимают, что мы можем экспортировать продукцию, что у нас есть Дунай, и есть возможность экспортировать еще и сухопутными путями через нашу границу с Европейским Союзом. Несмотря на все сложности, которые сейчас там существуют, мы видим прогресс в разблокировании наших пограничных переходов.
Соответственно, все такие кирпичики складываются сейчас в довольно оптимистичную картину для украинских агропроизводителей. Украинский АПК сегодня является, наверное, одной из немногих отраслей, которая, несмотря на полномасштабную войну России против Украины, продолжает работать и обеспечивает продовольственную безопасность в странах, начиная от Африки, и заканчивая странами Ближнего Востока.
А для нас это важно, потому что это валюта, которая тоже необходима для нормального функционирования и бюджета Украины, и нашей экономики.
ПАВЕЛ МАРТЫШЕВ: Зерновая сделка — это чистая геополитика
— Минирование и угрозы атак на корабли в открытом море и на портовую инфраструктуру — к слову, международные перевозчики больше боятся атак именно по портам — закладываются в стоимость фрахта и страховки. Поэтому во многом это снижает рентабельность морских перевозок.
Нужно учитывать, что фактор логистики сейчас более важен в контексте стоимости самой логистики, потому что сейчас мировые цены активно снижаются. У нас рекордный урожай в некоторых регионах планеты. Поэтому нам важен каждый доллар, который мы получаем за наше зерно.
Действительно, сейчас морской экспорт становится безальтернативным. И, к примеру, в декабре отгрузки через тот же Дунай снизились, все пошли в морские порты, и мы постепенно приближаемся к лимиту перегрузочных мощностей по трем портам, которые сейчас открыты — “Одесса”, “Черноморск”, “Южный”.
Чтобы перейти полностью на морской экспорт, нам нужно еще задействовать порт “Николаев”. Тогда мы можем реализовать экспортный потенциал с низкими логистическими затратами.
Мы пока не вышли на уровень пиковых месяцев во время зерновой сделки — это октябрь-ноябрь 2022 года. Мы где-то дошли до уровня 70-80% этих объемов. Но мы можем выйти на эти объемы, это не проблема.
Другое дело, что опять мы упираемся в потенциал перевалочных мощностей этих портов. И это, кстати, лимитирует наши возможности достичь довоенного потенциала — 6-7 миллионов тонн.
Зерновая сделка — это чистая геополитика. Она не связана с экономической составляющей морского экспорта. Фактически она была, как одна из площадок посредничества между Россией и Западом при содействии Турции. И, к сожалению, мы видим, что есть проблемы с пропуском тралов для разминирования.
В целом, оптимизм Турции по поводу возобновления зерновой сделки необоснован, потому что сейчас активно используются альтернативные морские коридоры. И, соответственно, Эрдоган понимает, что возобновление зерновой сделки маловероятно.
АЛЕКСАНДР ГАПОН: До конца войны Украина не сможет полноценно использовать морской “зерновой коридор”
— Увеличение экспортного объема сельхозпродукции происходит благодаря титанической работе, которую проводит и Министерство инфраструктуры, и сама система зернового рынка от производителей зерновой продукции до экспортеров.
Это происходит уже на протяжении всего периода большой войны. С самого начала мы говорили о том, что зерновое соглашение с Россией не долгосрочно, хотя на тот момент, когда все это начиналось, оно имело смысл быть.
Но то, что происходит сейчас, это результат той большой работы, когда постепенно наращивались объемы экспорта. Разминирование — это следующий шаг, который будет позволять расширить безопасный коридор прохода судов.
Но то, что касается зернового южного коридора — именно морского коридора — то, скорее всего, до окончания войны мы все-таки не сможем полноценно его использовать.
Но , я надеюсь, благодаря расширению работы по Дунайскому коридору наши польские партнеры все-таки придут в себя и перестанут блокировать работу наземного транспорта на наших границах. Тогда, я думаю, в течение этого года мы должны дойти до 75-80% от экспорта, который был до войны.
Сейчас возможности Украины по поставкам зерна не превышают российские, потому что Россия беспрепятственно вывозит свои зерновые через Черноморское побережье Турции, а мы вывозим это с препятствиями. Вы видели обстрел портов до Нового года, когда пострадали наши суда в портах?
В последнее время мы видим тенденции к увеличению экспорта не только благодаря тому, что улучшилась ситуация с безопасностью. Нет, еще очень сильно повлияло то, что страховые компании начали работать на нашем рынке по новым правилам, и была договоренность о 50 миллиардах долларов общей страховой суммы.
Это очень помогло. И сейчас около 40 судов находятся под загрузкой в портах Одессы.
Что касается Африки, то, действительно, Россия за последнее время забросила такую наживку. Они отправили несколько судов, которые пришли в лояльные к ним страны, в том числе, в Эритрею и Центральноафриканскую Республику. Это была и гуманитарная помощь, и торговля зерном в Сахаре. Российская Федерация продолжает это все полным ходом.
Мы в этом году больше всего зерна поставили в Кабул (столица Афганистана, — ред.), Китай, Египет, в центральноафриканские страны.
Но в данных условиях Россия в любом случае имеет более выгодные позиции, и этому способствует ООН, которая не дает возможности повлиять каким-то образом на вывоз украинского зерна. Зато ООН заявила о том, что никаких преград для вывоза агропродукции из России не будет.
Читайте также: Большая победа для мира: какие перспективы работы морского коридора Украины (ВИДЕО)